«Эта власть боится быть смешной». 21.by

«Эта власть боится быть смешной»

17.01.2011 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



События 19 декабря и последовавшие массовые задержания стали хорошим стимулом для освоения протестной частью белорусского общества новых форм декларации гражданской позиции. «Сябры! Мы здранцвелі ў чаканні, - обратился к белорусам в своем Facebook’e искусствовед Сергей Харевский. - Выйсце заўсёды ёсць. Як дазнацца, хто сябар? Па вокнах. Выключым разам усе электрапрыборы ў сваіх кватэрах. Выключым тэлевізары і радыё. У навагоднюю ноч, 31 снежня, у 23.50, хоць на 10 хвілін. Каб не бачыць і не чуць таго, каго не хочам ні бачыць, ні чуць».

Призыв «пабудзем пры трапяткіх свечках. І ўбачым у вокнах суседніх дамоў, хто яшчэ з намі! Не загінулі мы і не згінем, пакуль нас кліча Беларусь да зары!» был широко распространен в Интернете и занял достойное место среди протестных решений, которыми оказался богат декабрь 2010г. Сергей ХАРЕВСКИЙ охотно согласился прокомментировать корреспонденту «БелГазеты» смысл и назначение своей бесподобной акции.

- Откуда взялась идея выключить в знак протеста под Новый год в квартирах свет, телевизор и бытовые электроприборы?

- Идея эта не нова - это абсолютно нормальный эмоциональный позыв. Какого-то уж совсем акта протеста я из этого не делаю. Мое обращение в Facebook - это призыв проявить солидарность настолько, насколько нам это разрешается, преодолеть разобщенность общества, протянуть друг другу руки и искать друзей. Проблема даже не в том, как скоро к нам придет какая-то демократия, а в том, состоимся ли мы в принципе как общество, как государство, как нация. Свечки в соседних окнах - это наши маячки. Конечно, это романтика, и во многом наивная. Но я и не собирался это выдвигать в качестве политической программы.

- Президент страны в курсе новой протестной формы волеизъявления своих сограждан?

- Думаю, что его это не очень-то и заботит. У нас давно власть и люди существуют в разных измерениях, живут на разных частотах. Они даже теоретически не могут нас услышать. Они не слышат даже общественные организации - организованные структуры, не говоря уже о каких-то частных инициативах.

- Вы ожидали, что на вашу инициативу откликнется такое количество неравнодушных?

- Я был искренне удивлен, что многие это восприняли так близко к сердцу. Мне было интересно наблюдать, как мой индивидуальный жест превращается в акцию протеста. Люди у нас протестуют в разных формах, в т.ч. неучастием в жизни этого государства, не сотрудничая с представителями власти. Та же творческая интеллигенция, которую никто из властей в упор не замечает… А картины и стихи - пишутся, создаются музыкальные композиции, люди инициируют проведение новогодних праздников, колядных елочек, сами записывают диски с белорусскими сказками… По идее, этим всем должно заниматься государство, а мы вынуждены заниматься этим на личной инициативе, параллельно от него.

Френдлента в моем Livejournal составляет больше 1 тыс. человек, в Facebook у меня больше 700 друзей. Учитывая количество прочтений в социальных сетях и рекордные цифры прочтений этой новости на сайте газеты «Наша Нiва», мы и получили такой резонанс. Стало быть, не выходя из интернет-пространства, словом одного человека можно рассчитывать на внимание около 3 тыс. человек. Когда 31 декабря в 23.50 я выглянул в окно, то увидел, что около трети окон в моем дворе не горело.

- Может, люди просто спали?

- Может, и спали. А может, ушли в гости…

- Как бы вы оценили такое протестное ноу-хау белорусского интернет-сообщества, как черные юзерпики в сетях Facebook и Livejournal?

- Прекрасно, когда люди креативят… Что же касается черных юзерпиков и черных баннеров со свечками, то мне это кажется слишком мрачным.

Все-таки эта власть больше всего боится быть смешной - они и по-белорусски не говорят только потому, что боятся показаться несолидными. А вы вспомните хоть одно улыбающееся или смеющееся лицо из нашей чиновничьей знати! Кто из них может пошутить? Они как огня боятся смеха, боятся показаться несолидными - конечно, в своем понимании этого слова.

- Так все-таки в акцию по выключению света вами закладывалась толика самоиронии?

- Для тех, кто принимает в этом участие, это игра, шутка, позволяющая ощутить себя нормальным, вселяющая оптимизм. У нас есть семьи, дети, свои сферы интересов, куда не входят официальные СМИ, государственная политика и т.д. Выключая телевизор и свет на 10 минут, мы тем самым выходим из этого душного пространства и уже не дышим этими миазмами.

- Сидеть 10 минут в темноте - это не слишком мрачно?

- Извиняюсь, не в темноте - при свечах, за новогодним столом! Стоит елка, огоньки свечей играют на новогодних шариках, за окном - звезды, ощущение праздника…

- Вам не кажется, что вы испортили себе праздник, отказавшись от такой значительной части новогоднего ритуала, как просмотр новогоднего обращения президента?

- Надеюсь, что вы шутите. Мои родные, тысячи моих знакомых делали это без моей подсказки. Эти 10 минут в процентном соотношении к празднику даже не были замечены. Они только создали дополнительное романтическое настроение. Что мы пропустили? Эти пустопорожние концерты, которые мало кого веселят?

- В социальных сетях был необыкновенно популярен призыв и к такой акции солидарности (оригинал сохранен): «Я тоже требую немедленно освободить всех задержанных и провести независимое расследование действий ГБшных провокаторов! Я тоже требую отстранения Лукашенко от власти и проведения новых выборов без Лукашенко! Пока все мои требования не будут выполнены я даю слово, что: 1). Не куплю товары и продукты, произведенные в Республике Беларусь; 2). Ни один мой рубль или доллар не будет лежать на счетах в белорусских банках; 3). На моей банковской карточке больше, чем на один день не задержится сумма, большая минимальной к снятию в банкомате; 4) Не оплачу коммунальные платежи раньше 25-го числа»…

- Я не радикал. То, что я предложил в качестве небольшого флешмоба, никого не оскорбляет, не требует ни от кого никаких жертв. А эта акция - малореалистична по определению. Кроме того, я все-таки считаю себя гражданином этой страны. Глупо отказываться от того, во что зарыты и твои деньги, изъятые в качестве налога. Все, что мы имеем кругом, - это не заработанное кем-то одним, каким-то узурпатором. Это построено на деньги, которые отобрали у меня, моей супруги и моих родных в качестве налогов. Почему я должен от этого отказываться?


Справка «БелГазеты». Сергей Харевский родился в 1967г. в Минске. В 1992г. окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры Академии искусств СССР (Санкт-Петербург). В 1994-97гг. учился в аспирантуре Белорусской академии искусств. Как художник оформил ряд книг издательств «Юнацтва», «Университетское», «Наша Ніва», АСТ. Был художественным редактором журнала «Березка», газеты «Свабода». С 1991г. - постоянный автор «Нашай Нiвы»; ведущий программы «Галерэя Свабоды» на «Радыё Свабода». Автор ряда книг и публикаций. Магистр искусствоведения. Преподаватель ЕГУ (Вильнюс).
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
События 19 декабря и последовавшие массовые задержания стали хорошим стимулом для освоения протестной частью белорусского общества новых форм декларации...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика