Потечет ли по "Дружбе" венесуэльская нефть?. 21.by

Потечет ли по "Дружбе" венесуэльская нефть?

07.06.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Строительство Россией новых маршрутов транспортировки сырья пока вынуждает Минск заняться подготовкой нефтетранспортных предприятий "Дружба" к приватизации.В качестве возможных совладельцев белорусских предприятий по транспорту нефти "Дружба" еще недавно рассматривалась исключительно российская "Транснефть". Теперь заявлено о новых "видах" на "трубу".

Белорусское правительство собиралось акционировать РУП "Гомельтранснефть "Дружба" и Новополоцкое республиканское унитарное предприятие по транспорту нефти "Дружба" еще в 2009 году. Но сделать это не смогло - законодатели не успели изменить правовую базу.

Изменить статус не успели.

Тем не менее можно сказать, что обе "Дружбы" сейчас находятся на старте приватизации: проведена их инвентаризация, оценка активов и т. д. Осталось дождаться только приказа об акционировании.

Сначала концерн "Белнефтехим" предлагал акционировать две "трубы" единым комплексом, надеясь, что такое решение ускорит поиск для него стратегического инвестора. Но позже было принято решение о раздельном акционировании каждого нефтетранспортного предприятия.

Поменять статус в 2009 году гомельская и новополоцкая "Дружба" не успели, поскольку пока находятся в перечне стратегических объектов, не подлежащих приватизации. В соответствии с новым законопроектом об объектах, находящихся только в собственности государства, предприятия по транспорту нефти "Дружба" планировалось вывести из перечня запрещенных еще в середине 2009 года. Но депутаты успели принять законопроект только в первом чтении в декабре прошлого года.

Ожидается, что во втором чтении он будет принят до 1 июля 2010 года. После этого последует приказ об акционировании и уже до конца текущего года две "Дружбы" могут быть преобразованы из РУП в ОАО.

Россия создает альтернативу.

А что дальше? Последует смена вывески или же власти имеют какие-то виды на приватизацию этих предприятий?

Что касается новополоцкой "Дружбы", то это предприятие с 29 июля 2006 года полностью потеряло транзит - после того как были остановлены поставки нефти в направлении Литвы. Еще раньше, с 1 января 2003 года, прекращены поставки в направлении Латвии. Гомельская "Дружба" работает с неплохой загрузкой и перекачивает около 70 млн. т российской нефти на экспорт (около 30% экспортных объемов РФ).

О приватизации своих нефтяных "труб" белорусские власти всерьез задумались лишь пару лет назад - после того, как российский премьер В. Путин принял окончательное решение о строительстве Балтийской трубопроводной системы (БТС-2) - альтернативного белорусской "Дружбе" проекта.

Следует отметить, что белорусские власти не сильно с этим торопятся. Хотя Россия готовится уже к 2012 году ввести в эксплуатацию БТС-2, которая может "осушить" гомельскую "Дружбу".

Сейчас по нефтепроводу "Дружба" экспортируется около 70 млн. т нефти в год, при том что мощность БТС-2 составит 50 млн. т. В условиях, когда Россия еще не нарастила добычу на 50 млн. т в год, не исключено, что она станет отбирать нефть из "Дружбы". А в случае осложнения белорусско-российских отношений возникает риск загрузки сырьем отечественных НПЗ.

Логичный партнер.

Еще недавно невозможно было представить, что совладельцем новополоцкого и гомельского предприятий "Дружба" может стать кто-то иной, кроме российской нефтетранспортной монополии - компании "Транснефть". Поскольку Беларусь была завязана исключительно на российскую нефть, непонятно, кого еще может заинтересовать белорусская "труба".

Зампредседателя концерна "Белнефтехим" Владимир Волков ранее не исключал возможной ее приватизации "Транснефтью". По его словам, обе "Дружбы" - госпредприятия, но имеют планы по приватизации, поэтому могут рассматривать совместную деятельность с каким-либо стратегическим инвестором. "Возможно, это будет "Транснефть". Это логичный собеседник и логичный партнер", - сказал В. Волков.

Год назад в СМИ появилась информация о том, что белорусская сторона уже направила соответствующие предложения "Транснефти" по приватизации "Дружбы".

Тема приватизации двух предприятий по транспорту нефти также обозначена в программном документе по сотрудничеству Беларуси и РФ в сфере ТЭКа - проекте Программы расширения сотрудничестве в топливно-энергетической сфере.

Один из пунктов этой программы содержит предложение Минска поучаствовать в приватизации белорусского участка нефтепровода "Дружба". Однако в предложенном варианте Москва белорусскую инициативу не поддержала.

Эта инициатива вряд ли будет поддержана, пока стороны не подпишут межправительственное соглашение об условиях участия российских компаний в деятельности субъектов ТЭКа Беларуси и гарантиях сохранности инвестиций. Москва включила это условие в программу в качестве обязательного.

Программу расширения сотрудничества в топливно-энергетической сфере стороны пока так и не подписали. Между тем Россия ускоренными темпами продолжает строительство БТС, и каждый новый километр альтернативной "трубы" все больше обесценивает стоимость гомельской "Дружбы".

Труба без нефти - кусок железа.

Вероятно, некоторые белорусские чиновники это хорошо понимают. Председатель Госкомитета по имуществу Беларуси (ГКИ) Георгий Кузнецов на пресс-конференции в феврале этого года сделал неожиданное признание.

"Нефтепровод "Дружба" надо приватизировать, и, может быть, мы уже опоздали. Были такие моменты, когда были желающие. Но сейчас вы видите, что происходит на нефтяном рынке, что в отношениях с Россией происходит. А если труба будет пустая и по ней не будет нефть качаться, то это просто кусок железа в земле закопан", - сказал Г. Кузнецов.

Отвечая на вопрос корр. "БР", не опоздала ли Беларусь с приватизацией своих нефтяных труб, директор Фонда государственного имущества ГКИ Наталья Жерносек на пресс-конференции 12 мая отметила, что нефтепровод "Дружба" может быть интересен компаниям, которые занимаются транспортировкой нефти. "Думаю, может проявиться интерес и в сфере наших венесуэльских проектов", - добавила она.

Можно предположить, что речь идет о новополоцкой "Дружбе", потерявшей транзит. При гарантированных поставках венесуэльской нефти через прибалтийские порты можно говорить о реверсивной загрузке этого нефтепровода в сторону "Нафтана" или же об использовании одной из веток гомельской "Дружбы" для загрузки сырьем Мозырского НПЗ. Однако в любом случае венесуэльская нефть не заменит транзит российской нефти по этой трубе.

Тем не менее в марте этого года Александр Лукашенко в интервью аргентинской газете Diario La Nacion сказал, что Беларусь планирует приватизацию отечественных предприятий, в том числе и нефтеперерабатывающих, с венесуэльским капиталом.

Совладельцем Мозырского НПЗ уже являются 2 российские компании - ТНК-ВР и "Газпром нефть", так что теоретически речь может идти о приватизации "Нафтана". Однако участие российских нефтяных компаний в приватизации белорусских НПЗ, в том числе ОАО "Нафтан", оговорено проектом Программы расширения российско-белорусского сотрудничества в топливно-энергетической сфере.

Следовательно, данное заявление А. Лукашенко о возможной приватизации отечественных НПЗ венесуэльским капиталом следует расценивать, скорее, как демонстрацию самостоятельности в нефтяной сфере.

Для Кремля программа более глубокой интеграции двух стран в топливно-энергетической сфере - основной документ в сфере сотрудничества с Беларусью. На него завязаны условия поставки нефти в Беларусь, цена на газ, строительство АЭС и т. д. И вряд ли в Минске не осознают этого.

Тем не менее прагматичная энергетическая политика России в отношении стран СНГ подстегивает Беларусь к поиску альтернативных маршрутов обеспечения энергоресурсами.

А. Лукашенко 2 сентября 2009 года в Турове, отвечая на вопросы журналистов, отметил, что "диверсификация поставок энергоносителей - это нормальная, классическая практика для любой страны". "Мы не можем зависеть только от одного места (к примеру, от России) в потреблении энергоресурсов. Тем более что были проблемы в этой связи", - сказал он.

Поэтому, как было отмечено, "мы начали альтернативные поиски". "Увенчается ли это успехом, не знаю. Будет результат, будет экономическая эффективность - тогда будем действовать в этом направлении. Все будем делать разумно", - заявил А. Лукашенко. И добавил, что просчитываются разные пути: "Одесса - Броды, поставки из Венесуэлы, поставки в Прибалтику, поставки с Каспия до Черного моря и прокачка сюда".

Главным критерием поиска альтернативных источников нефти белорусская сторона всегда называла экономический эффект. "Сверхвысокие цены на нефть нам не нужны", - неоднократно подчеркивал А. Лукашенко.

Но вряд ли альтернативная нефть может быть сегодня дешевле российской, хотя бы по причине более дорогой логистики. Таковой может быть разве что венесуэльская нефть, цена которой остается неизвестной. Однако непонятно, как долго Беларусь будет танкерами перевозить нефть из Венесуэлы. А без таких гарантий сомнительно, что нефтепровод "Дружба" может быть востребован для транспортировки венесуэльской нефти.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Строительство Россией новых маршрутов транспортировки сырья пока вынуждает Минск заняться подготовкой нефтетранспортных предприятий "Дружба" к приватизации.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика