Если вы по каким–то причинам не смогли послушать диск тувинской группы «Ят–ха», то я, конечно, могу дать вам наводку на точное место, где данную работу можно найти. Но опасаюсь гнева Альберта Кувезина, бессменного лидера феноменального коллектива, известного во всем мире. Во гневе Кувезин — что его потрясающий, неземной вокал сокрушительной силы! В 2011–м ансамблю исполнилось 20 лет, за это время им выпущено 14 альбомов, а в наградном листе россиян — множество престижных международных премий, среди которых, например, призы Брайана Ино на фестивале «Голос Азии» и Award for World Music радио Би–би–си.
Попса против этники
— Альберт, я не представляю себе, как можно петь так, как вы поете. Каковы технические особенности вашей вокальной манеры?
— Просто голосовые связки сильно сжимаются, и в гортани образуется узкая щель. И еще особые движения языком. И особое дыхание.
— Очень интересно, что из себя представляет тувинская современная музыка! Расскажите о том, что у вас популярно, модно, на что следует обратить внимание, бродя по интернету.
— Конечно, Туву в основном знают по горловому пению, и у нас есть несколько фольклорных групп и солистов, регулярно выезжающих за ее пределы. По ним, похоже, и создается музыкальный имидж Тувы. Но преобладает, даже задавливает попса, которую слышно повсеместно. Оригинальностью она не отличается — все перепевки российской и зарубежной эстрады, причем низкого качества.
— О чем народные песни Тувы? Рядовой слушатель, не знающий языка, наверняка относит их к «жанру» так называемой «акыновщины»: «что вижу, о том пою».
— Да, в частушках и припевках (по–тувински «кожамык» и «кожумак») дело так и происходит: тексты сочиняются с ходу. А народные песни разнообразны: поется в них про природу и красоту Тувы, про девушек, тяжелую в прошлом долю бедного человека, есть и антифеодальные и освободительные песни (из того времени, когда Тува была под властью маньчжурской династии и монгольских Алдын–ханов).
Поэты и маяки
— Вы с удовольствием работаете со многими музыкантами, в том числе с мировыми звездами, исполняющими самую разную музыку. А чего же белорусских исполнителей стороной обходите? Лично мне было бы любопытно услышать микст из белорусской и тувинской музыки. К примеру, у нас есть замечательное этно–трио «Троiца».
— Может, когда–нибудь и сделаем с вашими музыкантами что–либо. А с «Троiцай», кстати, встречались как–то в Питере на фестивале, впечатления — самые положительные.
— Большую часть времени вы проводите на Западе, общаетесь и выступаете там с мировыми величинами. Можете в двух словах объяснить, в чем ментальное, профессиональное различие между тамошним музыкантом, продюсером и постсоветским?
— Постепенно эти различия стираются, на мой взгляд. А раньше у наших музыкантов было много иллюзий и заблуждений, доходящих до боготворения всего западного, и ожиданий признания их таланта сразу, со всеми прилагающимися атрибутами. Отсюда и принижение себя, и появление комплекса неполноценности... К тому же мы действительно абсолютно ничего не знали о западном музыкальном бизнесе, его правилах. Зарубежные музыканты более целенаправленные и методичные в плане карьеры. У них ценятся репутация и данное слово. Продюсеры в основном занимаются стилистикой музыки и звучанием группы: для них главное — создание диска как хорошего продукта для продажи. Наши же пытаются контролировать все, беря на себя менеджерские, промоутерские, финансовые и другие функции.
— Каким своим альбомом наиболее гордитесь, кто из ваших «детей» полностью оправдал надежды?
— Пожалуй, Yenisei Punk и tuva.rock. Хотя по–своему интересны и хороши Aldyn Dashka и Re–Covers. Осознание «Поэтов и маяков» придет позже. Dalai Beldiri — не совсем наш альбом: из–за большого вмешательства в процесс его записи американских продюсеров.
— Кстати, о «Поэтах...». Этот альбом в нынешнем году возглавлял европейский чарт world music, с чем и поздравляю! Греют такие победы, или вы сразу же в голове их переводите в плоскость того, что ваша музыка будет продаваться еще лучше?
— Эйфории, конечно, уже нет, хотя и приятно, что твои усилия и творчество так оценивают. Морально это помогает. В молодости, естественно, от такого и голова могла закружиться, но жизнь всегда учит, ставит на место. Лидерство в чарте помогает в плане гастролей, но на продажах как–то не сказывается, к сожалению.
— Альберт Будачиевич, в 2010–м вам исполнилось 45. С какой ягодкой сейчас сравнил бы себя Кувезин?
— C облепихой. Яркая, вкусная, сочная, полна витаминов целебная ягода. На фоне снега смотрится особенно красиво! Ее трудно собирать: на ветках острые иголки и сами ягоды давятся. Обычно ждут морозов и потом сбивают их... А может быть, с брусникой. Все сибирское!
Досье
Как ни странно, группа родилась в Москве в 1991 году усилиями Альберта Кувезина.
Основные направления, исповедуемые командой, — этно–рок, этно–электроника, модерн–джаз.
Свое имя обладатель самого низкого в мире голоса, как считают некоторые западные музыкальные специалисты, получил в честь великого ученого Альберта Эйнштейна.
Ятха — народный струнно–смычковый инструмент. В числе его приблизительных аналогов — гусли, цитра, цимбалы, арфа.
Если вы по каким–то причинам не смогли послушать диск тувинской группы «Ят–ха», то я, конечно, могу дать вам наводку на точное место, где данную работу можно...