В Беларуси в 2012 году, несмотря на большие дискуссии по этому вопросу, сохранится директивное планирование экономики. Перейти на индикативное планирование, увы, так и не удалось. Главную опасность директивного планирования эксперты усматривают в том, что ради выполнения доведенных показателей власти начнут стимулировать внутренний спрос. Такое мы уже видели в 2011 году, который ознаменовался беспрецедентной девальвацией белорусского рубля.
Некоторые иностранные туристы, приезжавшие в Беларусь, потом пишут в своих блогах, что побывали в СССР. Когда просыпаешься в минском пятизвездочном отеле, отмечают туристы, то сразу и не поймешь, где находишься: комфорт на международном уровне. Но стоит выйти на улицы Минска, посмотреть белорусское телевидение — и у иностранных туристов появляется ощущение, что они приехали в советскую республику.
Ярким примером того, что в Беларуси сохранились советские порядки, является и директивное планирование экономики.
Выражается оно в том, что до госорганов вначале доводятся обязательные для выполнения показатели. Далее, чтобы выполнить эти показатели, госорганы, которым подведомственны крупнейшие субъекты хозяйствования, доводят показатели до предприятий. Механизм почти тот же, что был и в СССР.
В современной Беларуси, как и в советские времена, до госпредприятий доводят показатели по объему выпускаемых товаров. А с учетом того, что на 2012 год утвержден большой перечень импортозамещающей продукции, госпредприятиям доводят даже номенклатуру товаров, которые нужно произвести.
В первой половине прошлого года зазвучали разговоры о том, что страна от директивного перейдет на индикативное планирование экономики. Еще в сентябре 2011 года БелаПАН располагал законопроектом об индикативном планировании экономики, недавно этот документ был внесен на рассмотрение в парламент. Однако сроки, когда Беларусь перейдет на индикативное планирование, не известны даже людям, которые принимали участие в разработке вышеупомянутого законопроекта.
В отличие от директивного, индикативное планирование предполагает, что показатели не являются обязательными для выполнения.
Первый заместитель директора Научно-исследовательского экономического института (НИЭИ) Минэкономики Виктор Пинигинсообщил на 69-м заседании Республиканского клуба директоров, что в процессе подготовки прогноза социально-экономического развития страны на 2012 год рассматривалась возможность перехода на индикативное планирование.
«Речь шла о том, чтобы вообще до министерств не доводить директивные показатели. Пока на это перейти не удалось. Я думаю, что тенденции директивного планирования экономики останутся», — сказал Пинигин.
При этом он уточнил, что те показатели, которые доведены до госорганов, являются преимущественно качественными. «Это показатели материалоемкости, энергоемкости, производительности труда. Хотя присутствуют и объемные показатели — такие, как валовой региональный продукт», — сообщил Пинигин.
Система директивного планирования, существующая в Беларуси, как и в Советском Союзе, является стержнем государственного управления экономикой. Чтобы приказы такой системы беспрекословно выполнялись, функционирует мониторинг исполнения директивных показателей.
Ежемесячно Национальный статистический комитет Беларуси (Белстат) готовит доклад «Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития».
Знаете, что потом с данными Белстата делают? Анализируют их и готовят правительству информацию о том, какой губернатор (министр) сколько показателей выполнил. А белорусское правительство, которым (совпадение?) руководит бывший глава Госплана БССР Михаил Мясникович, должно сделать соответствующие выводы.
В общем, от выполнения показателей напрямую зависят карьерные (а значит, и материальные) перспективы белорусских чиновников. Следовательно, система директивного планирования мотивирует госслужащих следовать тем показателям, которые доводятся.
С другой стороны, такая система, полагают эксперты, может негативным образом сказаться на устойчивости белорусской экономики.
«Опасность директивного планирования экономики состоит в том, что такой подход может вылиться в раскачивание внутреннего спроса», — подчеркивает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
В первой половине 2011 года, чтобы выполнить доведенные показатели (по росту ВВП, увеличению объемов промпроизводства), использовались эмиссионные ресурсы. Льготные кредиты, выдававшиеся за счет напечатанных денег, увеличивали внутренний спрос на продукцию отечественного производства. Благодаря этому ВВП увеличивался в Беларуси как нигде. За январь-май 2011 года он вырос на 12,5%.
«Это фантастика. В Китае этого нет, в Европе этого нет!», — восклицал в июне 2011 года вице-премьер Владимир Семашко, комментируя темпы роста ВВП, которые были даже выше запланированных. Беларусь за такую «фантастику» заплатила дорогую цену: национальная валюта за 2011 год была девальвирована почти на 180%, инфляция составила 108,7%.
На 2012 год в Беларуси поставлена задача добиться роста ВВП на 5-5,5%. С учетом этого до облисполкомов уже доведены задания по темпам роста валового регионального продукта.
Если ВВП, как запланировало правительство, будет расти за счет внешнего спроса (экспорта), — это одна ситуация. Однако конъюнктура на мировых рынках складывается сегодня не лучшим образом, даже специалисты НИЭИ Минэкономики Беларуси говорят о возможном повторении производственно-финансового кризиса в мире. Следовательно, надежды белорусского правительства на рост экспорта могут так и не сбыться.
В этом случае Беларуси придется отказаться от доведенных показателей. Либо достигать их, как и в 2011 году, за счет стимулирования внутреннего спроса.