Переоценим ценности
Переоценим ценности
Действующее законодательство недостаточно защищает интересы детей, но в ближайшее время улучшений не предвидится. Марина КУЛИКОВА По крайней мере, такое сложилось впечатление после выездного заседания постоянной комиссии ППНС по охране здоровья, физкультуре, делам семьи и молодежи, которое состоялось 25 марта. Целый день депутаты посвятили посещению социальных объектов Московского района столицы. В основном их интересовало, как выполняются требования пресловутого Декрета № 18, который обязывает нерадивых родителей возмещать содержание своих детей в интернатах. Но по ходу вскрылся и целый ряд других проблем. Причем депутатов едва ли не больше всего поразил размер заработных плат воспитателей детских садов, социальных приютов и центров коррекции и развития. "300 тысяч — это же один раз в магазин сходить..." — сокрушалась одна из депутатов, пораженная, как можно за такие деньги с энтузиазмом заниматься любимым делом. Впрочем, и энтузиастов все меньше и меньше, поэтому по всему Минску наблюдается острый дефицит сотрудников именно дошкольных и социальных учреждений, — стартовый оклад для молодого специалиста чуть более 200 BYR в месяц мало кого устраивает. Даже заботливо распределенные выпускники-бюджетники стараются всеми правдами и неправдами от такой заботы отказаться и трудоустроиться самостоятельно. "Зарплату надо повышать. Хотя бы до уровня педагогов в школах", — высказался при подведении итогов заседания председатель комиссии Олег Величко. Правда, так и не объяснил, каким же образом депутаты намерены этого добиваться. Если намерены вообще. "Открытием" для депутатов стали и пробелы в жилищном законодательстве, о которых рассказали судьи суда Московского района. В очередной раз депутаты услышали о том, что при разделе совместного нажитого жилья в бракоразводных процессах интересы детей не учитываются. Суды просто делят доли отца и матери в жилом помещении. После этого один из супругов имеет право свою долю продать. Закон, конечно, предусматривает, что в первую очередь жилплощадь должна быть предложена второму сособственнику, но чаще всего он просто не имеет достаточных средств, чтобы реализовать свое право на покупку жилья. Вот так квартиры построенные, в том числе и за льготные кредиты, становятся коммунальными. "Это же какой-то замкнутый круг получается! — эмоционально возмущался депутат Игорь Карпенко. — Сначала мы даем им кредиты на строительство квартиры, а потом все сначала — жилищные условия ухудшаются, матери с детьми снова на очередь становятся как нуждающиеся!" При этом учесть интересы ребенка суд может: требования одного из супругов определить для детей порядок пользования квартирой в целом (то есть вне зависимости от долей супругов) достаточно для того, чтобы лишить вторую половину права продажи своей доли до совершеннолетия детей. Единственное "но": по своему незнанию супруги при разделе жилья этого просто не требуют. А вот если закрепить право пользования помещением несовершеннолетних детей законодательно, вопросы были бы сняты. С исполнением Декрета № 18 тоже не все так гладко, как хотелось бы. По признанию сотрудников суда, взыскать деньги на содержание детей с обоих родителей не так просто. Во-первых, 70% из них — алкоголики, то есть люди больные, не всегда отвечающие за свои поступки. Во-вторых, большинство из них не хотят ничего менять в своей жизни, особенно начинать работать. Поэтому участковым милиционерам приходится (это вменено в обязанность) доставлять несознательных граждан к месту работы. Хотя это вовсе не гарантирует, что "обязанный" родитель все-таки исполнит свой трудовой долг. В-третьих, опять же, из-за небольшой зарплаты штат судебных приставов постоянно обновляется, а круг обязанностей непрерывно расширяется. Категория таких "обязанных" родителей сложная, требующая особого подхода и, соответственно, трудозатрат и самоотдачи. Про энтузиастов говорилось выше. При посещении социального приюта всплыла еще одна "бумажная" проблема: для того чтобы приюту получить свидетельство о смерти родителей находящегося в их учреждении ребенка, приходится оплачивать госпошлину в размере 36 тыс. BYR. Деньги небольшие, но бюджет соцприюта этих расходов не предусматривает. "Это нонсенс, чтобы одно госучреждение брало деньги с другого!" — возмущались депутаты. Впрочем, несмотря на очень искреннее удивление по поводу услышанного на выездном заседании, о многих аналогичных проблемах депутаты осведомлены прекрасно. В своем выступлении член Совета республики Татьяна Кравченко заострила внимание лишь на нескольких вопросах. К примеру, средств на оздоровление детей-инвалидов ежегодно выделяется только на 9% нуждающихся (всего в стране 28 тысяч детей-инвалидов, а бюджет может профинансировать отдых лишь 2,5 тысячи детей). Не решена проблема с выплатой пособия на содержание детей, чьи отцы (матери) уклоняются от уплаты алиментов. По-прежнему для получения льготного кредита для семьи, имеющей 5 детей, требуются два поручителя, хотя такой кредит, согласно указу президента, полностью погашает государство. Депутат Галина Мазуркевич при подведении итогов заострила внимание присутствующих на другом факте: ежемесячное пособие на содержание ребенка до трех лет сегодня составляет чуть более 160 тыс. BYR, в то же время на содержание ребенка в детдоме или в колонии государство тратит почти 1 млн. BYR в месяц. "Не пришло ли время переоценить ценности?" — задалась риторическим вопросом депутат. Судя по тому, что даже решение об увеличении пособий на содержание детей до сегодняшних 80% БПМ депутатам понадобилось почти 4 года (инициатива возникла, когда нынешний состав ППНС только начинал свою работу), это время наступит не скоро. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Действующее законодательство недостаточно защищает интересы детей, но в ближайшее время улучшений не предвидится.
|
|