Россия подтвердила приверженность политике строго дозированной поддержки для Беларуси, однако продемонстрировала готовность субсидировать экономику союзника до уровня, не допускающего резкого обвала. Официальный Минск в очередной раз подчеркнул свою ограниченную договороспособность и готовность принимать нужные для Кремля решения только в обмен на значимые экономические уступки.
В ближайшей перспективе Беларусь и Россия все же придут к определенному компромиссу в условиях увеличения требований Кремля. Скорее всего, Беларусь будет вынуждена расстаться с некоторыми активами и не предпримет резких шагов против России.
К такому выводу пришли эксперты Белорусского института стратегических исследований (BISS), проанализировав события марта-апреля в двухсторонних отношениях.
Основные тенденции
В марте-апреле 2013 г. белорусско-российские отношения пережили очередную острую фазу, число которых будет неизбежно увеличиваться по мере развития интеграционных процессов в рамках ЕЭП и необходимости для Беларуси выполнять взятые на себя обязательства. Россия подтвердила приверженность политике строго дозированной поддержки для Беларуси, однако продемонстрировала готовность субсидировать экономику союзника до уровня, не допускающего резкого обвала и повторения событий 2011 г.
Официальный Минск в очередной раз подчеркнул свою ограниченную договороспособность и готовность принимать нужные для Кремля решения только в обмен на значимые экономические уступки.
Наиболее важные события
В период с 1 марта по 30 апреля 2013 г. основной интригой в белорусско-российских отношениях был вопрос о том, на какие уступки пойдет официальный Минск, и насколько велика будет поддержка, оказанная Кремлем в обмен на эти уступки. Позиции сторон в целом известны. Россия настаивает на приватизации ряда белорусских предприятий — МАЗа, «Пеленга», Минского завода колесных тягачей, «Гродно Азота» и «Интеграла». Приватизация этих активов должна принести Беларуси около 2,5 млрд. долларов, что, напомним, является условием для поступления уже полученных траншей кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Кроме того, ставится условие, чтобы Беларусь поставила на российский рынок 3,3 млн. тонн нефтепродуктов по определенной цене.
Беларусь настаивает на получении предпоследнего — пятого — транша кредита ЕврАзЭС, на подписании годового топливного баланса включающего поставку нефти в объеме 23 млн. т., а также на выделении фактически безвозмездного кредита в размере 2 млрд. долларов. По итогам интенсивных российско-белорусских переговоров в феврале ситуация, казалось, склонялась к ее разрешению по следующему сценарию: Беларусь соглашается на приватизацию, получает пятый транш кредита АФ ЕврАзЭС и 2 млрд. долларов кредита «на модернизацию», стороны подписывают топливный баланс в размере 23 млн. тонн с обязательством Беларуси поставить на российский рынок 3,3 млн. тонн нефтепродуктов. Официальный Минск рассчитывал, что юридически все это будет утверждено на заседании Высшего госсовета Союзного государства Беларуси и России 15 марта 2013 г.
Однако события пошли по несколько другому сценарию, что было связано, прежде всего, с увеличением требований российской стороной, а также с очевидным нежеланием Кремля дать слишком много своему западному союзнику. В рассматриваемый период Москва заявила о двух очень значимых проектах, прямо затрагивающих Беларусь. Во-первых, это озвученные Владимиром Путиным планы по строительству второй ветки газопровода Ямал-Европа. Во-вторых, это заявление российского министра обороны Сергея Шойгу о создании в Беларуси полноценной российской авиабазы. Оба проекта являются весьма важными для России геополитически, поэтому, по мнению официального Минска, должны быть соответствующим образом оплачены.
Строительство газопровода Ямал-Европа-2 является давним российским проектом, одним из препятствий для реализации которого как раз и являлась ненадежность Беларуси как транзитного государства. После приватизации «Белтрансгаза» и вхождения Беларуси в ЕЭП, этот риск можно считать минимизированным. Следует особо подчеркнуть, что проект второй ветки Ямал-Европа активно поддерживается как путинским окружением, так и самим российским президентом и сулит крупному бизнесу большие выгоды.
Проект по строительству авиабазы также является знаковым. В настоящее время на территории Беларуси функционируют два российских военных объекта, которые, конечно же, не могут претендовать на статус военной базы: радиолокационная станция под Барановичами — станция предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и центр дальней связи ВМФ РФ в Вилейке. СПРН предназначена для раннего предупреждения стартов баллистических ракет, в частности, с территории Германии, Франции, Великобритании и отслеживает небо практически над всей Западной Европой. Станция в Вилейке предназначена для ретрансляции сигналов на российские корабли и подводные лодки, находящиеся в Центральной и Северной Атлантике.
Строительство полноценной авиабазы позволит России не только значительно осложнить очередной поворот официального Минска в сторону Запада, который белорусское руководство осторожно пытается предпринять в настоящее время, но и значительно укрепить свое влияние в стране. По существу, в условиях серьезного российского военного присутствия вопрос о персоналиях в высшем эшелоне белорусской власти и их геополитической ориентации станет менее актуальным, чем в настоящее время. События показали, что Александр Лукашенко уже не в состоянии резко выступить против явного ущемления своей власти: попытки белорусского лидера мягко дезавуировать заявление о базе и представить договоренности как покупку «пары десятков» современных боевых самолетов были малоубедительны.
В этом свете весьма примечательна и проводимая в Беларуси реформа государственного управления, которая фактически свелась к серьезному сокращению численности чиновников при сохранении всех функций госаппарата. В таких авторитарных государствах, как Беларусь, это может привести, с одной стороны, к некоторым хаосу и сумятице в системе государственного управления, а с другой стороны, еще больше консолидировать чиновничьи кланы. В таких условиях повышается угроза внешнего регулирования процессов внутри страны, и строительство российской авиабазы с фактической передачей россиянам контроля над белорусской системой ПВО, возможно, является одним из первых шагов в этом процессе.
Естественно, в таких условиях 2 млрд. долларов кредитов и 2-4,5 млн. тонн нефти (с учетом возможных поставок в объеме не менее 18,5 млн., но не более 23 млн. тонн) за пять ключевых предприятий, возможность для путинского окружения заработать очень серьезные деньги на строительстве газопровода и значительное ограничение суверенитета уже не кажутся официальному Минску подходящими условиями. Взвесив выигрыш российской стороны, Беларусь заняла твердую позицию «надо больше делиться».
Параллельно ситуация в экономике Беларуси продолжает ухудшаться. Значительно увеличились складские запасы, а Национальный банк страны, как и в памятном 2011 г., выступил с заявлением о том, что не собирается тратить золотовалютные резервы для поддержания курса национальной валюты. Отчасти эта ситуация вызвана значительным падением объемов продаж белорусской продукции на российском рынке. Белорусский посол в России Игорь Петришенко прилагает значительные усилия, встречаясь с представителями различных российских регионов, чтобы договориться о поставках белорусской продукции. Однако очевидно, что в будущем проблема будет только усугубляться. Характерно, что, в отличие от конца 1990-х — начала 2000-х гг. это не контакты по укреплению белорусского лобби, а массированные попытки продать хотя бы «по чайной ложке» белорусскую продукцию в условиях продолжающегося падения ее конкурентоспособности.
В этих условиях российское руководство вынуждено спонсировать белорусскую экономику, даже в условиях не всегда добросовестного выполнения официальным Минском взятых на себя обязательств. Тем не менее, следует отметить, что нарушения нарушениям рознь. Так, Россия достаточно вяло реагирует на недобросовестность Беларуси в выполнении обязательств по поставке нефтепродуктов по определенной цене. Это во много связано с тем, что в самой Россией действует мощное лобби, выступающее против увеличения поставок и снижения внутрироссийских цен на нефтепродукты.
К контрабанде нефти Кремль, по-видимому, относится менее благосклонно, так как 26 апреля Комиссия ЕЭК предписала классифицировать сложный органический растворитель в качестве нефтепродукта, за который следует уплачивать пошлину. Практически отсутствует реакция российских властей на хронический демпинг белорусских производителей, а также на существования ограничительных мер по отношению к товарам российских производителей. Затягивание вопроса с приватизацией ряда белорусских предприятий, по мнению ряда экспертов, в большей степени ударяет по позициям бизнесменов, близких к Дмитрию Медведеву, чем по позициям бизнесменов, близких к Владимиру Путину, что также накладывает свой отпечаток на реакцию Кремля.
Российские субсидии, позволяющие поддерживать видимость относительного благополучия в белорусской экономике, может обернуться весьма неприятными политическими последствиями. Многие эксперты отмечают, что экономика Беларуси носит откровенно инфляционно-девальвационный характер, то есть вопрос об очередной девальвации должен формулироваться «не если, а когда». Серьезная российская поддержка в текущем году, возможно, будет использована белорусскими властями, чтобы избежать девальвации. Однако уже в 2014 г. ситуация может измениться, а политические последствия от девальвации в год выборов в местные советы и фактически накануне президентских выборов начала 2015 г. будут неизмеримо более серьезными. Все это поспособствует дальнейшему сужению поля для маневра у Лукашенко и росту российского влияния в Беларуси.
Прогноз на ближайший период
В ближайшей перспективе Беларусь и Россия все же придут к определенному компромиссу в условиях увеличения требований Кремля. Скорее всего, Беларусь будет вынуждена расстаться с определенными активами, а строительство авиабазы или второй ветки газопровода Ямал-Европа никакому сомнению подвергаться не будут.
Россия продолжит субсидирование белорусской экономики на достаточном для поддержания текущей ситуации уровне. Однако это субсидирование будет носить характер укрепления обязательств Беларуси перед Россией, то есть в виде кредитов, отягощенных различными условиями политического и экономического характера.
Беларусь не будет предпринимать никаких резких шагов против России, и в целом будет следовать в русле российской политики, надеясь на последний транш ЕвраАзЭС, 2 млрд. долларов кредита «на модернизацию», а также на утверждение топливного баланса по своему сценарию. Тем не менее, Минск будет прилагать усилия, чтобы противодействовать росту российского влияния, используя Евросоюз и Китай, однако в целом эти усилия будут носить кулуарный характер.