Государство и человек: им не быть друг без другаОТКРЫТЫЙ ФОРУМ В последние месяцы текущего года мы не раз становились свидетелями и активными участниками реализации свободного волеизъявления народа. Достаточно вспомнить процесс выдвижения из всех слоев общества участников третьего Всебелорусского народного собрания и обсуждения на нем важнейших вопросов жизни общества и государства. Роль Всебелорусского народного собрания, учитывая, что оно предполагает непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства, вообще трудно переоценить. Оно построено на традиции вечевого народовластия и позволяет в условиях информационных технологий выявить в чистом виде мнение народа по самым важным вопросам, консолидировать все слои населения и направить их на решение приоритетных задач.В Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент Республики Беларусь определил современное белорусское государство как форму самореализации народа, свидетельствующую о подлинном народовластии, основанном на институтах прямой демократии. Такая форма управления оправдала себя и стала гарантией социально-политической стабильности Беларуси. Полновластие, самоуправление белорусского народа имеет и широкую законодательную основу. Прежде всего следует назвать Конституцию Беларуси, создавшую важнейшие условия для формирования подлинно народного государства. В частности, Конституция определяет белорусский народ в качестве единственного источника государственной власти и носителя суверенитета в Республике Беларусь, предоставляет широкие возможности для развития непосредственной демократии, самореализации народа на всех уровнях государственной власти. Положения Конституции, обеспечивающие подлинное народо-властие, содержатся в ряде законов. Среди них следует отметить прежде всего Избирательный кодекс, а также законы «О республиканских и местных собраниях», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», «Об обращениях граждан» и др. Вместе с тем, как отметил глава государства в своем послании, граждане «хотят больше и активнее участвовать в решении вопросов государственной и общественной значимости». В этом деле важная роль принадлежит депутатам местных Советов, которые согласно статье 20 Закона о статусе депутата местного Совета депутатов обязаны проводить встречи с гражданами в целях информирования их о своей деятельности, а также содействия развитию различных форм местного самоуправления. Развитие самоуправления невозможно без активности граждан, их стремления, желания приносить пользу своему Отечеству. Поэтому девизом нынешней пятилетки стали слова: «Государство для народа, для человека, а человек — во благо своего Отечества». Эта двуединая формула обязывает обе стороны — государство (его органы) и человека осуществлять свою деятельность в интересах друг друга. В последнее время мы являемся свидетелями формирования качественно новых отношений между государственным аппаратом и гражданином. Для иллюстрации можно назвать введение Книги замечаний и предложений, заявительного принципа «одного окна» для упрощения порядка выдачи гражданам справок и иных документов, значительное улучшение работы с обращениями граждан, утверждение Перечня административных процедур, выпол-няемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов. Совет Министров постановлением от 26 мая 2005 г. № 544 обязал республиканские органы государственного управления, иные государственные органы, ему подчиненные, облисполкомы и Минский горисполком рассматривать работу с обращениями граждан как один из важнейших показателей деятельности государственных органов, иных организаций и их руководителей. Конституционный Суд в Послании о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2004 году оценил обращения граждан как одну из важнейших форм взаимодействия государства и граждан, реализации гражданами права на участие в управлении делами государства и общества, закрепленного в статьях 37 и 40 Конституции. Важная роль в обеспечении выполнения решений Всебелорусского народного вече принадлежит совершенному законодательству. В Послании бело-русскому народу и Национальному собранию определены важнейшие требования, которым должно соответствовать современное законодательство, сделан акцент на том, что «высокое качество законодательства — критерий цивилизованности государства». Хочется отметить, что и Конституционный Суд в своих ежегодных посланиях уделяет значительное внимание совершенствованию законодательства. На современном этапе выделяются четыре испытанные временем и доказавшие свою эффективность института самоорганизации, самоуправления народа: Советы депутатов, профсоюзы, молодежные общественные объединения и общественные объединения ветеранов. Важно законодательным образом укрепить связи, взаимодействия молодежных и ветеранских организаций с республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления. В частности, конкретизировать положения статей 6 Закона о профессиональных союзах и 28 Закона о ветеранах, а также предписания Закона об общественных объединениях. Анатолий ТИКОВЕНКО, судья Конституционного Суда Республики Беларусь.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В последние месяцы текущего года мы не раз становились свидетелями и активными участниками реализации свободного волеизъявления народа
|
|