По расчетам Национального банка, вторая за год девальвация (на 52%) официального курса белорусского рубля не приведет к ценовому шоку. Как заявила глава Нацбанка Надежда Ермакова, рост инфляции из-за ослабления курса ожидается не более чем на 5%. Но по ряду позиций, отмечают эксперты, цены могут вырасти в 2-3 раза.
На чем отразилась вторая девальвация?
С 21 октября сотни тысяч субъектов хозяйствования столкнулись с новыми ценовыми условиями. Все платежи и тарифы, которые были привязаны к курсу Нацбанка, теперь рассчитываются по единому курсу.
Дополнительные расходы легли, прежде всего, на импортеров в связи с повышением ввозных таможенных пошлин и иных платежей за таможенное оформление. Теоретически, это должно отразиться и на конечной цене ввозимых товаров, и ряд экспертов об этом заявляет. Но есть и другая точка зрения. Многие импортные позиции не только не подорожают, а, наоборот, могут подешеветь. Стимулирующим фактором падения цен станет исчезновение инфляционно-девальвационных ожиданий.
«Если мы признаем, что вышли на рыночный курс, если Нацбанк не допустит в ближайшие месяцы резких колебаний курса более чем на 5%, наступит период какой-то стабильности, то субъекты хозяйствования перестанут жить ожиданиями каких-то катаклизмов и перестанут закладывать в цену курс 12-14 тысяч на случай «авось опять шандарахнет». Тем самым рост растаможки будет нивелирован», — считает председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин.
Эксперт отмечает, что впереди благоприятные для бизнеса ноябрь и декабрь, когда традиционно наступает покупательский бум. «А чем больше оборачиваемость, тем меньше постоянные издержки влияют на цену. С улучшением работы субъектов хозяйствования жестче становится конкуренция, которая также влияет на снижение цен. Конечно, сразу из цены мы не исключим все инфляционно-девальвационные ожидания, которые в стоимости товара составляют порядка 30-38%. Тем не менее, ряд факторов приведет к снижению цен»,— считает Карпунин.
Как минимум о сохранении текущих цен, несмотря на рост стоимости растаможки в пересчете на белорусские рубли, заявляют автодилеры.
«В период разницы курсов автодилеры имели некоторую экономию по таможенным платежам. С другой стороны, дилеры много переплачивали по НДС и налогу на прибыль с курсовой разницы. По причине второй девальвации для дилеров выросли затраты по таможенным платежам, но зато снизятся налоговые расходы, так что цены окажутся прежними», — уверен председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич.
Зато однозначно вторая девальвация скажется на страховом рынке.
Для автовладельцев уже на 50% выросла стоимость полиса страхования автогражданской ответственности. Как заявили в «Белгосстрахе», с 21 октября уплата за «автогражданку» (стоимость привязана к евро) осуществляется по новому курсу.
По словам гендиректора компании B&B Insurance Co Бориса Медника, также вырастут затраты по уплате страховых взносов для тех автовладельцев, чьи договора были привязаны к рублю по курсу Нацбанка. «Они станут платить больше. И, естественно, страховые компании также увеличат размер выплачиваемых страховых взносов», — отметил он.
Повлияет вторая девальвация и на строительный рынок.
Как поясняет замгендиректора Центра торговли недвижимостью «Пакодан» Павел Астапеня, «рынок потребляет большой объем энергоносителей, которые теперь приобретаются за валюту по новому курсу. Это повлечет за собой увеличение себестоимости строительства. Насколько, сказать сложно, так как нынешние цены и так очень высокие. Поэтому говорить, что стоимость квадратного метра сильно вырастет, не приходится. Скорее всего, застройщики пожертвуют своей рентабельностью. То же самое можно сказать и об изменении стоимости стройматериалов. Но, конечно же, все будет зависеть от колебаний курса».
Что касается расчетов между застройщиками и дольщиками, то, как считает Павел Астапеня, большого влияния вторая девальвация здесь не окажет.
«С наступлением валютного кризиса большинство застройщиков отошло от формирования стоимости строительства по курсу Нацбанка. Кто же устанавливал расчеты в привязке к курсу, в большинстве случаев выставлял и жесткие условия по внесению денежных средств», — отмечает эксперт.
Фармрынок попал под удар
Похоже, что больше всех от второй девальвации пострадают игроки фармацевтического рынка. Ведь компаниям придется нести не только дополнительные расходы на растаможку, но и в целом на покупку валюты для поставок медпрепаратов в страну.
«Фармкомпании покупали валюту по официальному курсу и формировали цены исходя из него. И теперь для нас наступила вторая девальвация. Почти весь остальной белорусский бизнес второй девальвации не прочувствует. Многие субъекты хозяйствования давно покупают валюту по рыночному курсу», — заявляет гендиректор ЗАО «Унифарм» Иван Козырев.
Именно необходимость покупать валюту по рыночному курсу сильно ударит по белорусскому фармрынку и по конечному потребителю, отмечает Козырев.
«Для примера, цена на лекарственный препарат стоимостью в 1 доллар с учетом таможенной пошлины в 10% от стоимости, наценки оптовой компании и розницы по старому официальному курсу составляла примерно 7800 рублей. При расчетах по новому курсу — 14 тысяч рублей», — отметил гендиректор «Унифарм».
Козырев не разделяет оптимизма вице-премьера Анатолия Тозика, который, выступая в парламенте, заявил, что в ближайшие месяц-полтора резкого роста цен на лекарства не случится. «У нас создан достаточный серьезный запас лекарственных средств. Думаю, на месяца полтора-два их хватит», — сказал Тозик.
«Некоторых лекарств в аптеках действительно хватит и на полтора месяца по старой цене, а некоторых не хватит и на три дня, — говорит Иван Козырев. — Компании давно не работают с большими запасами. И больше чем на 15-20 дней лекарств на склады не завозили. Думаю, что у оптовых компаний запасов медпрепаратов не больше, чем на 15 дней».
Гендиректор ЗАО «Унифарм» прогнозирует рост цен на лекарства больше, чем на 52%, так как выросла начальная ввозная цена по новому курсу в пересчете на рубли. При этом он отмечает, что компании уже несут убытки в связи с изменением курса.
«Выручка в связи с ростом спроса выросла на 30%, но рубль обесценился на 50%. И мы вынуждены продавать медпрепараты на 50% дешевле. Однако цены не будем пересматривать», — отметил Козырев.
При этом он не исключает, что на рынке может сложиться дефицит лекарственных препаратов, так как «половина фармкомпаний рискует обанкротиться из-за второй девальвации».
Тарифы ЖКХ и цены бензин тоже готовятся к взлету?
Реальному сектору вторая девальвация также насолила. Валюту для расчетов за газ и электроэнергию предприятиям, как и игрокам фармрынка, придется покупать по официальному курсу. А это дополнительная финансовая нагрузка. Ведь курс изменился аккурат в начале отопительного сезона, когда потребление энергоресурсов значительно возрастает.
Потуже затянуть пояса придется и населению. До конца года должны повыситься тарифы на жилищно-коммунальные услуги. В планах правительства — довести долю возмещения населением стоимости услуг до 30% (пока 22%). Более того, правительство настроено ежегодно на 10% повышать уровень возмещения населением затрат на услуги ЖКХ.
Еще один сюрприз в связи со второй девальвацией готовит «Белнефтехим». В ближайшее время должен подорожать бензин. Уже пошли слухи, что стоимость нефтепродуктов на АЗС сразу подскочит на 40-45%. Правда, за такое нефтяники могут получить по шапке от главы государства. Но повышать прежними темпами по 3-5% в месяц — бизнесу не на пользу. Ведь стоимость литра, едва приблизившись к оптимальному, по мнению нефтяников, уровню в 1 доллар, в связи с новым курсом опять отпрыгнула от планки экономической адекватности.
А пока нефтяники анализируют и просчитывают, столичные транспортники все для себя решили. Мингорисполком уже направил предложение в Минэкономики об увеличении стоимости проезда в общественном транспорте столицы до конца текущего года поэтапно вдвое: в октябре — 1300 тыс. рублей, ноябре — 1600 рублей, в декабре — 1850 рублей. Вслед за Минском, как это обычно бывает, подтянутся и регионы.