Каждое десятое сообщение о ЧС – ложное
7 апреля 2009 Общество
Василий МАТВЕЕВ, Рэспубліка В 2008 году каждое десятое сообщение о чрезвычайной ситуации в республике было ложным. Бывает, один телефонный звонок спасает жизнь. Или губит ее. В трубке диспетчера службы 101 каждую минуту - шквал эмоций и потрясений, чужая беда, с которой надо что-то делать. Быстро. Незамедлительно. И как обидно, когда впустую потрачены силы, нервы и бензин. А главное - время, которое для кого-то в тот момент стоило так дорого. Противостояние столичных спасателей телефонным хулиганам продолжается уже 5 лет. Все происходит на моих глазах. Просторный зал Центра оперативного управления при Минском городском управлении МЧС. Четыре девушки-диспетчера. Очередной звонок на 101. Внимание! Улица Руссиянова, 29/1: горит машина возле подъезда девятиэтажного дома. Мужчина говорит убедительно, называет свой адрес. "Точно горит?" — "Да-да, вижу клубы дыма из окна своими глазами " Мгновенная переадресация вызова на 16-ю часть Первомайского райотдела - и к месту летит с сиреной автоцистерна с боевым расчетом. Пройдет пять минут - начальник караула отзвонится и сообщит, что вызов ложный. Что все машины во дворе целы и невредимы. Что по указанному адресу - молчок. Что соседи только качают головой и разводят руками: опять, мол, Петрович набрался и чудит. Написан рапорт. Подразделение возвращается на базу, но Через несколько часов сюда приедет инспектор МЧС - брать со звонившего объяснительную и оформлять материалы в суд. А как иначе? В смену один диспетчер столичного ЦОУ принимает до 1000 звонков. Одни сообщают о пожаре и других, действительно чрезвычайных происшествиях. Вторые звонят из-за запаха газа, идущего от плиты. Третьи по старой памяти набирают номер такси "Столица" (бывший 001). Четвертые кричат в трубку, что застряли в лифте или что их заливают водой соседи сверху. Такие вызовы не считаются ложными - их быстро переадресуют в аварийные диспетчерские профильных служб. — Зачастую, если вызов идет из таксофона или абонент говорит, что у него нет городского телефона, жди подвоха. Задаешь дополнительные вопросы — начинают путать адреса, темнить. Бросают трубки. Такие, как правило, сообщают о заминированных вокзалах, жилых домах, школах и детских садиках. Обычно их удается "раскусить" по телефону и не срывать без дела подразделение. Но бывает и по-другому, — рассказывает "Р" Надежда Михайлова, диспетчер ЦОУ при столичном управлении МЧС. - Это так называемые непредумышленные сообщения о ложных ЧП. А точнее, о тех проявлениях, которые внешне очень напоминают пожар или возгорание. Праздничную иллюминацию часто принимают за огонь. Пар от теплоузла в подвале - за дым. Строительную пыль при снятии паркета или резке металла - за гарь. Перегрев тормозных колодок у авто внешне тоже очень похож на возгорание При этом многие жильцы даже не пытаются проверить, отчего запах дыма возле мусоропровода или, скажем, на площадке. Сразу звонят в 101 и говорят: "У нас пожар!" Приезжают спасатели и видят: тлеет окурок в мусороприемнике или банке. Всего делов-то на полстакана воды. Каждый такой вызов заносится в особый журнал. И по каждому принимается соответствующее решение: если кто-то просто ошибся, что ж, попросят быть повнимательнее. Если дело серьезнее, документы — в РУВД, затем — суд и штраф. Напротив графы "Заведомо ложные" в журнале столичных диспетчеров службы 101 сейчас значится цифра 34 — Два года назад мы были не на шутку встревожены: 984 ложных вызова за 12 месяцев! Можете представить?! Выход был только один - ужесточать спрос с хулиганов. И мы это успешно сделали. По всем таким звонкам проводилось оперативное разбирательство с участием районных инспекций госпожнадзора. Каждый второй случай направлялся в РУВД для принятия мер. Рапорты шли чуть ли не каждый день. Но после того как особо беспокойные товарищи заплатили штрафы по 200—300 тысяч рублей, число ложных вызовов уменьшилось вдвое. 2007-й - 584, 2008-й - всего 149 фактов, — рассказывает Сергей Цвирко, начальник Центра оперативного управления при Минском городском управлении МЧС. - Сегодня минчане четко усвоили, что за ложный вызов скорой, милиции или спасателей придется платить (поверьте, способов для обнаружения шутников более чем достаточно). На первый раз выезд подразделения будет стоить от 4 до 15 базовых величин. Повторно в течение года - от 20 до 50. При этом далеко не все отдают себе отчет в другом. Если во время ложного вызова на реальном пожаре погибнет человек — шутнику придется отвечать уже не по административной, а по уголовной статье. Со всеми вытекающими Редкие данные: в 2008 году подразделения МЧС выезжали на ликвидацию чрезвычайных ситуаций 30 800 раз. Ложными из них оказались 3754 - почти 10 процентов. Проще говоря, каждый десятый (в "лидерах" Могилевская область - 1171, Гомельская - 888 сообщений и Минская - 527). Говорите, мелочи? Тогда давайте посчитаем только топливо. "Урал-4320" берет на 100 км 44 литра солярки, ЗИЛ-130 - почти 39 Умножьте теперь все это на пробег в километрах, добавьте коэффициент амортизационного пробега и работу оперативного подразделения из семи человек. А теперь отнимите все это из своей зарплаты, зарплаты родных и близких. Налоги платят все. И последнее. Уже очень скоро у любителей развлечься за казенный счет останется еще меньше шансов на успех. В столице полным ходом идет обкатка программного комплекса "Центр обработки вызовов 112". Умная система нового поколения может все: определяет Ф. И. О. и адрес по номеру звонящего абонента, подсказывает кратчайший маршрут движения, показывает номера таксофонов и мобильных, записывает и хранит десятилетиями голос звонившего. Она полностью исключает "человеческий фактор". А это значит, что телефонным хулиганам скоро будет противостоять интеллект, от которого не скрыться ни в таксофоне, ни за городом, ни дома. Ответить придется все равно. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
7 апреля 2009 Общество Василий МАТВЕЕВ, Рэспубліка В 2008 году каждое десятое сообщение о чрезвычайной ситуации в республике было ложным.Бывает, один телефонный звонок спасает жизнь.
|
|