Украина и Беларусь подписали среднесрочный контракт на транзит нефти по системе «Одесса-Броды» в объеме до 8 млн т в год. Данное соглашение - это тест на реальную независимость Украины, считают эксперты.
Документ предусматривает транспортировку венесуэльской нефти на Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Контракт заключили ОАО «Укртранснефть» и РУП «Гомельтранснефть Дружба», сообщает Прайм-ТАСС со ссылкой на источник в украинском правительстве.
Собеседник агентства пояснил, что «заключение контракта вызвано полным отказом российской стороны от загрузки нефтепровода «Одесса-Броды» как в настоящий момент, так и на перспективу». «6 месяцев мы мучили это соглашение (с РФ о сотрудничестве в транспортировке нефти на НПЗ Украины и ее транзите – ред.), но российская сторона его так и не подписала», - сказал специалист.
«Выбирая между простоем нефтепровода и его загрузкой, мы избрали загрузку, причем на выгодных для государства условиях», - добавил он. По его словам, «речь идет о прокачке 8 млн т нефти в год». Собеседник уточнил, что последние 4 месяца российская нефть по системе «Одесса-Броды» от Брод в направлении морского нефтетерминала «Пивденный» («Южный») не транспортировалась.
22 октября Россия сварила последний стык нефтепровода БТС-2, который призван качать российскую нефть к терминалам Балтики в обход Беларуси и тем самым оставить без сырья ее Мозырский и Новополоцкий НПЗ. Тогда российские нефтяные компании смогут, наконец, сделать то, чего добиваются разными способами уже 12 лет - скупить белорусскую нефтянку за бесценок, пишет агентство «Росбалт».
Нефтепровод Одесса-Броды сегодня работает почти без прибыли, качая российскую нефть в обратном направлении. Сменить его украинцам выгодно, тем более что венесуэльская нефть - только цветочки: ожидаются поставки иранской и азербайджанской. Но против этого выступает Россия.
Белоруссия стала не нужна Москве сразу после «перезагрузки» с США и закрытия темы ПРО, но Россия усилила давление на Минск, только получив фланг в лице Януковича, отмечает украинский политолог Александр Палий. Летом, пользуясь нехваткой денег у Беларуси, Москва спровоцировала газовый кризис, хотя по текущим счетам была должна белорусам больше, чем они ей. Украина тут же заявила, что готова поставлять в обход Белоруссии столько газа, сколько нужно «Газпрому». Теперь Москва может не признать неизбежного переизбрания Лукашенко, и зимой белорусы будут замерзать. А Украина снова с удовольствием подзаработает на соседских проблемах.
Между тем, потакая Кремлю, Украина рискует остаться без большой прибыли. До конца года Киев решил прокачать через Одесса-Броды 80 тыс пробных тонн венесуэльской нефти. Но не исключено, что этой партией все и ограничится, и белорусам придется качать всю нефть через Прибалтику.
Политолог считает, что «сдавать» Беларусь Украине нельзя ни в коем случае. И не только потому, что госкапитализм Лукашенко оказался экономически более эффективным, чем клептократия на Украине и России. Просто вслед за Минском суверенитет может потерять и Киев.
Белорусский экономист Сергей Чалый не видит причин, по которым Украина должна уступать России. Соглашение о транзите нефти - обычная коммерческая сделка. Тем более что труба «Одесса - Броды» изначально строилась для транзита каспийской нефти в Европу в обход России. «Ее емкость - около 14 млн т в год. Венесуэльской нефти только 10 млн, да и то часть пойдет через Балтику. Но помимо СП с Венесуэлой, Беларусь создала СП с Ираном. Там мы можем добывать еще 1,3 млн т в год. Возможно, начнутся поставки азербайджанской нефти по трубе «Баку - Супса» и по Черному морю в Одессу. С учетом этого Беларусь вполне может заполнить трубу».
Для Украины это только вопрос денег, напоминает эксперт. Для Беларуси - это вопрос сохранения ее НПЗ. Хоть «в ноль», но они должны работать чтобы не стать легкой добычей для Путина и Сечина.
Украина и Беларусь подписали среднесрочный контракт на транзит нефти по системе «Одесса-Броды» в объеме до 8 млн т в год. Данное соглашение - это тест на реальную...