Зачем нужны такие планы?. 21.by

Зачем нужны такие планы?

19.08.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Кто на полке хозяин?      Фото С. КостинаБеларусь намерена ограничить долю импортного пива на внутреннем рынке до 5% к 2015 году.По итогам первого полугодия практически все пивоваренные заводы Беларуси сработали с убытками. Об этом заявил на заседании Президиума Совета министров 10 августа председатель концерна "Белгоспищепром" Иван Данченко. Так, убытки ОАО "Криница" за январь - июнь составили 1,576 млрд. BYR, группы компаний Heineken в Беларуси - более 12 млрд. BYR ("Речицапиво" - 1,168 млрд. BYR, "Сябар" - 11,2 млрд. BYR). Из крупнейших игроков с прибылью сработало лишь ОАО "Пивзавод "Оливария" (3,544 млрд. BYR).

По словам И. Данченко, основным фактором, который повлиял на столь существенные суммы убытков, стало импортное пиво.

Не хватает возможностей для маневров.

Импортное пиво уже давно стало главной бедой отечественных чиновников, курирующих пивоваренную отрасль. Уже на протяжении около 10 лет белорусские пивовары безрезультатно пытаются любыми способами вытеснить зарубежных конкурентов с рынка. Однако практически всегда пивной вопрос становится краеугольным камнем отношений с соседними государствами, и наносить серьезный удар и так нестабильным отношениям взамен на улучшение условий работы отечественной пивной отрасли, в составе которой осталось лишь 2 государственных предприятия, правительство решается неохотно.

За введение жестких норм в отношении импортного пива постоянно ратует концерн "Белгоспищепром". Вот и сейчас И. Данченко заявил, что к 2015 году доля импортного пива на белорусском рынке должна быть сокращена с сегодняшнего показателя 30% до 5%.

В частности, "Белгоспищепром" предлагает включить этот напиток в перечень продукции, в отношении которой составляются прогнозные балансы в рамках Союзного государства Беларуси и России.

"Мы делаем прогнозные балансы поставок по сахару, молоку, мясу. Надо ввести такие меры в отношении пива. Это позволит регулировать импорт пива со стороны России", - сказал И. Данченко.

Но это удар по импорту только с одной стороны. На долю России приходится около 60% импортного пива на белорусском рынке. Почти весь остальной объем импорта приходит в Беларусь из Украины. Но балансы поставок с нашим южным соседом согласовать не удастся. Поэтому "Белгоспищепром" планирует ввести лицензирование в отношении украинского пива.

Как заявил И. Данченко, белорусская сторона провела антидемпинговое расследование в отношении украинского пива. И, по его словам, украинская сторона признала, что демпинговала в Беларуси.

Вместе с тем, как отметила корр. "БР" пресс-секретарь компании "Славутич", Carlsberg Group, Светлана Веселовская, компания "Славутич" не получала официальной информации от белорусской стороны об окончании антидемпингового расследования.

По ее словам, вопреки сделанному главой концерна "Белгоспищепром" И. Данченко заявлению, компания не признавала факта демпинга.

С. Веселовская также отметила, что компания прогнозирует существенное снижение продаж в Беларуси, если белорусская сторона примет решение о введении лицензирования на импорт украинского пива.

"Лицензирование автоматически предусматривает сокращение объемов. В лицензии прописываются годовой объем и цены на продукт - сколько продавать и по какой цене. При цели сократить долю импортного пива на рынке Беларуси до 5% предполагаем, что объемы лицензии будут небольшими", - отметила С. Веселовская.

Она также добавила, что на украинском рынке доля импортного пива невелика и правительство не применяет по отношению к нему каких-либо ограничений в виде квот или лицензий.

Напомним, антидемпинговое расследование в отношении украинского пива было начато весной 2010 года. По данным белорусской стороны, импорт украинского пива в Беларусь в 2007 году составил около 17,6 тыс. литров, на 7,36 млн. USD, в 2008 году - около 42,4 тыс. литров, более чем на 17 млн. USD, в 2009 году - 42,76 тыс. литров, на 16,6 млн. USD. При этом средняя цена пива, импортируемого из других стран, в 2009 году превышала цену на украинское пиво на 48,7%. Это позволило украинскому пиву увеличить долю на белорусском рынке за три года с 18,7 до 32,6%, в то время как белорусские производители снизили долю на рынке с 32,4 до 28,9%, а их запасы выросли на 17%.

Однако нужно отметить, что условия работы пивоваренных заводов в Беларуси далеки от совершенства и даже возможностей для снижения себестоимости пива у белорусских пивоваров гораздо меньше, чем у их зарубежных конкурентов.

"Украинские компании закупают сырье для его изготовления по рыночным ценам. В Беларуси же солод продает единственное государственное предприятие, а цены на ячмень устанавливает государство", - цитирует гендиректора "Укрпива" Галину Коренькову газета "Коммерсантъ-Украина". А солод белорусским заводам обходится на 20% дороже, чем украинским.

Политика, ведущая в пропасть.

"Вредителей", мешающих белорусскому пиву хорошо продаваться, нашли и в Беларуси.

"Борьба с импортным пивом вынуждает пивоваров снижать цены, активно бороться за место на полке, платить за маркетинговые услуги. Боремся до того, что сами себя делаем убыточными", - цитирует БЕЛТА слова И. Данченко.

Для того чтобы прекратить столь пагубную практику, как развитие цивилизованных методов конкурентной борьбы, "Белгоспищепром" предлагает воздействовать рублем на торговые сети. Так, чтобы урегулировать взаимодействие производителей и торговых сетей, Министерство торговли подготовило проект указа президента "О некоторых вопросах регулирования торговли". В соответствии с документом размер вознаграждения, выплачиваемого торговым организациям, не может превышать 10% от цены приобретаемого товара, а тарифы на услуги определяются исходя из размера экономически обоснованных затрат и уровня рентабельности не более 25%.

"Мы поддерживаем указ. Конкуренция - это хорошо, но когда в торговых сетях беспредел, страна теряет деньги", - подчеркнул председатель "Белгоспищепрома".

Впрочем, возникают сомнения, что практика регулирования торговой маржи сможет положительно сказаться на уровне продаж отечественного пива и финансовом состоянии производителей. И тем более ограничение вознаграждения торговым организациям никак не повлияет на снижение доли импортного пива на белорусском рынке.

А вот с чем стоило бы разобраться, так это с непропорциональной дискриминацией по отношению к различным алкогольным напиткам, которая имеет место во время проведения политики деалкоголизации населения Беларуси.

"В борьбе с пьянством почему-то начали с пива. Но в Европе не считают, что пиво является угрозой алкоголизации населения", - заявил на заседании президиума Совмина И. Данченко.

Из-за всех напастей, которые сбросило государство на головы пивоваров, показатель потребления пива в Беларуси составил 22 литра, что почти в 3 раза ниже задания, обозначенного в программе развития отрасли на 2006-2010 гг. Для сравнения: в России он составляет 60 литров, в странах Балтии - 63-65, во Франции, Германии, Чехии - 140-160 литров.

На уровень показателя повлиял и недостаток в Беларуси хороших пивных баров и ресторанов, считает И. Данченко. В этом виноваты как сами пивоваренные заводы, которые мало средств инвестируют в продажи, так и местные органы власти, которые не стимулируют развитие частного бизнеса, создание заведений, где можно было бы культурно отдохнуть и выпить пива.

Таким образом, после введения санкций в отношении пива ни сами производители, ни власть не позаботились о том, как компенсировать потери, которые может понести пивоваренная отрасль. Отсюда и провальные результаты выполнения программы развития отрасли, которая заканчивается в этом году. Наверняка в программе на 2011-2015 гг. также будут "нарисованы" красивые показатели. Однако если никто их не может и даже не собирается выполнить, зачем нужна такая программа?
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Беларусь намерена ограничить долю импортного пива на внутреннем рынке до 5% к 2015 году.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика