Рынок - дикий, потребитель - темный, льготы - на бумаге. Как раскручивается под Минском завод автохимии
16.09.2014 19:48
—
Новости Экономики
|
"Пока автолюбитель не начнет думать, почему ему приходится менять радиатор, помпу - ничего не изменится. А продавцов дешевых антифризов все устраивает, сервисные центры - тоже (больше поломок - больше работы). А иначе ты теряешь рынок запчастей..." Директор запущенного полтора года назад под Минском, недалеко от Боровлян, завода "М-Стандарт" Сергей Самсончик рассказал TUT.BY, почему не все антифризы одинаково полезны, чем закончились претензии местных жителей к производителю автохимии, как льготы инвестору могут остаться только на бумаге и когда ждать перемен на диком белорусском рынке охлаждающих жидкостей.
"Хочу дешевую и синюю"Сегодня "М-Стандарт" работает в две смены – сезонный рост спроса на охлаждающие жидкости. Но директора это не слишком радует. Если выполнять предписания производителя и менять антифриз через оговоренный им промежуток времени или пробег, потребление было бы ровным, объясняет он. Пока же две трети продукта продается с сентября по декабрь. "Есть три всплеска продаж: накануне зимы (чтобы не замерзнуть), при первых морозах более 15 градусов (когда замерзла вся та бодяга, которую залили в сентябре; кстати, в это время ассортимент на рынках сокращается втрое-вчетверо – остальное замерзает прямо в канистрах), и третий всплеск – весна (проснулись "подснежники", у которых всю зиму машина простояла со слитой жидкостью, двигатель коррозировал, а теперь надо влить что-то подешевле и на дачу ехать)", - рассказывает Сергей Самсончик.Белорусский рынок охлаждающих жидкостей – неструктурированный и абсолютно дикий, сетуют на предприятии. Его объем - 10 тысяч тонн в год. В прошлом году из этого объема 9,5 тысячи составил импорт, в том числе 95% - поставки из России. Ценовой сегмент один, говорят на "М-Стандарте", – самая дешевая. Такая жидкость ноу-нейм стоит в рознице около 100 тысяч рублей за 5 литров. Цивилизованный мировой рынок выглядит совершенно иначе: перечень жидкостей, допущенных автомобилестроителями, небольшой для всего мира (сайт Mercedes, к примеру, В Европе BASF держит около 80% поставок охлаждающей жидкости для первичной заливки на конвейер, в США - Chevron. Срок смены жидкости прописан автопроизводителем: 3-5 лет, - и обусловлен он не тем, что охлаждающая жидкость начинает замерзать (эти свойства жидкость на основе моноэтиленгликоля сохранит и 10, и 15 лет), а со способностью обеспечить защиту двигателя от коррозии за счет присутствующих ингибиторов и присадок. "В итоге в Германии, где жидкость меняют, как рекомендовано, машина живет и 10, и 15 лет, а у нас моментально вылезает букет проблем", - говорят на предприятии. У нас, как и в соседних России и Украине, пока рынок определяет повальная безграмотность потребителя в вопросе выбора охлаждающей жидкости, сетуют на предприятии. "Жидкость хотят дешевую и синюю (как вариант – зеленую, красную), хотя цвет жидкости не имеет никакого отношения к качеству, - улыбается Сергей Самсончик. - Ну и требование – чтобы не замерзла. На сколько двигатель коррозирует после зимы, никого не интересует". У производителей автомобилей отношение к продукту и требования совсем другие, продолжает он. "Не замерзнуть – это самое простое, для этого достаточно использовать нужное количество моноэтиленгликоля. Но производителю важно, чтобы двигатель изнутри не коррозировал, - уточняет директор. - И если, покупая масло, автолюбители уже ищут на упаковке информацию о допуске производителя, хотя еще 3-5 лет назад лили все подряд, то по антифризам такого пока нет". "Рынок настолько дикий и нерегулируемый, что в продуктах, кроме гликолей, применяются метиловые спирты – до 30%. В закрытой канистре он действительно даже при температуре минус 40 не замерзнет. Вы заливаете его в систему охлаждения двигателя, заводите машину... Рабочая температура двигателя – 80-82 градуса, а спирт испаряется при 67 градусах. Через две недели эксплуатации автомобиля у вас остается продукт, замерзающий при минус 12… И при первом морозе у вас проблемы", - аргументирует Самсончик, советуя не слушать продавца на рынке, а потратить пару минут и посмотреть в сети рекомендации производителя автомобиля. Административными методами ограничить ввоз охлаждающих жидкостей не выходит – есть юридический пробел. "На территории Таможенного союза действует ГОСТ на охлаждающие жидкости - от 1989 года, разрабатывался он под тосол. Там прописано, что охлаждающая жидкость на основе моноэтиленгликоля должна соответствовать определенным требованиям. Выходит, что продукция на основе метанола под ГОСТ просто не попадает", - отмечают на предприятии. Кроме того, сам двигатель с тех пор заметно изменился - раньше он в основном состоял из черных металлов, сейчас - из цветных. "Так что современные жидкости для старых двигателей скорее яд, и наоборот. Нет универсального продукта на все случаи жизни, и новые антифризы, карбоксилатные, формальным требованиям ГОСТа уже не отвечают", - рассказывает директор. Но надежд на изменение ситуации на рынке на предприятии не теряют. Кроме "дикого" рынка, есть рынок цивилизованный: тендеры на поставку охлаждающей жидкости для автобусов и другой техники с двигателями MAN, Mercedes и др., а также жидкостей для систем охлаждения многих серьезных объектов - от ледовых дворцов до аквапарка и резиденции президента. Кроме того, советских авто на ходу уже почти не осталось, автопарк "молодеет", и люди больше внимания уделяют машине. Сорок человек работает, сорок - пишет"М-Стандарт" - это совместная белорусско-швейцарская компания. Motip Dupli Group инвестировала в проект 12 млн долларов. С белорусским партнером интриги больше: учредителем с белорусской стороны выступает физическое лицо, называть которое в компании отказываются. При этом и при открытии завода, и после указывалось на связь предприятия соО льготах для инвесторов в Беларуси говорят часто и охотно. Но получить их, оказывается, непросто. "М-Стандарт", к примеру, не смог получить льготу по декрету президента № 6 о стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. Год назад в него внесли изменения, а исходя из первой редакции, на льготы мог претендовать тот, кто осуществлял деятельность на территории сельской местности. "Но в трактовке налоговой "деятельность" - это когда ты производишь и тут же продаешь. То есть купи-продай – это деятельность. А то, что ты строишь завод, места рабочие создаешь…" - недоумевает директор, показывая переписку с налоговой. Кроме того, льгота действует семь лет, так что производственному предприятию воспользоваться ею непросто: пока идут проектные работы, получают все разрешения, строят - как раз подходят к концу семь лет с момента госрегистрации предприятия. Не вышло у предприятия и воспользоваться благами недавнего указа президента № 361, позволяющего освободить тех, кто получил земельные участки и реализовал инвестпроекты, от арендной платы за землю. "Помня, как нас лишили льгот по декрету № 6, решили спросить, имеем ли мы право на льготы. И вот ответ..." - протягивает письмо директор. Его пессимизм подтвердился. Прописанная указом льгота инвестору не положена, так как "М-Стандарт" работал по инвестдоговору, которым данная льгота не прописана. В принципе, в инвестдоговор можно было бы внести соответствующие изменения - но он уже выполнен. "Кстати, более чем на год раньше прописанного договором срока", - разводит руками директор. Есть в Беларуси и другие неприятные нюансы для работы. Электроэнергия в России стоит для предприятия около 7 центов за кВт·ч, в Германии - 9, в Беларуси - 13 центов. Кроме того, традиционной проблемой остается кадровая. "Чтобы выпускать продукцию в две смены, нам достаточно штата 45 человек, - рассказывает директор. - А работает 90. Из них пять занимаются продажами, а остальные - составлением бумаг, отчетов, контролей... Аналогичная европейская компания в управлении имеет четырех человек. Этого хватает. А я исписываю вот такие стопки бумаги (судя по жесту, выходит прилично - около метра. - TUT.BY), которые мне для производства и реализации продукции не нужны. Но любой приходящий контролер лезет как раз в эту стопку бумаги. Ни качество продукции, ни импортозамещение, ни экспорт его не интересуют. Везде бухгалтерия - это аутсорсинг. Пришел человек на один день в месяц - и все в порядке. А у нас бухгалтерия может остановить производство - потому что у нее восьмой бумажки не хватило. "Мы готовы высадить лес, выпустить кроликов, и всем будет хорошо"Строительство и запуск завода сопровождалось протестами жителей близлежащих деревень Малиновка и Дроздово, которые волновались за экологическую составляющую проекта."У меня в этом поселке живет достаточно много знакомых. Они читают интернет и смотрят, что здесь происходит. Обратите внимание: участки земли здесь после строительства завода вовсе не подешевели. Разве что их владельцев не очень устраивает индустриальный пейзаж. Я бы тоже не хотел из окна видеть промышленные корпуса вне зависимости от того, что в них делают. Но завод стоит в низине, и мы готовы высадить лес, выпустить кроликов, и всем будет хорошо. Только, к сожалению, этот участок между заводом и поселком – не мой. Это земли сельхозназначения, так что лес тут можно посадить только с разрешения президента", - разводит руками Самсончик. "Нас внесли в республиканскую программу мониторинга подземных вод – возле прудов есть скважины, из которых каждые три месяца берут пробу, убеждаются, что она питьевого качества… - автоматически перечисляет директор. – Пришлось вникнуть в этот вопрос". В качестве доказательств безопасности предприятия директор показывает фото утиного выводка, плавающего в пруду с технологической водой на территории завода, а также предъявляет сертификат, подтверждающий, что система управления окружающей средой на предприятии сертифицирована германским органом по сертификации на соответствие требованиям ISO 14001. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Директор запущенного полтора года назад под Минском, недалеко от Боровлян, завода "М-Стандарт" Сергей Самсончик рассказал TUT.BY, почему не все антифризы одинаково...
|
|