Наверное. Только не в Минске. То есть вы, конечно, можете увидеть одинокого велосипедиста, жалко жмущегося к обочине в потоке ревущих авто. Но вот чтобы народ массово хотя бы летом на работу ездил на «двух колесах»? Сомневаюсь. Я недавно разговорилась с одним знакомым велосипедистом, так он меня окончательно убедил, что наш город не для его братии. Вот что он мне поведал…
Исповедь велосипедиста
— …Решил я на работу недавно съездить на «велике», взбодриться, так сказать, весной, а то надоело в «пробке» стоять. Естественно, поехал по проезжей части, правда, тщательно прижимаясь к обочине, ведь в это время движение на улице Притыцкого интенсивное. И буквально через пару перекрестков был остановлен инспектором ДПС. За что? За нарушение Правил дорожного движения, согласно которым я могу ехать на велосипеде по проезжей части только в случае отсутствия тротуара или невозможности по нему проехать. И напрасно я его убеждал, что бордюры и пешеходы как раз и создают эту самую невозможность движения. Инспектор был непреклонен: есть тротуар, он не перекопан, а значит, по нему можно ехать. «Урок» занял 15 минут и стоил 3500 рублей.
Дальнейший путь до работы я проделал как законопослушный гражданин — по тротуару, не спеша, огибая медлительных пешеходов и выезжая на дорогу только при пересечении перекрестков. Хлопотное это дело все-таки. Вот я работаю в центре. Надо проспект Независимости пересекать по улице Козлова. А там на перекрестке только подземные переходы. Что мне, вниз с велосипедом спускаться? Так что придется объезжать. На выбор — или у парка Горького, или у площади Якуба Коласа. Неплохой такой крюк.
А после работы решил в магазин заехать. Благо как раз по пути. Подъехал я к нашему универсаму «Таллинн». А ставить-то велосипед там куда? Не потащу же я его с собой! Где парковка? Нет! Это на работе я оставил «велик» рядом со входом, у нас там как раз охранник сидит.
Велопарковки, насколько я знаю, есть только у нескольких крупных магазинов. И все. А в остальных местах приходится выкручиваться другими способами: привязывать к деревьям, столбам или перилам. Причем часто вдалеке от того места, куда приехал. Ну не проще ли строить организованные муниципальные парковки. По возможности — в пределах видимости камер наблюдения как определенной гарантии безопасности. Пусть даже платные. По крайней мере, будет лучше, чем вообще никаких.
В выходные решил просто покататься для собственного удовольствия. Прокатился. Много чего теперь хочу сказать в адрес наших дорожников. А конкретно тех, кто делал велодорожки вдоль улиц Денисовской и Карастояновой. Они решили при их строительстве обойтись малой кровью: взяли и нарисовали на некоторых тротуарах толстую белую линию, которая должна эффективно разделить потоки пешеходов и велосипедистов. Забыли, в общем-то, всего о «мелочах».
Например, о том, что тротуары рано или поздно пересекают проезжую часть дороги. И не всегда такие места оборудованы нормальными съездами. Это пешеходу все равно. А на велосипеде радости от таких поездок мало. К тому же, согласно ПДД, пересекать дорогу велосипедист должен исключительно пешком. Ну, то есть буквально: подъехал к переходу, слез с «железного коня», бережно, как тимуровец старушку, перевел его на другую сторону и снова сел-поехал. Конечно, опять до следующего перекрестка. Красота.
Хотя правило на самом деле неплохое — все-таки у автомобиля будет меньше шансов сбить велосипедиста, если тот не будет неожиданно на большой скорости выскакивать на дорогу, чтобы успеть на «зеленый». Но жизнь отравляет прилично. Вот поэтому мало кто его и соблюдает.
Да ладно съезды. Еще люди есть. А пешеходу никакие законы не писаны: на тротуаре он чувствует себя в полной безопасности и идет куда хочет. И частенько хочет пройтись, например, по той части тротуара, которая отведена под велодорожку. Это неважно, что вы за его спиной лихорадочно жмете на тормоз, вспоминая слова Остапа Ибрагимовича Бендера о том, что «пешеходов надо любить». Как же их не любить-то? Особенно вон того парня в наушниках. Чтобы его внимание привлечь, обычным велосипедным звонком не обойдешься. Тут корабельный ревун нужен.
А часто вы видели сотрудников ДПС, которые занимаются тем, что стоят на тротуарах и разводят по разным сторонам пешеходов и велосипедистов? Лично я — нет. Как правило, они ограничиваются наблюдением за проезжей частью. Я не спорю, следить за автомобилями тоже полезно. Вот только мне кажется, в обязанности инспекторов ДПС входит не только это.
Помните программу «минус 100»? В достаточно короткий срок ДПС провела акцию по пропаганде ношения фликеров. И результат — налицо. За городом теперь гораздо реже встретишь человека, идущего по дороге без этого блестящего опознавательного значка. Значит, могут не только за скорость штрафовать. Что же мешает провести такую же акцию, разъясняющую правила для велосипедистов и пешеходов? Требуются определенные усилия? Наверное, да. Но, в конечном, счете, это напрямую влияет на здоровье людей и, значит, стоит того.
В общем, нелегко велосипедисту. Ох как нелегко. Особенно когда город никак для него не приспособлен. Так что я ограничусь поездками по загородным велодорожкам. Нервы точно сэкономлю. Да и воздух посвежее будет. Может, еще и велобагажник стоит купить, чтобы расширять географию велопоездок? А по городу лучше пока на автомобиле. Надеюсь, что только пока.
А что говорят власти?
Послушала я этот «горестный» рассказ и решила узнать, как у нас с развитием велодвижения в столице дело обстоит. С одной стороны, замечательно: в Минске вот-вот запустят первую велотрассу вдоль реки Свислочь. И велосипедисты целых трех районов — Центрального, Партизанского и Ленинского — будут хлопать в ладоши: «Наконец-то!». С другой — эта самая велотрасса была обещана еще к концу прошлого года. Позже сроки, как у нас водится, подкорректировали. Объект должны были сдать в этом году уже к 3 июля — Дню Независимости, но теперь главный инженер управления дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома Леонид Козловский, вздыхая, называет сентябрь. Ну как тут не вспомнить чудесную поговорку о том, сколько ждут обещанного… Надеюсь, это все-таки не тот случай.
А как с парковками для велосипедов? Выяснилось, что еще безрадостней, чем с велотрассой. В УП «Гаражи, автостоянки и парковки» мне ответили, что я обратилась не по адресу. Тогда я позвонила в комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкма. Мне, конечно же, рассказали об уже упомянутой велотрассе и о том, что по плану там будут парковки. Естественно, будут. А сейчас что имеется? А вот это уже мне нужно узнавать в администрациях районов. В комитете руководствуются Генпланом развития Минска, в котором, конечно же, есть схема развития велодвижения. И вот, согласно этому каждая администрация должна предоставить в комитет отчет о выполнении плана, в том числе и информацию о велопарковках: что они планируют сделать и где. Но необходимо учитывать, что планы могут корректироваться. И если мне очень интересно узнать о существующих велопарковках, нужно обзванивать все 9 администраций столицы. Я не поленилась. Обзвонила. Информацию получала у главных архитекторов и в отделах городского хозяйства. И вот мои «куцые» ответы: ни в одной из администраций мне не назвали ни одну действующую парковку для велосипедистов, оборудованную из бюджетных средств. К примеру, в Заводском районе частная парковка для велосипедов есть у зоопарка, в Советском — на улице Гикало такую оборудовал БГУИР.
Но планы, конечно, у районных властей есть. И свои предложения в комитет архитектуры и градостроительства некоторые еще в декабре сдавали. Например, в Московском четко «отрапортовали» о том, что собираются оборудовать в текущем году 11 парковок, в том числе возле суда, загса, службы одного окна и так далее. Первомайский предполагал оборудовать парковками Музей валунов в Уручье и торговые объекты на Калиновского,72 и 55. В Октябрьском развели руками — дескать, девушка, нам бы с автомобилистами разобраться, но тоже хотят «осчастливить» велосипедистов на Воронянского,15 и 17, Жуковского, 3 и в парке «Курасовщина». У Центрального района на этот счет имеются кое-какие мысли в жилом районе «Северный». В некоторых администрациях, например, Ленинского, Партизанского, Фрунзенского конкретной информации мне получить не удалось. На вопрос, есть ли парковки для велосипедистов в вашем районе, мне просто отвечали, что нет, разве, может, какие-то крупные объекты торговли планируют. Ну что ж. У парковок есть будущее — это радует, но нет настоящего — это печалит…
…Но и на этом я не успокоилась. Решила потревожить сотрудников ГАИ на предмет: каковы основные нарушения велосипедистов на дороге; что будет, если велосипедист задержан пьяным; и реально ли в Минске на работу на велосипеде ездить.
Меня просвещал старший инспектор отдела агитации и пропаганды ГАИ ГУВД Мингорисполкома Юрий Краснов:
— Нарушения бывают разные. Например, согласно правилам, велосипедистам предписано при пересечении проезжей части по пешеходному переходу сходить с велосипеда и катить его пешком. Но кто это соблюдает? Или еще. Если дорога более двух полос в противоположном направлении, то поворот налево запрещен, нужно снова сойти с велосипеда, перейти дорогу два раза и тогда ехать. Правило своеобразное, конечно, но оно есть и его надо соблюдать. Но ни один велосипедист его не выполняет. Да вообще с велосипедистами проблем на проезжей части очень много. На тротуаре — да, они короли, а рядом с водителями в машинах — просто пешки. И хорошо, когда они это понимают.
Что касается нетрезвых велосипедистов, то по административному законодательству предусмотрен штраф от 15 до 30 базовых величин, как и для любого нетрезвого водителя за рулем. Но права, у него, естественно, не отберешь, поскольку их нет, поэтому — только «наказание рублем». А много у нас таких инспекторы останавливают? Впрочем, вредят они этим в первую очередь себе. Например, 24 апреля поздно вечером пьяный велосипедист пытался в Минске пересечь улицу Ленина. Результат? Закрытые переломы лодыжки, левой голени и малой берцовой кости. Или еще случай был, когда «скорая» сбила велосипедиста недалеко от больницы. Туда же сразу и доставила…
На работу ездить на велосипеде в городе сложно по многим причинам. У нас нет развитой инфраструктуры для этого, нет полного понимания ответственности за свою жизнь у велосипедиста, нет уважения водителей к велосипедистам и так далее. С другой стороны, велосипед в нашем климате — сезонный вид транспорта, поэтому, на мой взгляд, он никогда не будет пользоваться такой широкой популярностью у населения, как автомобиль.
…Так что, дорогие велосипедисты, действительно: велотрасса недостроена, велодорожки городские «не ахти», с парковками тоже не густо, водители и пешеходы вас недолюбливают. Эх, катайтесь вы лучше после работы где-нибудь за городом часик-другой. Во всяком случае, в ближайшее время.
Ольга КОСТЮКЕВИЧ
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.