Даже уезжая на заработки за границу, белорусы рассказывают, в какой прекрасной стране живут их семьи. Собственно, это правда: для счастья у жителей Белоруссии есть все. Кроме денег.
За последние два года сотни тысяч белорусов разъехались по России в поисках заработка. Но, в отличие от таких же гастарбайтеров с Украины, они рассказывают о своей стране только хорошее. По их словам, белорусы живут в лучшей стране бывшего СССР, вот только с заработками в последнее время туго. И это правда.
В Белоруссии действительно установлен авторитарный режим. Но если ты не оппозиционер, не журналист и не правозащитник, это никак не ощущается. И возможным это стало только потому, что настоящая диктатура в стране установлена для верхов, а не для низов.
Расскажу одну историю, которая случилась с моим знакомым в Белоруссии около пяти лет назад. Когда-то он прогуливался по улицам родного провинциального города областного значения и проходил мимо кафе, в котором милиционеры "обмывали" новое офицерское звание своего товарища. Спьяну им не понравилось, как на них посмотрел прохожий, и они принялись впятером его избивать. На следующий день пострадавший отправил телеграмму на адрес Генпрокуратуры, в которой кратко изложил суть произошедшего. Все пятеро милиционеров получили сроки: кто настоящие, а кто условные.
В Белоруссии легко упрятать за решетку любого чиновника: взяточника-гаишника, вора-директора на заводе или принимающего взятки мэра города. Никакой круговой поруки и покрывательства в этой стране нет. Власть здесь подотчетна народу точно так же, как и народ — власти.
По этой причине в стране нет ни коррупции, ни казнокрадства — по крайней мере, в тех масштабах, в которых они есть в других странах-членах СНГ.
В Белоруссии чисто. Практически идеально. На улицах даже на следующее утро после праздника не увидишь разбросанных бумаг и салфеток, пивных банок. Здесь даже асфальт ежедневно очищают от песка. Непривычному российскому глазу чистота здесь просто "режет глаза". Вопреки расхожему мнению, чистота на улицах обеспечивается не столько тем, что здесь "не гадят", сколько тем, что здесь по-настоящему убирают. Трудовая дисциплина не позволяет дворнику работать кое-как или не выходить на работу: если уволят по статье, биржа труда больше никогда не примет его заявление на трудоустройство.
В Минске вообще очень сурово с дисциплиной. Сами белорусы уже не замечают, а вот приезжим не понять, почему это посреди дня центральные проспекты столицы пусты? Ответ прост: белорусы действительно находятся на рабочих местах.
Праздно шатающихся бомжей на главных улицах городов и вокзалах здсь тоже нет. В стране слишком много патрульных милиционеров, которые неопрятно одетых людей не пускают ни в метро, ни в наземный транспорт, ни на лавочки. Если поймают пропойцу — в лучшем случае отправят в вытрезвитель, в худшем — изобьют в УАЗике. Белоруссия — не Россия, в которой милиция цепляет только тех, с кого можно что-то поиметь, а убогих не трогает. Активность милиционеров легко понять: если какой-нибудь работник МВД увидит, что на вверенных милиционерам участках есть "непорядок", их могут разжаловать.
На белорусских улицах и домах почти нет рекламы и граффити. Заполнять свободное пространство рекламными баннерами и проспектами не разрешают власти — борются за "чистоту" города. За граффити здесь штрафуют — серьезно и по-настоящему. Можно даже угодить на несколько дней в изолятор.
Плохих моментов жизни тоже хватает. В Белоруссии — настоящая катастрофа с гардеробом. Во-первых, из-за особо пренебрежительного отношения государства к "торгашам" (это тут осталось со времен СССР) в стране очень низкий уровень конкуренции и высокие таможенные пошлины. Ввозить контрабандный товар на территорию страны очень рискованно. Во-вторых, сама ментальность белорусов не позволяет им ярко одеваться. Чтобы не привлекать на улицах внимание милиции и прочих недовольных, в толпе лучше не выделяться: не носить ничего яркого, не закручивать дреды, не пользоваться странными аксессуарами. Государство так старательно "выпиливало" здесь различные субкультуры, что их адептов в стране просто не осталось. Даже хипстеров нет.
Зато у белорусов есть уверенность в будущем — почти как в СССР. Каждый может рассчитывать на то, что, пройдя конкурс, он может бесплатно, не дав ни одной взятки, отучиться в университете, получить работу по специальности (здесь до сих пор процветает институт государственного распределения), отслужить в армии, жениться, а потом получить льготный кредит на квартиру на 40 лет — как "молодая семья". Жизнь инженера в Белоруссии относительно проста, безмятежна и стабильна. И именно за сохранение привычного уклада жизни большинство белорусов голосуют. Что бы там ни говорили.
А вот денег – да, денег у них мало. И белорусов это угнетает.
Как и повсюду в благополучных странах, молодежь здесь поздно взрослеет, не верит в неизбежность старости, ее не беспокоит будущее пока не родившихся детей. Она слабо осознает связь между своей скромной покупательной способностью в супермаркете с наличием высоких социальных гарантий. Ей хочется жить здесь и сейчас, и жить красиво: live fast, die young.
На этом не раз пытались сыграть оппоненты Лукашенко. Однако без успеха, и причина не только в разгоне демонстраций. Белорусскую пропаганду называют кондовой, но она добилась того, чего не смог сделать даже советский агитпроп. Она убедила своих граждан, что важно не количество денег, а то, что ты в состоянии купить на них после уплаты всех обязательных платежей. И помогла ей в этом мрачная российская действительность.
Так что в каком-то смысле белорусский гастарбайтер счастлив. Привозя домой заработок, он не вынужден тратить его на взятки, лечение родителей и образование детей. Он гуляет по чистым улицам, не натыкаясь на агрессивных азиатов. Престижное потребление его тоже не очень волнует: перед кем тут выпендриваться? Он лучше машину посвежей купит, жилплощадь расширит, дачу построит. Его деньги – это его деньги. Так почему он должен свою родину ругать?
Даже уезжая на заработки за границу, белорусы рассказывают, в какой прекрасной стране живут их семьи. Собственно, это правда: для счастья у жителей Белоруссии есть все. Кроме денег.