Инвесторы! У кого есть 10 миллиардов рублей? Пропадает отличное место в центре Минска. Налетай, не пожалеешь!
Примерно такие объявления было впору развешивать на растяжках над столичными проспектами, анонсируя аукцион по продаже «Спорта» — минской гостиницы, расположенной на улице Якуба Коласа. Стучать в барабаны, дуть в вувузелы, выдавать информацию через громкоговорители и прочие подручные средства — делать все, лишь бы только привлечь внимание потенциальных купцов. Ведь первый конкурс, на котором планировали продать гостиницу, не состоялся. Второй, назначенный на сегодня, также может закончиться ничем. За историей с приватизацией «Спорта» мы разглядели общие проблемы в сфере инвестирования, которые давно известны и пока не решены.
Чужие грешки
Итак, по порядку. Гостиничный комплекс «Спорт», находящийся в республиканской собственности под крылом Министерства спорта и туризма, — одно из немногих в Минске мест, где можно дешево переночевать. Без изысков, правда, но цена соответствует качеству. Клиенты у гостиницы есть, останавливаются здесь даже иностранцы.
Однако в современном своем виде «Спорт» столичному уровню не соответствует. Судите сами: здание построено 50 лет назад, коммуникации изношены, большинство номеров — без удобств. Собственных средств на модернизацию у гостиницы нет. Поэтому по предложению Министерства спорта и туризма комплекс было решено приватизировать. Внесли в списки и планы, в соответствии со всеми необходимыми документами и распоряжениями назначили конкурс — на 14 мая.
— Давали информационные сообщения в прессе, разместили условия на нашем сайте. Кроме того, о конкурсе объявляли на совещаниях Мингорисполкома, — рассказывает о первой попытке продажи заместитель начальника управления Госкомимущества Зоя Даник. — Кто–то звонил, интересовался, но заявок так и не поступило. Поэтому было принято решение признать конкурс несостоявшимся. Объявили повторный. Ждем...
Почему не было желающих? Изучил условия, которые ставят перед покупателями. Все расписано четко: требование сохранить гостиничный профиль в течение пяти лет, инвестировать за это время не менее 5 миллионов долларов в капремонт и частичную реконструкцию, сохранить рабочие места сотрудников. Разумно, а последнее требование — и вовсе святое.
А вот еще один пункт заставил меня задуматься: потенциальному инвестору предлагают погасить задолженность предприятия перед одним из наших банков. Ведь сейчас, оказывается, «Спорт» заложен. Сумма, которую нужно выложить еще до государственной регистрации договора купли–продажи, — миллиард с небольшим. Может, именно это обязательство отпугивает купцов, делает предложение неинтересным? Кому захочется платить по чужим счетам, расплачиваясь за недальновидность и экономические просчеты прежних хозяев?
— Для покупателя эта задолженность — копейки, — не согласен директор гостиницы Владимир Чубуков. — По крайней мере, достоинства перевешивают. Посмотрите: центр города, недалеко от метро, есть возможность достроить несколько этажей и сделать приличный отель со сколь угодно большим количеством звезд.
— Так почему же не хотят покупать?
— Не знаю. Интереса нет. Приезжал как–то представитель вьетнамских бизнес–кругов. Походил, посмотрел, поинтересовался условиями. Дал ему всю необходимую информацию, оставил контакты. Но — не звонит. Что мне теперь, его самому искать?
И правда, у директора есть другие задачи. Главнейшая — убедить коллектив, а в «Спорте» сейчас работает около 40 человек, что ничего смертельного приватизация в их жизнь не принесет. Работники ведь, понятно, волнуются...
Волнуемся и мы: неужели в условиях дефицита гостиниц в Минске предложение так и останется невостребованным?
Эпопея на 8 лет
Теме гостиничного бизнеса в последнее время «СБ» уделила немало места. Это неспроста — уж слишком много нареканий слышим от читателей. Цены, обслуживание... А то и вовсе — облупленные потолки и тараканы под матрасом. Одним из вариантов выхода из положения и видится приватизация. Но как найти идеального покупателя, который готов и долг погасить, и деньги вложить? Непонятно.
Поинтересовался, как обстоят дела с продажей гостиниц за пределами Минска. Согласно данным Минжилкомхоза, из 130 коммунальных гостиниц около 30 подлежат разгосударствлению — приватизации и акционированию — уже в этом году. Решение правильное, ведь «вытянуть» провинциальные отели за уши у их нынешних владельцев не получается.
Но и продаются они со скрипом. Возьмем, к примеру, Гродно. Еще несколько лет назад в прессе активно сообщали, что до конца 2008–го известный всем горожанам гостиничный комплекс «Гродно» будет выставлен на аукцион. Однако его так и не продали.
— Пока тишина. Собирались продавать, крутились, кто–то даже приезжал из Москвы. Но до конкретики не дошло, — рассказали мне в гродненском УП «Гостиничное хозяйство». — А если нет желающих, нет смысла и конкурс проводить. Так что ждем предложений...
Ждать можно долго, лучше — действовать. Вот как в Ружанах, где небольшую серенькую гостиницу выкупило в 2009–м частное предприятие. В Пружанском райисполкоме мне рассказали, как это произошло:
— Гостиница фактически находилась на втором этаже, а часть помещений на первом арендовала фирма. Когда выставили отель на аукцион, частники пожелали выкупить здание целиком. Но с обязательным условием — сохранить профиль. Теперь там идет ремонт, поменяли окна, занимаются отделкой. Останется отреставрировать фасад...
Здесь, можно сказать, повезло: искать купца долго не пришлось. С другой стороны, в десятках наших коммунальных гостиниц отдельные помещения сейчас сдают арендаторам. Наверное, уместно было бы собирать не с миру по нитке, а решить вопрос по–ружански, раз и навсегда.
Как найти инвестора, могут подсказать и в Бобруйске. С продажей одноименной гостиницы здесь намаялись изрядно. Первый аукцион провели еще 8 лет назад! И вот наконец в прошлом году контрольный пакет акций гостиницы «Бобруйск» (51% уставного фонда) выкупило одно из российских ООО.
— Вначале пытались продать отель с аукциона как унитарное коммунальное предприятие, — вспоминает начальник отдела бобруйского горисполкома по управлению городской коммунальной собственностью и приватизации Жанна Подобедова. — Не получилось. Участников не было. Поэтому приняли решение о создании акционерного общества, нашли желающего приобрести контрольный пакет. Как это удалось? Провели широкую информационную кампанию. Интересные для инвестиций предложения показывали каждой иностранной делегации. Рецепта универсального нет, но принципы общие назвать могу: не стесняться, не бояться инвестора, постоянно напоминать о себе.
...Вот и мне кажется — стучать, гудеть, навязываться. А о судьбе «стеснительного» и «молчаливого» «Спорта» мы обязательно сообщим. Вдруг действительно счастье само постучится в двери?
Инвесторы! У кого есть 10 миллиардов рублей? Пропадает отличное место в центре Минска. Налетай, не пожалеешь!Примерно такие объявления было впору развешивать на...