Галина Харитонова, председатель Минского районного Совета депутатов: «Финансовые трудности держат на
Наталия КАРПЕНКО
Разговор о насущном Есть такой журналистский штамп — «человек на своем месте». И тем не менее, именно эта фраза первой приходит на ум, когда беседуешь с председателем Минского районного Совета депутатов Галиной Харитоновой. Хотя само понятие «рабочее место» для Галины Павловны очень относительно. С таким же успехом ее рабочим местом можно назвать любой из 19 сельсоветов, расположенных на территории района, а также любой из 364 населенных пунктов. Телефонный аппарат на столе в кабинете, а теперь еще и мобильный практически не умолкают. Жить в режиме, когда ты всем нужен, далеко не просто. Но более чем за 20 лет работы в системе государственного управления Харитонова привыкла заниматься чужими проблемами. Они не только не «напрягают» ее, но, наоборот, стали смыслом жизни.— Галина Павловна, как бы вы определили суть своей работы? — Так сразу и не ответишь, тут слово хочется подобрать подходящее. Мы — власть для людей, людская власть. И суть наших обязанностей — служить людям. В этом и заключается смысл власти. Вот вы обратили внимание на «нерегламентированность» моего рабочего времени. А оно и не может быть регламентированным, потому что здесь и проблемы людей, наших граждан, и вопросы по сельским Советам нижестоящего уровня. Но если ты любишь свое дело, то каждый день идешь на работу с какими-то идеями, планами. По дороге на работу, по дороге с работы, дома вечером складываешь эти планы и идеи в цепочку. Время сегодня такое, что уже не дает стоять на месте, жить прошлыми заслугами. Каждый день должен приносить постановку каких-то новых задач... — По-моему, с новыми задачами у органов местного управления в последнее время недостатка нет. Ваши проблемы то и дело обсуждаются на самом высоком уровне... — Да, на последнем совещании у главы государства по совершенствованию системы работы первичного звена власти очень четко были очерчены все проблемы и пос- тавлены задачи. Очень корректно, не умаляя роли низового звена и лиц, его представляющих, президент подчеркнул, что эта власть сама должна быть управляема, то есть, она должна быть неотъемлемой частью «вертикали». Я, допустим, хотела бы, чтобы такой подход коснулся не только председателей сельских Советов, но и председателей Советов депутатов районного уровня. Чтобы последних не только избирали по согласованию с председателем соответствующего исполнительного комитета, но и заключали с ними контракты. Мои оппоненты мне могут сказать: зачем, мол, рубить сук, на котором сидишь? Избрали тебя депутаты, вот и работай, никому не кланяясь и не подчиняясь. К чему какие-то контракты, если ты — законодательная власть? Но, если хотите знать, я вообще не приемлю деления власти на «ту» и «другую». Что тут делить? Мы едины, а себя я всегда с гордостью относила и отношу к «вертикали» — пусть не обидятся на меня коллеги, депутаты районного Совета. Ведь контракт предусматривает не только обязанности, но и определенные гарантии. Это прогрессивная форма трудовых отношений, по которой работает весь мир. — Кстати о коллегах... Наверняка, завидуют: мол, какие проблемы у пристоличного района? Если и возникнут, тут же найдется кому их решить. — Проблем в пристоличном районе больше, чем где бы то ни было. У кого-то в районах есть сельсоветы по 700 жителей, а у нас в одном только Боровлянском сельсовете скоро будет 20 тысяч. А там работает председатель практически с такой же зарплатой, как и у его коллеги из небольшого сельсовета. А теперь сравните, сколько времени и сил понадобится одному и второму, чтобы объехать все свои населенные пункты и встретиться c людьми, сколько посещений приходится на приемные дни одного и второго... Штаты сотрудников в этих Советах почти одинаковые, хотя задачи и требования несоизмеримы. Запросы населения, «избалованного» близостью столицы, также постоянно возрастают. Людям и дороги нужны, «как в Минске», чтобы в тапочках можно было ходить, и освещение — чтобы на каждой опоре по два-три фонаря горело. А требования к работе школ, садиков, медицинских учреждений, которые остались на балансе сельисполкомов? Отсюда и требования к власти на местах. — Как не ошибиться с выбором человека на такую ответственную дол-жность? Задаю этот вопрос еще и потому, что совсем скоро — через полгода — нам всем предстоит выбирать своих представителей в органы местного управления, ближе всего стоящие к нуждам людей. — Да, председатель сельского Совета сегодня — это очень ответственно. Только тот, кто ничего не смыслит в нашей работе, считает: ну что там такого? Что они делают? Человек на этой должности должен быть образован, развит, энергичен, инициативен, изобретателен. Он должен обладать высокой культурой и интеллектом. Но прежде всего он должен любить людей и общение с ними. Ему необходимо понимать, что люди эти — его семья, а он в этой семье настоящий ХОЗЯИН, осознающий ответственность за каждого, создающий достойные условия жизни на своей территории. Но если у этого хозяина взыграли амбиции, появилось много спеси и высокомерия... Все, сдавай полномочия, иначе власть будет использована не во благо людям, а во вред. Но не нужно путать амбиции с авторитетом. Последний как раз и завоевывается через служение людям, умение поставить себя выше — не человека, а обстоятельств, найти выход, верное решение. Но хороший человек и хороший председатель сельского Совета — это не совсем одно и то же. Даже очень хороший человек может оказаться плохим организатором, неумеющим ладить с людьми и находить общий язык с руководителями предприятий. Ведь авторитет председателю сельского Совета никто, кроме него самого, не завоюет. Нужно так себя поставить, чтобы тебя зауважали и подчиненные, и руководители, и все жители. — Вы, Галина Павловна, по-моему, идеализируете эту фигуру. Дай Бог, чтоб председатель сельского Совета соответствовал хотя бы половине всех требований. — На самом деле достойных людей очень много. Уровень председательского корпуса того же Минского района очень высокий. Думаю, что после введения контрактной системы ответственность председателей низового звена власти значительно возрастет. — Но первичное звено настороженно относится к этому нововведению. Кое-кто боится, что тот же председатель райисполкома из личных антипатий может преждевременно расторгнуть контракт. — Ай-яй-яй... Да они, скорее, боятся требований, которые по отношению к ним возрастут... Но вы представьте, как было раньше. Вот выбрали депутаты сельского Совета председателя, а через полгода оказалось, что он не справляется с обязанностями. И не только не справляется, но и не стремится заниматься самообразованием, причем, ему не помогают ни советы коллег, ни нравоучения. Отозвать такого было целой проблемой! Для этого требовалось решение сессии, поддержка предложения об отзыве депутатами Совета. Не проголосовали депутаты — все, работай, председатель, дальше... Контракт же значительно упростит эту процедуру. Но поверьте, хорошего председателя сельисполкома никто никогда должности не лишит. Личных антипатий здесь быть не может. Здесь одно «личное» — работа. И если человек хорошо работает — разве плохо от этого председателю райисполкома? — Мы с вами все больше пока о требованиях говорим... Но соответствуют ли требования, предъявляемые руководителям первичного звена власти, их возможностям? Например, вас устраивает имеющаяся материальная база сельисполкомов Минского района? — Наверное, прочитав ответ, коллеги действительно мне позавидуют, но начну с хорошего. Все сельские и поселковый исполкомы Минского района при активной поддержке райисполкома обеспечены служебным транспортом, абсолютно все имеют служебную мобильную связь. Все 19 административных зданий отремонтированы и находятся в хорошем — если не сказать отличном — состоянии. Абсолютно все обеспечены компьютерами, а где-то их от трех до пяти и больше. Кстати, сотрудники аппарата сельисполкомов уже владеют навыками работы на компьютере. В административные здания приятно заходить — и это нормально, так должно быть. Ненормально — когда председатель на лошади или на велосипеде догоняет своего жителя, который проезжает мимо на иномарке. Еще я очень горжусь тем, что у нас при каждом сельисполкоме имеются или коммунальные унитарные предприятия, или коммунальные звенья, где есть техника и прицепные орудия. КУПы оказывают неоценимую помощь в уборке территорий, благоустройстве, вывозе мусора. Кроме того, они оказывают помощь населению, выполняя — за небольшую плату — ряд услуг по обработке приусадебных участков. Да, для сельисполкома КУП — это головная боль, так как предприятие себя не окупает. Но сегодня мы пришли к выводу, что без них не обойтись. Они нужны людям. Сельисполкому содержать КУП хлопотно, накладно, денег нет, механизм финансирования как следует не отлажен. В идеале он должен окупаться, но окупаться никогда не будет, потому что цены на услуги для сельчан не могут быть заоблачными. — Тогда зачем они вам? — Ну вот представьте себе, что с завтрашнего дня в Минском районе не будет этих коммунальных предприятий. Кто поедет по 364 населенным пунктам собирать мусор? — А хозяйства? — Зачем это хозяйствам? У них своя задача — вырастить урожай. Ну разве что в маленьких сельсоветах, где небольшой объем работы, хозяйство сможет справиться с такого рода услугами. А в больших? Так что я считаю, что за КУПами будущее, тем более что сельский Совет и исполком сегодня должны решать все вопросы жизнеобеспечения населения. Другое дело, необходимо предусмотреть какую-то дотацию для этих служб, заложить ее в бюджет. Вот тогда действительно будет толк. — Но ведь бюджет не резиновый... Вот сейчас думают: нужны ли вообще сельисполкомам расходные полномочия? Должен ли быть у них свой бюджет? Некоторые финансисты говорят: а зачем? Они — власть, вот пусть и отдают распоряжения соответствующим службам, а те пусть и отвечают: за свет, дороги и т.п. — Абсолютно неграмотный подход. Да, освещение сделают электросети, но кто будет платить за потребленную энергию? Мы эти деньги запланировали для сельсоветов на этот год — кому 5, кому 10 миллионов, но они их давно уже «съели». А платить за электроэнергию нужно регулярно. Далее — дороги. В Минском районе на балансе районных организаций находятся только транзитные. Остальные, как говорится, ничьи, хозяйства ими не занимаются. Но спрашивают за их состояние с кого? С сельисполкома. Полторы тысячи километров дорог (!) на территории Минского района — «ничейные». Профинансировать такие затраты в одночасье просто немыслимо, здесь должна быть создана специализированная организация или подразделение ЖКХ, или, может, нужно передать эти дороги на баланс уже созданных дорожных служб. Но пока этого нет — сельисполком должен как-то дороги эти содержать. А материальная помощь или помощь при экстренных случаях? Почему эти деньги надо запрашивать через райисполком? Ведь пока они придут... Вовремя оказанная человеку помощь и негативное явление предотвратит, и авторитет местной власти поднимет. Скажу, что финансовые проблемы не ставят нас в тупик, но держат в постоянном тонусе. — Сейчас идет работа над проектом указа о принятии Положения «О председателе сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполнительного комитета». В качестве «трибуны» вы можете прямо сейчас использовать наше издание. — Спасибо. По ходу беседы мы уже затронули многие проблемы. Штаты местных исполкомов должны однозначно иметь прямую зависимость от численности населения. Второе. Численность населения сельсовета необходимо упорядочить от минимальной до максимальной. Не может так быть, чтобы в одном сельсовете проживало 700 человек, а в другом 20 тысяч. В-третьих, в штате больших исполкомов, естественно, должна быть единица юриста. Ведь приходит масса писем, вопросов правового характера, возникают земельные и юридические споры, споры имущественного характера. Все это решает сегодня сельский Совет. Вот мы с вами говорили о том, каким должен быть сегодня председатель сельского Совета. Но чтобы привлечь действительно компетентные кадры, нужно подумать о достойной для них заработной плате. Например, разрешить председателю райисполкома устанавливать персональные надбавки с учетом вклада каждого. — Галина Павловна, а лично у вас как складываются отношения с «первичным звеном»? — В этом и заключаются мои обязанности — постоянно выезжать на места, знать обо всем, что там происходит. Работу строим на партнерской основе. Если кто-то чего-то не знает — учим, если не может — помогаем, подсказываем. Мы не проверяющие, скорее, направляющие. По такому же принципу работает в Минском районе и исполнительная власть. Возможно, поэтому у районного Совета депутатов и исполкома нет никаких проблем с взаимопониманием. Зато есть единый подход к решению проблем. Вместе стараемся замечать ростки не только плохого, но и хорошего. Поощрять людей, продвигать... Не секрет, что работа власти во многом зависит от тех людей, которые стоят у власти. Тот, кто хочет работать, всегда с умом использует имеющиеся полномочия. А тот, кто не хочет, постоянно будет или взаимоотношения выяснять, или выискивать, что ему положено делать, а что не положено...
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Галина Харитонова, председатель Минского районного Совета депутатов: «Финансовые трудности держат на Есть такой журналистский штамп — «человек на своем месте». И тем не менее, именно эта фраза первой приходит на ум, когда беседуешь с председателем Мин
|
|