Из-за снижения инвестиций в строительство производители и поставщики стройматериалов отмечают падение продаж. В следующем году эксперты прогнозируют нулевой рост и обострение конкуренции на рынке.
За последний год наблюдается достаточно ощутимое падение емкостей белорусского рынка строительных материалов по всем сегментам. Об этом на IV Форуме производителей и поставщиков стройматериалов рассказал заместитель директора ГП «Институт жилища — НИПТИС им. Атаева С.С.» Игорь Трофимов.
Ведущая научно-исследовательская и проектная организация Министерства архитектуры и строительства проанализировала динамику по 10-15 базовым материалам и констатировала снижение физических объемов потребления стройматериалов до 30%.
Так, например, потребление щебня за десять месяцев этого года составило 10,8 млн тонн. По сравнению с прошлым годом оно сократилось на 6,5%. Потребление цемента сократилось на 17% до 3,26 млн тонн. Потребление стекла упало на 22,8% до 7,8 млн кв. м. Потребление гипсокартона — на 30,6% до 7,2 млн кв. м.
Основной причиной падения продаж строительных материалов является снижение инвестиций. По данным Национального статистического комитета, за десять месяцев этого года инвестиции в основной капитал снизились на 14,1% (до 163,6 трлн рублей) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В том числе, строительно-монтажные работы выполнены на 89,6 трлн рублей, что на 8% ниже уровня прошлого года.
«Чем больше денег мы вкладываем в строительство, тем больше мы строим и больше потребляем. Поскольку последние два года инвестиции падают, то, естественно, в основной массе мы имеем падение потребностей в стройматериалах. То есть, зная, сколько денег мы собираемся вложить в инвестиции в следующем году, мы можем с определенной вероятностью назвать ожидаемое число потребляемых на внутреннем рынке стройматериалов», — отмечает Игорь Трофимов.
По его словам, в 2016 году белорусские власти рассматривают два сценария по инвестициям в основной капитал. Первый предусматривает сохранение объемов на уровне нынешнего года. Второй вариант предполагает небольшое падение (на 2-3%).
«Лучший сценарий — это сохранение инвестиций на уровне прошлого года. На это нужно настраиваться. Это не означает, что в отдельных секторах потребления стройматериалов нельзя будет добиваться успехов. Всегда есть ниши, которые будут проваливаться больше, чем другие. Но есть определенные сектора рынка, где будет наблюдаться рост», — подчеркивает Игорь Трофимов.
При этом, по его словам, в будущем стоит ждать обострения конкуренции на рынке стройматериалов, который за последние пять лет стал исключительно профицитным.
«В отличие от предыдущих лет, когда это был рынок продавцов, у нас наступает рынок покупателей. В условиях определенного кризиса инвестиций наши предприятия вступают в жесткую конкурентную борьбу. При нынешнем снижении платежеспособного спроса наступает эра экономического дарвинизма. Выживет сильнейший. Тот, у кого себестоимость ниже», — полагает Игорь Трофимов.