Для реформ в Беларуси – самое время
30.07.2015 09:23
—
Новости Экономики
| Ежедневник
Источник материала: Ежедневник Со временем некоторые плюсы белорусской экономики стали минусами. Однако будучи медлительной в реформах, Беларусь обеспечила себе некоторые преимущества.
Согласно данным национального опроса, проведенного в марте-апреле текущего года по заказу Белорусского института стратегических исследований (BISS) в рамках проекта "Рефорум", более 80% жителей страны считают, что Беларусь нуждается в реформах. Насколько сегодня благоприятны экономические реформы и в чем их смысл – этой теме посвящен комментарий "Беларусь, реформы 3.0: время выйти из переходного периода", подготовленный директором Исследовательского центраИПМ Александром Чубриком. Сегодня " "В 1990-е гг. у Беларуси были многообещающие стартовые условия: сложная структура промышленности и НИОКР делала БССР крупнейшим экспортером в СССР (после России, экспортировавшей энергоносители) за пределы стран Совета по экономической взаимопомощи. Целый ряд ученых и инженеров смогли воспользоваться этим наследием, создав уникальные для Беларуси высокотехнологичные частные компании, зачастую ориентированные на экспорт", - отметил экономист. Он напомнил, что как и другие страны региона, в начале 1990-х гг. Беларусь предприняла ряд шагов в направлении построения институтов рыночной экономики. Возник частный сектор: некоторые фирмы выжили и стали успешными компаниями. Однако белорусские власти приняли решение бороться с адаптационным спадом через восстановление, а не разрушение существовавшей структуры экономики. Вместо сокращения субсидий и приватизации банков, для нужд государственных предприятий была воссоздана система мягких бюджетных ограничений. Условия хозяйствования сместились в пользу государственных предприятий, подавляя развитие частного сектора. В результате, как отмечается в комментарии, Беларусь стала «двойственной экономикой», в которой «отстающий в развитии сектор контролируемых государством и зачастую убыточных предприятий сосуществует с жизнеспособным сектором относительно эффективных, конкурентоспособных фирм». Спустя годы «устранения ошибок и повышения устойчивости», белорусская экономика существенно отличается от того, что собой представляли экономики «пионеров реформ» начала 1990-х гг. Как отмечает Александр Чубрик, приватизация стала намного более серьезной задачей, чем в начале переходного периода. Большинство государственных предприятий (включая нефтеперерабатывающие флагманы), которые могли быть привлекательными для потенциальных инвесторов еще 5–10 лет назад, теперь воспринимаются скорее как бремя, нежели как актив. Приток прямых иностранных инвестиций остается незначительным, поскольку инвесторы выбирают соседние страны. "Будучи медлительной в реформах, Беларусь тем самым обеспечила себе некоторые преимущества. Во-первых, существует потенциал для значительного улучшения эффективности распределения факторов производства, что дает возможность перейти к устойчивому росту. Во-вторых, есть немало примеров того, что экономика Беларуси обладает потенциалом создания эффективных и инновационных бизнесов с высокой отдачей на инвестиции. Белорусский частный сектор возникал в неблагоприятной среде и впоследствии, когда власти начали улучшать условия ведения бизнеса, существенно вырос. В настоящее время в нем производится около 40% от ВВП страны и его расширение продолжается", - констатирует директор Исследовательского центра ИПМ. Он ссылается на опросы, которые демонстрируют, что население приветствовало изменения, выразив поддержку структурным реформам. По мнению Александра Чубрика, сейчас условия для начала реформ стали более благоприятными из- за стечения целого ряда обстоятельств: внешних вызовов в сочетании с внутренними ограничениями, признания необходимости реформ экономическими властями, а также в целом положительного их восприятия населением. "Реализация «стандартного» пакета мер экономической политики, который среди прочего включает повышение гибкости рынков, либерализацию цен, реструктуризацию государственных предприятий, институциональную реформу, нацеленную на улучшение условий для развития частного предпринимательства, может стать эффективным инструментом только в том случае, если будет принят во внимание ряд специфических для белорусского контекста проблем. Во- первых, существует проблема доверия. В прошлом домохозяйствам и бизнесу было дано много обещаний: обеспечить стабильность валюты, защиту прав инвесторов – но время от времени они нарушались, поскольку краткосрочные выгоды брали верх над стратегическими приоритетами. Обратимость реформ стала «нормой» для Беларуси, поэтому критически важно инвестировать в создание доверия к новой программе структурных реформ и способствовать достижению консенсуса по поводу ее реализации. Во-вторых, комплексность задач по реформированию экономики означает, что различные меры связаны между собой. Полумеры уже не работают", - отмечает экономист. В-третьих, по его словам, при проведении любых реформ есть выигравшие и проигравшие. В Беларуси с ее давними традициями «социально-ориентированной» экономической политики негативные социальные эффекты являются важнейшей угрозой для необратимости реформ. "Следовательно, пакет реформ должен быть разработан таким образом, чтобы поддержать проигравших и впоследствии превратить их в выигравших через вовлечение в экономическую деятельность посредством развития частного сектора и мер активной политики на рынке труда. Реформы должны содержать четкие послания для уязвимых групп и соответствовать этим посланиям. Из этого следует, что открытый диалог о программе реформ является фундаментальной предпосылкой их успешной реализации: экономические агенты должны иметь достаточно четкие ожидания, в то время как последовательность в действиях правительства позволит им соотнести свои ожидания с реальностью", - убежден Александр Чубрик. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Со временем некоторые плюсы белорусской экономики стали минусами.
|
|