Прибыль лежит в глубине переработки нефти
Прибыль лежит в глубине переработки нефти
Чарадою аблокі, як сведкі часоў,
Над Заходняй Дзвіной праплываюць,
Тут паданні жывуць пра майстроў-землякоў
І пра волатаў песні складаюць:
Тыя волаты – слава краіны маёй –
Падуладны рабочым рукам,
З імі крочыць нястрымнай, магутнай хадой
Наваполацкі волат "НАФТАН".
После окончания программы модернизации и технического перевооружения по конкурентоспособности ОАО "Нафтан" станет одним из лучших предприятий на территории СНГ и Восточной Европы. Нефтяные цены растут с беспокойной стабильностью. Не успела биржевая стоимость барреля перевалить за тревожную отметку 140 долларов, как эксперты прогнозируют рост до 200 долларов. Сегодня большинство экспертов сходятся в одном: экономически стабильными, конкурентоспособными и привлекательными для инвестиций будут нефтеперерабатывающие предприятия с широким продуктовым портфелем, диверсифицированным производством и наличием технологий по глубокой переработке нефти. По этим трем направлениям и развивается ОАО "Нафтан". Сегодня по уровню внедрения современных технологий и глубине переработки нефти это предприятие входит в десятку лидеров на территории СНГ. А после окончания мероприятий, предусмотренных программой модернизации на 2005—2010 годы, технологии новополоцкого предприятия достигнут мирового уровня. В перманентном развитии Первый белорусский бензин на ОАО "Нафтан" получили 45 лет назад, в 1963 году. Тогда это было относительно небольшое предприятие, которое перерабатывало 6 млн тонн сырой нефти в год. Его основу составляли 3 установки: по первичной переработке нефти АВТ-1, термического крекинга мазута и производства битума. Строительство новых технологических мощностей началось практически сразу после пуска завода. Уже в 1964 году на ОАО "Нафтан" вводится в эксплуатацию установка каталитического риформинга бензинов, в следующем — комплекс по производству масел, вторая установка по первичной переработке нефти, установка по гидроочистке дизельного топлива, сероочистке сухих газов, а также начинается производство серной кислоты из сероводорода. Вскоре предприятие увеличило объемы переработки нефти до 17 млн тонн, а к середине 80-х — до 25 млн тонн. К этому времени "Нафтан" значительно увеличил выпуск светлых нефтепродуктов, масел, битумов, присадок для масел. Было освоено производство ароматических углеводородов: бензола, толуола, этилбензола, ксилола, а также других нефтепродуктов. Однако в 90-х началось падение объемов производства, которые достигли рекордно низкой отметки в 1999 году — немногим более 6 млн тонн. Тогда на предприятии простаивало чуть ли не половина установок. Естественно, в большей степени такая ситуация возникла из-за влияния внешних факторов — снижения поставок российской нефти. Однако уже тогда было понятно: рассчитывать на большие поставки сырья можно только при наличии соответствующих производственных мощностей для ее переработки, причем по самым современным технологиям. Вывела предприятие из кризиса программа модернизации "Нафтан 1999—2003". Она охватила 11 объектов, практически весь технологический цикл, что позволило увеличить выход светлых нефтепродуктов на тонну переработанной нефти, повысить качество продукции, освоить выпуск новых ее видов, в том числе и экспортноориентированных. Сейчас ОАО "Нафтан" ежегодно перерабатывает 10,8 миллиона тонн нефти. Выпуск наименее стоимостного продукта — мазута снизился до 17—25 % (с 45—47 % в начале 90-х годов). Выполняется вторая программа модернизации "Нафтан 2005—2010". Реализуются проекты по получению дополнительной тепловой энергии и собственного производства электроэнергии. Например, только замена шиберов после печей на установке АТВ-6 позволит сэкономить в этом году не менее 33000 Гкал. А реализация всех энергосберегающих мероприятий даст экономию в 40 тыс. тонн условного топлива, или более 12 млрд руб. Время великих рисков Мировой рынок нефти и энергоносителей находится на пороге кардинальных метаморфоз. И дело не только в катастрофическом росте цен. Их современная особенность — зависимость в большей степени от психологических и геополитических факторов, чем от экономических индикаторов, подверженных прогнозированию. Ряд аналитиков причину в росте цен на ресурсы усматривают в динамичном развитии экономик некоторых стран, которые еще недавно числились в разряде развивающихся, а сегодня уже считаются "тиграми". Действительно, рост "нефтяного" потребления наблюдается в России, Китае, Индии, Бразилии, других странах. Причем увеличивается спрос в первую очередь на высококачественные продукты нефтепереработки. Прежде всего — автомобильное топливо и средние дистилляты. Экономическое же значение низкокачественного печного топлива постепенно падает. В любом случае, структура рынка нефтепродуктов сложилась таким образом, что основные прибыли сегодня приходятся на высококачественные светлые нефтепродукты. Этим фактором и был обусловлен рост норм прибыли мировой нефтеперерабатывающей отрасли начиная с 2004 года. В этом веке сложилась и другая тенденция. Рост спроса на автомобильное топливо в последние годы происходит на фоне дефицита производственных мощностей. Ряд экспертов считают: именно диспропорция на рынке высококачественных нефтепродуктов спровоцировала сначала увеличение цен на бензин и дизельное топливо, а затем — и на сырую нефть. На долю сырья приходится основная доля в структуре себестоимости нефтепродуктов — более 80 %. И ее значение будет расти вместе с динамикой цен на баррель. Однако, как отмечают мировые аналитические агентства, ситуация на нефтяном рынке может кардинально измениться в ближайшие годы. Дефицит нефтепереработки если не исчезнет полностью, то будет значительно снивелирован. Кроме того, рост инфляции в странах большой восьмерки на фоне ряда биржевых и финансовых кризисов может вызвать замедление роста спроса на автомобильное топливо на мировом рынке. Поэтому вывод очевиден: нефтеперерабатывающие предприятия сегодня стоят перед необходимостью укрепления своей экономической устойчивости, чтобы снизить влияние внешних факторов. Укрепление второго эшелона Основные риски нефтепереработки сегодня лежат в высокой цене нефти (которая навряд ли снизится даже на фоне падения спроса на нее), а также потенциальной угрозе снижения спроса на высокорентабельные виды нефтепродуктов на мировом рынке на фоне падения интереса к котельному топливу. Причем спрогнозировать внешние угрозы практически невозможно. По оценкам аналитиков, лидерами станут предприятия, которые смогут наиболее эффективно использовать сырьевые ресурсы. Задача, которая требует глубокой модернизации и постоянного совершенствования технологических мощностей. На ОАО "Нафтан" около 40 установок различного технологического предназначения. Согласно программе модернизации основных фондов на 2005—2010 годы планируется построить еще 5 новых установок и модернизировать более 5 действующих, чтобы свести производство мазута к теоретическому минимуму. Имеющаяся на "Нафтане" технологическая схема нефтепереработки, в принципе, не уникальна. Но многопрофильность предприятия выводит его на одну из первых позиций в своей отрасли на территории СНГ. Скажем, в той же России около 90 нефтеперерабатывающих предприятий. Но большинство из них осуществляют только самую простую первичную перегонку нефти. Грубо выражаясь, при такой технологии нефть загружается в колонну, нагревается, и из нее выпариваются бензины и дизельное топливо, которые находятся в природном углеводородном продукте. Правда, при таком подходе слишком большой получается выход мазута — в среднем 50 %. Заместитель генерального директора (по идеологической работе, кадрам и социальному развитию) Николай Колбасенко — Одно из самых главных достижений, которое позволяет предприятию динамично развиваться, — профессиональный коллектив. На ОАО "Нафтан" удалось сохранить высококвалифицированные кадры, на предприятии трудится много опытных работников, которые принимали участие в строительстве и пуске новых установок не только в Беларуси, но и на других нефтеперерабатывающих предприятиях на территории бывшего Советского Союза. Приходит на завод и много качественно подготовленной инициативной молодежи. А именно кадровый потенциал сегодня очень много значит для повышения конкурентоспособности предприятия. Непосредственно дефицит квалифицированных специалистов сегодня является главным препятствием для отрасли нефтепереработки в других странах СНГ. Сегодня можно купить практически любые технологии, банки и финансовые организации охотно предоставляют нефтеперерабатывающим предприятиям заемные ресурсы. Многие эти вопросы можно решить за несколько месяцев, но не нехватку опытного персонала — на это уходят долгие годы. Ведь даже после хорошей теоретической подготовки молодой специалист не может стать отличным оператором установки: необходим многолетний опыт практической работы под руководством опытных специалистов, у которых можно перенять премудрости и секреты профессии. И самое главное, что на ОАО "Нафтан" создана такая школа. Конечно, есть у предприятия и свои проблемы. Некоторые сложности создали экономические санкции США, ощущается нехватка строительных, проектных и других подрядных организаций для осуществления проектов по модернизации... Но эти сложности, так или иначе, временные и решаемые. Производство ароматических углеводородов из бензинов — более сложная технология. Мазут тоже перерабатывается в масляные погоны, которые затем служат сырьем для выпуска моторных, гидравлических и индустриальных масел. Также сегодня на ОАО "Нафтан" внедрены установки по переработке мазута в автомобильные топлива. Установка гидрокрекинга позволяет производить дополнительно около 500 тысяч тонн дизельного топлива в год. Если такие же объемы получать от прямой перегонки нефти, то понадобилось бы ежегодно перерабатывать дополнительно 4 миллиона тонн сырья. Например, в сибирской нефти, которую использует ОАО "Нафтан", в среднем содержание дизеля 25 %. А выход дизеля из остатка по технологии гидрокрекинга — около 40 %. На мировом рынке есть немало предложений по переработке тяжелых фракций. Некоторые из них предполагают практически стопроцентный выход "полезных" углеводородов. Различными методами расщепляется даже гудрон — содержит самые тяжелые и трудноперерабатываемые фракции нефти, внешне очень похожие на битум. Но переработка гудрона — технология сложная, дорогая и материалоемкая, требует сложной системы регенерации катализаторов, многие процессы происходят при давлении в 200 атмосфер. Технология гидрокрекинга на ОАО "Нафтан" рассчитана на 160 атмосфер. Поставила ее американская компания UOP — один из интеллектуальных мировых лидеров нефтепереработки. Технология очень эффективная и одновременно безопасная с производственной точки зрения. Следующий этап модернизации — установка коксования. На ней планируется аккумулировать все трудноперерабатываемые нефтяные фракции. При высоких температурах — свыше 400 градусов — они разлагаются на бензин, дизельное топливо, газ и кокс. Последние две составляющие можно эффективно использовать для нужд собственной энергетики. При дополнительной обработке кокс можно "доводить" до товарного вида: он используется в металлургической промышленности, при производстве алюминия. И спрос на него достаточно высокий. В частности, среди профильных предприятий в России. Безотходное производство Сегодня все топливо ОАО "Нафтан" соответствует строгим европейским стандартам. Прежде всего, по содержанию серы. Согласно "канонам" "Евро-4" в бензине и дизельном топливе не должно содержаться этого вещества более 0,005 %. Согласно стандартам "Евро-5" его должно быть в пять раз меньше. Практически же любое топливо — полученное при первичной обработке нефти или на установке гидрокрекинга, не является экологически чистым. Например, солярка, выработанная в результате прямой перегонки, содержит 0,8 % серы. Очистка от нее происходит на установках гидроочистки. Топливо, смешиваясь с водородом, пропускается через катализаторы, подвергается термической обработке... В итоге из установки выходит чистое топливо и сероводород. Самое интересное, что на современных нефтеперерабатывающих предприятиях уровня ОАО "Нафтан" технологические цепочки взаимозависимы, фактически — "закольцованы". Побочные продукты, получаемые во время первичной переработки нефти и других процессов, используются в качестве сырья в следующих технологических цепочках. Так, прямогонный бензин отличается низким октановым числом. Свой товарный вид он приобретает после "облагораживания" на установке риформинга. Во время этого химического процесса и выделяется водород, который потом используется на установках гидроочистки дизтоплива. Заместитель генерального директора ОАО "Нафтан" (по инвестиционным проектам, строительству, ремонту и реконструкции) Иван Белорусов — Современные тенденции в мировой нефтеперерабатывающей отрасли требуют от руководства предприятий взвешенных, обоснованных, но оперативных решений стратегических вопросов. Сейчас резко повысился спрос на вторичную нефтепереработку. За оборудованием буквально очереди выстраиваются. Если еще недавно производители обеспечивали поставку оборудования установки гидрокрекинга приблизительно за год, то сейчас его можно ждать в два раза дольше. В своей работе учитываем эту специфику и стараемся не только идти в ногу со временем, но и немного опережать его. Скажем, на российских предприятиях только сейчас начинают активно внедрять технологии гидрокрекинга, а у нас такая установка уже успешно работает четвертый год. Ощущается сегодня и нехватка строительных подрядных организаций. Отечественное тендерное законодательство предполагает, что организации борются за право реализовывать тот или иной проект. Но сегодня ситуация сложилась несколько наоборот: заказчикам подчас приходится уговаривать строителей взяться именно за их объект. Отток кадров из строительной отрасли ощущают и нефтеперарботчики. Но, к сожалению, мы по нашему законодательству не всегда имеем возможность поощрить работников рублем за оперативную работу при ремонте или модернизации объектов. Например, существуют определенные ограничения по оплате сверхурочных, по премированию за оперативное выполнение ремонтных работ и т.д. Сегодня планируется удерживать кадры в строительстве более высокими зарплатами, но оплату труда также необходимо повышать и за выполнение монтажных работ. Впрочем, наши партнеры-подрядчики всегда с пониманием относятся к важности задач, стоящих перед предприятием. Поэтому практически всегда совместными усилиями нам удается уложиться в установленные сроки. Как и запланировано, будет закончен и капитальный ремонт установки АВТ-6. Сероводород, образующийся в ходе очистки топлива, еще несколько лет назад являлся большой проблемой для предприятия. Элементарно сжигать такие объемы вредных для окружающей среды веществ в некотором роде — преступление по отношению к окружающей среде. Впрочем, это не выгодно экономически: ставки экологических налогов постоянно увеличиваются. К тому же ОАО "Нафтан" поставляет свою продукцию на рынки дальнего зарубежья, ведет активную внешнеэкономическую деятельность, а западные партнеры сегодня предпочитают сотрудничать с производителями, которые соблюдают экологические стандарты. Минимизация влияния на окружающую среду — одно из главных требований социальных корпоративных стандартов, которые набирают силу. Соблюдение интересов общества в условиях обостряющейся конкуренции — один из факторов устойчивости компании, ибо минимизируют вероятность конфликта как с населением и общественными организациями, так и с государственными органами управления. Первая установка по переработке сероводорода в серную кислоту появилась на ОАО "Нафтан" еще в 1965 году. Естественно, технология тогда была далека от совершенства, да и сама установка была достаточно громоздкой. Процесс перехода сероводорода в кислоту проходил вследствие длительного химического процесса, который требовал буквально километров труб и множества емкостей. Производительность тоже была достаточно скромной. Впрочем, и сероводорода в те времена в качестве побочного продукта на ОАО "Нафтан" получалось немного. По той простой причине, что стандарты на автомобильные топлива были достаточно демократичными. Серное вещество стало вырабатываться в большом количестве после освоения на предприятии технологий очистки солярки от серы до уровня требований стандартов "Евро-4". Перерабатывать такие объемы сероводорода на имеющемся оборудовании и по старым технологиям стало нереально даже теоретически. Поэтому одним из важных проектов в модернизации производства стало строительство новой установки серной кислоты. В ней реализованы самые современные технологии в этой области, которые позволили установку серной кислоты превратить в компактное аккуратное и безопасное производство. Правда, еще не так давно серная кислота была скорее не товаром, а способом утилизации отходов производства. До начала прошлого года в мире наблюдалось перепроизводство этого химического "ингридиента" при наличии минимума технологических производств, в которых бы была необходима серная кислота. Фактически, ее продавали по себестоимости, чтобы не накапливать запасы едкого вещества. Однако недавно потребность в этом продукте резко возросла у российской корпорации "Газпром". Она стала активно приобретать серную кислоту и своим спросом сформировала рынок. И сегодня реализация этого вещества превратилась в достаточно прибыльное направление. В поисках лучших вариантов Сейчас на ОАО "Нафтан" активно реализуется программа модернизации основных производственных фондов. Одна из ее целей — увеличение объемов переработки нефти с 10,8 миллиона тонн в год до 12 миллионов. Проводится модернизация установки АТ-8. Это — наследие подходов к нефтепереработке советского времени. Установка была самой производительной на заводе, ее мощность превышала 8 миллионов тонн нефти в год. Но качество и технология АТ-8 уже давно не отвечает современным требованиям к качеству продукции, а также экономической эффективности. — Увеличение объемов первичной переработки нефти потребует модернизации и наращивания мощностей всех сопутствующих процессов, — говорит главный технолог ОАО "Нафтан" Виктор Остапчик. — Первоначально на предприятии большинство установок были ориентированы на первичную перегонку нефти. В 90-е годы, когда ощущалась нехватка сырья, некоторые из них простаивали. Сейчас все установки на заводе используются. Установки для первичной перегонки нефти путем их модернизации перепрофилировали на другие технологические процессы, направленные на повышение глубины переработки нефти. Сейчас стараемся использовать самые совершенные технологии, которые можно приобрести на мировом рынке. Благо, выбор сегодня достаточно большой. Иногда даже тяжело выбрать наилучший вариант среди 4—5 почти идентичных предложений. Тогда детально анализируем все аспекты, собираемся на технические совещания, подчас спорим, но всегда находим наилучшие варианты... Строительство комплекса установок замедленного коксования (УЗК) фактически предполагает возведение на предприятии сразу нескольких новых установок и модернизации имеющихся. Внедрение технологического процесса замедленного коксования потребует дополнительных объемов водорода для производственных целей, увеличатся объемы сероводорода. Планируется построить производство, которое будет перерабатывать его в серу. Также УЗК потребует дополнительного количества воды для использования ее в целях охлаждения. Увеличение объемов переработки нефти и выхода светлых нефтепродуктов влечет и модернизацию резервуарных мощностей... Всего в результате программы модернизации в 2005—2010 году на ОАО "Нафтан" планируется построить 20 новых производственных объектов. Также на новополоцком предприятии активно внедряются распределенные системы автоматического управления технологическими процессами и противоаварийной защиты мирового уровня. Эта задача достаточно трудоемкая. На каждой установке необходимо смонтировать несколько сотен основных и резервных датчиков, подсоединить к каждому из них кабель, который соединит его с контроллером — мозгом электронной системы... Такая работа требует внимательности, высокого профессионализма, достаточно кропотливого проведения процессов пуско-наладочных работ. Поэтому внедрение систем автоматического управления в большинстве случаев происходит во время проведения реконструкции установок. — Автоматизация позволяет следить за всеми технологическими процессами, контролировать их, своевременно принимать решения и вносить коррективы, — говорит Виктор Остапчик. — Современные системы АСУ фактически являются глазами операторов нефтеперерабатывающих установок. Только таким образом можно заглянуть в "нутро" оборудования. Повышается безопасность, надежность и управляемость технологическим оборудованием. К тому же информация, полученная в режиме реального времени, позволяет анализировать технологические процессы, совершенствовать их, тем самым повышая глубину переработки благодаря внесению корректив в работу колонн и печей. Из-за этого автоматизация, кроме решения вопросов безопасности, дает и достаточно серьезный экономический эффект. Раньше операторская представляла собой огромные щиты с громоздкими приборами, показания которых надо было постоянно контролировать, анализировать, сверять с заданными параметрами. Кроме того, приходилось гораздо чаще делать обход установки. Кстати, регулирование колоннами осуществлялось пневматическими приборами контроля и управления. Естественно, такую работу легкой назвать достаточно сложно. В любую погоду приходится делать регулярные "походы" на территорию установки, находиться в непосредственной близи с технологическим оборудованием... Труд на установках ОАО "Нафтан" с каждым годом становится все более комфортным. Сегодня автоматизированный пульт управления установок — это несколько жидкокристаллических экранов, на которых при помощи мыши и клавиатуры можно увидеть все показания и характеристики оборудования: температуру, давление и так далее. На некоторых установках также установлены камеры видеонаблюдения, которые позволяют визуально контролировать ее работу, сразу видеть любые внештатные ситуации... Ремонт в режиме реального времени Одна из целей комплексных программ модернизации на ОАО "Нафтан" — увеличение межремонтных пробегов установок. Благодаря внедрению современных технологий теперь капитальный ремонт технологическому оборудованию необходим раз в три года. К этому моменту тщательно готовятся, стараясь за отведенные на ремонт три недели сделать максимальные объемы работ по замене износившегося и морально устаревшего оборудования. Недавно на предприятии закончилось важное мероприятие — капитальный ремонт установки АВТ-6, на долю которой приходится более половины первичной обработки нефти на ОАО "Нафтан". Ее остановка значительно снижает производственные мощности предприятия, к тому же полученные в результате переработки сырой нефти на АВТ-6 продукты служат сырьем для других технологических процессов. Поэтому сроки на капитальный ремонт отведены минимальные — всего 20 дней. И за это время произвели множество работ: модернизировали трубопроводы, заменили некоторое насосное оборудование, обновили внутренности колонны... Но специалисты завода привыкли работать в плотном графике. Например, чтобы параллельно вести ремонтные работы в многометровой колонне, разделяют ее временными деревянными перекрытиями; таким образом, может эффективно трудиться сразу несколько ремонтных бригад. Естественно, что работы на установке велись при капитальном ремонте в круглосуточном режиме. Поэтому на ОАО "Нафтан" капитальный ремонт АВТ-6 закончили в установленные планом сроки, и 11 августа эта установка снова приняла нефть. Хотя капитальный ремонт одной из основных производственных мощностей требует серьезной подготовительной работы, признается руководство ОАО "Нафтан". И, пожалуй, основная сложность — поиск подрядных организаций для быстрого и качественного выполнения работ. Подрядчики сегодня нарасхват. Причем первых попавшихся на объект такого значения, естественно, пускать нельзя: необходимы и соответствующая квалификация работников, и опыт, и наличие соответствующих инструментов... Всего же на АВТ-6 было задействовано до 700 человек. Руководство предприятия сконцентрировало на этом важном направлении на некоторое время все строительные и ремонтно-монтажные резервы, как внутренние, так и внешние. Конечно, это непросто, если учитывать, что в ОАО "Нафтан" сегодня ведется еще несколько достаточно масштабных строек: строится парк хранения и налива сжиженных газов, расширяется парк хранения серной кислоты, начинается строительство вакуумного блока на установке висбрекинга-термокрекинга, до конца года должно стартовать строительство на месте старой установки АТ-8... В вопросах модернизации у ОАО "Нафтан" нюансы несколько другого характера. В связи с введением санкций США в отношении предприятий концерна "Белнефтехим" появились проблемы с заключением договоров с компаниями — владельцами лицензий на технологии вторичной переработки нефти. В частности, возникли сложности с приобретением рабочего проекта для установки замедленного коксования. Дело в том, что разработчики самых современных технологий в области нефтехимии имеют американскую "прописку". Сейчас с ними ведутся соответствующие переговоры о продолжении сотрудничества. С некоторыми компаниями удалось найти консенсус, возможно, решатся положительно вопросы и с другими партнерами. Кстати, ходатайствуют перед своими властями о разрешении дальнейшего сотрудничества с новополоцким предприятием и сами американские поставщики технологий. Ведь для них ОАО "Нафтан" — один из самых солидных клиентов, выполнение заказов для которого приносит не только доход, но этот факт можно использовать и в маркетинговых целях — белорусское предприятие вызывает уважение у потенциальных потребителей технологий на территории СНГ. Поэтому многие разработчики считают для себя за честь вписать в свой портфолио проекты, успешно реализованные на "Нафтане". К сожалению, в некоторых вопросах нефтепереработки альтернативы американцам практически нет. Научная и исследовательская работа ведется и на ОАО "Нафтан", предприятием заказываются разработки и у Полоцкого государственного университета. Но эти работы направлены в основном на усовершенствование уже действующих на предприятии технологических процессов. Разработать и внедрить технологию вторичной переработки нефти белорусским ученым и практикам пока не под силу. Да и слишком большие инвестиции требуются для таких разработок. Возможно, именно из-за этих, больше политических, чем экономических, проблем придется несколько сдвинуть сроки реализации программы модернизации, рассчитанной на 2005—2010 год. Но установка замедленного коксования на предприятии несомненна появится в ближайшие годы. Ведь реализация этой программы модернизации и техперевооружение сделает ОАО "Нафтан" одним из лидеров в отрасли на территории СНГ. Объемы переработки нефти вырастут на 127,7 %, глубина достигнет 92 %, а производство мазута снизится до 1,3 миллиона тонн в год. Зато на 1,2 миллиона тонн увеличится ежегодное производство высокооктановых бензинов, на 40 тысяч тонн ароматических углеводородов, а выпуск низкосернистого дизельного топлива увеличится на 2,2 миллиона тонн. Естественно, такие производственные показатели значительно укрепят и экономику предприятия. И ему уже будут не страшны никакие ценовые бури на мировых рынках нефте-продуктов.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
После окончания программы модернизации и технического перевооружения по конкурентоспособности ОАО "Нафтан" станет одним из лучших предприяти
|
|