21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Такие злободневные обращения…

26.08.2009 08:58 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь Григорий ВАСИЛЕВИЧ отвечает на вопросы граждан, поступившие в эту авторитетную инстанцию 

В  2005 году  в Конституционный Суд обратилось более 5 тысяч граждан, в 2006 году — более 6 тысяч. Чаще всего обращения обусловлены тем, что проблемы граждан не решены уполномоченными органами власти, в том числе местными, а также общими или хозяйственными судами. 

Граждане пишут о недостатках законодательства, пробелах, о необходимости принятия новых или внесении изменений в действующие акты. Более половины обращений  — это жалобы  на действия государственных органов и должностных лиц. Примерно в четверти обращений граждане выражают несогласие с постановлениями общих судов и их исполнением. 

Сегодня «Р» публикует некоторые, на наш взгляд, наиболее злободневные вопросы и ответы на них председателя Конституционного Суда Григория ВАСИЛЕВИЧА. 

Вопрос: Справедливо ли определение размера платы за техническое обслуживание квартиры, исходя из общей площади жилого помещения и количества проживающих в нем лиц? Предлагаю ввести единый для всех порядок, не учитывающий количество проживающих в жилом помещении лиц, в том числе без льгот по оплате технического обслуживания в однокомнатной квартире. 

Ответ: Определение платы населения за услуги по техническому обслуживанию жилых домов, оказываемые жилищно-эксплуатационными организациями (ЖЭО) государственной формы собственности, производится в едином на территории всей Беларуси порядке. Граждане оплачивают не фактически проведенный по их конкретному дому комплекс работ (услуг), а погашают расходы ЖЭО, понесенные ею в совокупности по всем жилым домам, находящимся у нее на обслуживании. При этом фактические расходы ЖЭО не являются непосредственной основой для определения размера жилищно-коммунальных платежей населения, а служат лишь базой для установления усредненной нормативной себестоимости эксплуатации жилищного фонда.  

В результате граждане оплачивают техническое обслуживание по единым ставкам и нормативам себестоимости независимо от того, какие именно произведены за оплачиваемый период времени расходы по обслуживанию дома, в котором они проживают. 

Как ставка платы за техническое обслуживание 1 квадратного метра общей площади, так и норматив себестоимости работ (услуг) формируются на основании совокупных расходов по всем находящимся на обслуживании домам. При этом ставка, являющаяся основой для определения размера платежей населения, ниже не только фактических расходов, но и норматива себестоимости. В такой ситуации ЖЭО вынуждены покрывать расходы, не возмещаемые населением, за счет других источников финансирования (бюджет, целевой жилищный сбор, аренда, перекладывание затрат на юридические лица и др.). Таким образом, посредством установления ставок платы за техническое обслуживание (они ниже себестоимости обслуживания) гражданам оказывается своего рода финансовая поддержка. Учитывая предусмотренное законодательством право граждан иметь на праве собственности жилые помещения без ограничения их количества и размера (статья 101 Жилищного кодекса), следует считать обоснованным предоставление такой поддержки лишь в пределах определенной нормы площади (20 кв. м и 10 кв. м на семью). 

В то же время законодательство предоставляет отдельным категориям граждан льготу по оплате технического обслуживания – право оплачивать техническое обслуживание по установленным ставкам в пределах площади, превышающей установленные нормы. Так, согласно постановлению Совета Министров от 25 августа 1999 г. № 1332 помимо льготы гражданам, проживающим в однокомнатных квартирах, возможность оплачивать техническое обслуживание по установленным ставкам независимо от размера занимаемых жилых помещений предоставлена также неработающим пенсионерам при достижении женщинами 55 лет, мужчинами — 60 лет; инвалидам 1-й и 2-й групп, проживающим отдельно от трудоспособных членов семьи; лицам, проживающим в квартирах, заселенных несколькими нанимателями (собственниками жилых помещений), и другим гражданам. 

Что касается предложения по введению единого для всех порядка определения платы за техническое обслуживание, не учитывающего количество проживающих в жилом помещении лиц, то реализация данного предложения в условиях сохранения государственного дотирования расходов по такому обслуживанию затруднена. Представляется, что после введения стопроцентного возмещения гражданами расходов на техническое обслуживание жилищного фонда стали бы возможны учет фактических расходов по техническому обслуживанию каждого дома в отдельности и определение доли каждого нанимателя (собственника жилого помещения) в этих расходах независимо от количества проживающих в жилом помещении лиц. 

Вопрос: Почему с жильцов специального дома для ветеранов, престарелых и инвалидов взимают плату за капитальный ремонт жилищного фонда? Считаем незаконным уравнивание таких жильцов с жильцами домов, не являющихся специальными, относительно внесения названного платежа. Просим рассмотреть конституционность положений постановления Совета Министров от 25 августа 1999 г. № 1332, устанавливающих плату за капитальный ремонт независимо от того, в каком доме проживают граждане. 

Ответ: Обязанность граждан, проживающих в жилых помещениях любого жилищного фонда независимо от его принадлежности (частный или государственный), осуществлять отчисления на капитальный ремонт жилых домов в целом введена Жилищным кодексом,  вступившим в силу с
1 июля 1999 г. Согласно положениям этого Кодекса отчисление средств на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома осуществляется ежемесячно в порядке, установленном Советом Министров. 

Совет Министров в вышеуказанном постановлении урегулировал порядок осуществления обязанности по внесению средств на капитальный ремонт. Льготы по отчислениям на капитальный ремонт жильцами специальных домов законодательством не предусмотрены. 

Вопрос: Какой порядок бесплатного отпуска участникам Великой Отечественной войны лекарственных средств по рецептам врачей? 

Ответ: Законом «О ветеранах» установлены права и льготы для участников Великой Отечественной войны, в том числе право на бесплатное получение лекарств, выдаваемых по рецептам врачей на условиях и в порядке, установленных Советом Министров. 

Данная льгота для участников Великой Отечественной войны предусмотрена также подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 10 Закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». 

Постановлением Совета Министров от 2 декабря 1993 года № 814 утвержден порядок бесплатного обеспечения лекарственными средствами, согласно которому бесплатный отпуск лекарственных средств осуществляется из аптек военно-медицинских учреждений, а также из аптек Министерства здравоохранения с последующим представлением счетов на оплату стоимости лекарств в учреждения, которыми были выписаны рецепты. 

Положениями Закона «О здравоохранении» предусмотрено, что перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам или без рецепта врача, порядок выписки рецептов и отпуска гражданам лекарственных средств устанавливаются Министерством здравоохранения. 

Согласно постановлению Министерства здравоохранения от 5 сентября 2000 года № 39 лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются участникам Великой Отечественной войны бесплатно, в количестве, не превышающем указанное в рецепте, при предъявлении документа, подтверждающего право на их бесплатное получение, в любой государственной аптеке, независимо от места нахождения выписавшего рецепт лечебно-профилактического учреждения системы здравоохранения Республики Беларусь. 

Постановлением Министерства здравоохранения от 14 марта 2000 года № 2 утвержден также Перечень лекарственных средств, не подлежащих реализации из аптечных учреждений и предприятий на льготных условиях и бесплатно. В перечне указаны лекарственные средства, которые обладают профилактическим действием и применяются для улучшения качества жизни, а не для лечения конкретных заболеваний. 

Аналогичная норма закреплена в статье 5 Закона «О лекарственных средствах», согласно которой льготное, в том числе бесплатное, обеспечение лекарственными средствами осуществляется в пределах перечня основных лекарственных средств. Перечень основных лекарственных средств – список лекарственных средств, удовлетворяющих жизненно важные потребности населения Беларуси в лекарственном обеспечении, — утверждается Министерством здравоохранения. 

Вопрос: Правомерно ли то, что невозможно использовать для погашения кредита на строительство жилого помещения (квартиры) именные приватизационные чеки «Жилье», приобретенные от дарителя, которому они не начислялись? Я подарил дочери начисленные мне и перерегистрированные в установленном порядке чеки «Жилье», а дочь – своему мужу. Однако после нотариального удостоверения договора дарения и подачи документов в АСБ «Беларусбанк» для переоформления чеков на нового владельца стало известно, что на погашение кредита чеки использованы быть не могут, так как они не были начислены непосредственно дарителю, причем нотариус, удостоверяющий договор дарения чеков, об этом не предупредил. 

Ответ: В соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» право граждан Республики Беларусь на денежную жилищную квоту удостоверяется именными приватизационными чеками «Жилье». Жилищные квоты (именные приватизационные чеки «Жилье») не подлежат отчуждению, за исключением дарения их по нотариально удостоверенному договору супругу (супруге), родителям, детям, усыновителям, усыновленным, родным братьям и сестрам, деду, бабке, внукам, перехода права собственности по наследству либо по решению суда. 

После 1 января 2006 года находятся в обращении и используются в соответствии с законодательством только перерегистрированные чеки «Жилье». Они подлежат индексации в случаях использования их гражданами и членами их семей, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для уплаты паевого взноса в жилищно-строительном кооперативе либо погашения кредита (ссуды), взятого на это строительство, финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве, приобретения жилья путем покупки, а также для погашения задолженности по кредитам банков и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели. 

Ограничение по использованию чеков «Жилье» предусмотрено положениями Декрета Президента от 7 июня 2005 года № 6: перерегистрированные в установленном порядке и подаренные чеки «Жилье» могут быть проиндексированы в целях их использования на погашение кредита, взятого на строительство жилого помещения, если они получены в результате дарения от вышеназванных лиц и начислены дарителю в установленном порядке. В связи с этим неоднократно приобретенные (например, передаренные) чеки «Жилье» последним из одаряемых не могут быть использованы на погашение кредита на законном основании. 

Нотариальное удостоверение договора дарения чеков «Жилье», принадлежащих дарителю на законном основании, но ему не начисленных, приводит к последствиям, противоречащим намерениям участников сделки осуществить дарение для достижения цели – погашения кредита на строительство жилого помещения. 

Согласно Закону «О нотариате и нотариальной деятельности» нотариусы обязаны оказывать гражданам и юридическим лицам, обратившимся за совершением нотариального действия, содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемого нотариального действия. 

В связи с указанной заявителем проблемой Конституционный Суд обратился в Министерство юстиции с предложением о целесообразности направления нотариальным конторам разъяснений, направленных на надлежащее исполнение нотариусами предусмотренных законодательством требований по выяснению соответствия намерениям сторон удостоверяемого договора дарения именных приватизационных чеков «Жилье» и предупреждению о последствиях его совершения. 

Информация о фактах ненадлежащего разъяснения нотариусами гражданам последствий договоров дарения чеков «Жилье», приведших к невозможности реализации гражданами своих прав и законных интересов, рассмотрена и доведена до сведения на заседании Совета нотариусов при Министерстве юстиции, состоявшемся 3 мая 2007 года. Кроме того, Министерство юстиции поручило управлениям юстиции обл­исполкомов и Мингорисполкома принять меры, направленные на исключение подобных ситуаций. 

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь Григорий Василевич отвечает на вопросы граждан, поступившие в эту авторитетную инстанцию. Сегод
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика