В Таможенном союзе для белорусов подешевеют заграничные овощи, сыры и одежда
09.12.2009
—
Новости Экономики
|
Эту структуру Беларусь, Россия и Казахстан создают с 1995 года. Однако первые реальные шаги были сделаны только совсем недавно: в конце ноября в Минске подписали один из главных документов - Единый таможенный тариф, который начнет работать с 1 января 2010 года. Это список пошлин, по которым фирмы и поставщики будут завозить импортные товары из третьих стран (например, из ЕС, СНГ, Китая, Америки и так далее). Пошлины на эти товары в Беларуси, России и Казахстане будут одинаковыми. Причем касается список не только тех вещей, которые сразу попадают на рынки и прилавки магазинов, но и комплектующих, сырья, оборудования для фабрик и заводов.
Всего в тарифном списке больше 11 тысяч пунктов: от продуктов до технологического оборудования. По словам вице-премьера Беларуси Андрея Кобякова (он главный переговорщик в Таможенном союзе от Беларуси) почти для 75% товаров из этого перечня пошлины не изменятся, для 6,7% - повысятся, а для 18,8% - понизятся. Комбайны и тракторы оказались важнее иномарок Как признался вице-премьер, самой сложной при согласовании единых пошлин была транспортная группа. Россия, которая развивает свой автопром, требовала поднять в Беларуси растаможку для иномарок. Однако Беларусь не соглашалась. В результате Россия и Казахстан поднимут пошлины на комбайны, тягачи, тракторы, грузовики и автобусы, а Беларусь - на легковушки. Такой компромисс пойдет на пользу нашим промышленным предприятиям. Из-за высоких пошлин их продукция будет дешевле импортных аналогов. Значит, и продать ее будет легче. Смогут заработать и перегонщики-нелегалы, ведь иномарки они будут растаможивать по низким тарифам (до 1 июля пошлины для физлиц не меняются). А вот автосалоны пострадают. По прогнозам автодилеров, рынок машин может просто стать с нового года. Кстати, потеряет и бюджет страны. Несколько месяцев назад Государственный таможенный комитет озвучивал, что казна недополучит из-за повышения пошлин на легковушки около 200 млн. долларов. Это, к примеру, сумма кредита, который мы одалживаем у Всемирного банка на социальные программы по преодолению кризиса. А производитель холодильников - важнее швейных фабрик Вместе с тракторами удалось спасти от импортной конкуренции отечественные стиральные машины и холодильники. Пошлины по ним остались на прежнем уровне. Зато легкой промышленности в Таможенном союзе придется нелегко. Стоимость растаможки по большинству видов одежды (пальто, куртки, платья, брюки, костюмы, детская одежда и так далее) в Едином таможенном тарифе примерно в два раза ниже той, что есть в Беларуси сейчас. Но покупателям это только на руку: конкуренция со стороны дешевого импорта заставит местных производителей снижать цены и улучшать качество своей продукции. Импортное мясо, колбасы и рис могут подняться в цене Как отметил вице-премьер Андрей Кобяков, Беларусь «сохранила таможенную защиту на уровне не ниже действующей по ряду чувствительных позиций». Среди них - мясо и молоко. Сделано это, чтобы защитить сельское хозяйство от дешевого импорта. Особых споров тут не возникло: Россия тоже не стремится в кризис «добить» своих фермеров низкой растаможкой заграничного мяса или молока. Правда, по ряду позиций пошлины даже решили поднять. Коснулось это, к примеру, говядины. Растаможка на нее поднимется больше чем в три раза. Кроме этого, на 5% подросла пошлина на импортные колбасы и почти в два раза - на рис. Правда, доля импортного мяса на наших прилавках и так небольшая, а вот рис мы привозим из-за границы. И если сейчас в среднем килограмм стоит 4500 рублей, то в январе ценник, по прогнозам продавцов, может дойти и до 5 тысяч. Зато заграничные сыры, овощи, и конфеты подешевеют Однако и молочной группе не удалось избежать изменений. Напомним, еще в середине ноября Беларусь в два раза подняла растаможку для импортных сыров. За каждый килограмм ввезенного в страну бри, брынзы, фетаки импортер теперь должен платить 30% от таможенной стоимости. В результате и без того недешевые заграничные лакомства постепенно могли подняться в цене примерно на 10%. Но в едином таможенном тарифе прописали, что пошлина на эти сыры составляет 15%. То есть растаможка в Беларуси скоро вернется на прежний уровень. То же самое произойдет и с заморскими овощами. Несколько недель назад пошлины на лук, картошку, капусту, морковку, свеклу были повышены до 180%. Правда, такие запретительные меры наши чиновники прописали на 9 месяцев - пока наши аграрии не распродадут собранный урожай. Но снизить пошлины придется раньше: в Едином таможенном тарифе прописано, что с января импортеры должны будут платить в казну с этих товаров 15% от их стоимости. Кроме этого, в два раза снизится растаможка импортных макарон и конфет. КСТАТИ Из-за союза белорусским чиновникам станет сложнее бороться с импортом Теперь все пошлины будет устанавливать комиссия Таможенного союза, офис которой расположен в Москве. Без ее разрешения, к примеру, нельзя будет поднять растаможку в несколько раз на те же помидоры и картошку в осенний период, как это часто делалось до этого. Кроме того, с 1 июля 2010 года между странами должна заработать еще и единая таможенная территория. Это значит, что, например, швейная фабрика из Москвы или Астаны без всяких барьеров и преград сможет привозить к нам свою продукцию. Да и не только свою, но и заграничную! Ведь исключительное право на ввоз импорта только белорусскими компаниями останется только в отношении алкоголя, табака, рыбы и морепродуктов. У этого есть как свои плюсы, так и минусы. «Конкуренция в сегменте потребительских товаров возрастет значительно. Многие белорусские предприятия не готовы к такому развитию событий. Очевидно, может произойти падение производства», - предполагает начальник управления нетарифного регулирования Министерства торговли Вадим Ламков. Но, с другой стороны, и наши товары тоже смогут свободно продаваться в странах-союзниках. По словам Андрея Кобякова, «это рынок в 170 млн. человек». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Таможенном союзе белорусские прилавки завалят техникой российской сборки.
|
|