Никто не должен оставаться наедине со своим несчастьем. Так у нас повелось, и мы воспринимаем как аксиому: если с человеком случилась беда — лишился руки или ноги, — это не значит, что он будет исключен из полноценной жизни. Поэтому никого не удивляли мотоколяски для инвалидов, обычным делом на дорогах были «Запорожцы» и «Таврии» с ручным управлением.
Но сегодня стала актуальной проблема: люди, получившие увечье, теряют возможность передвижения за рулем автомобиля. Дело тут не только в отсутствии специальных машин — эту непростую задачу инвалиды сами худо–бедно пытаются решить. Но им попросту практически негде пройти обучение вождению. И это проблема, которую в одиночку никак не осилить...
Дорога в ГАИ
У курсанта Евгения левая рука отсутствует по локоть: протез. Он садится за руль, инструктор Александр Артемов занимает место справа, я устраиваюсь сзади. Машина уверенно выходит на Партизанский проспект и вливается в плотный поток. Сегодня у Евгения последнее занятие в автошколе. Инструктор практически не делает замечаний. В районе Шабанов Евгений уступает свое место: к экзамену в ГАИ он готов.
В машину садится Елена, тоже водитель с ограниченными возможностями. Признается, что много месяцев ожидала, пока в автошколе появится и пройдет аттестацию эта вазовская «восьмерка».
В чем тут проблема? В том, что транспортное средство, которым ей предстоит управлять, — единственное во всем Минске. Автошкола располагает десятком новеньких «Сеатов» и лишь инвалидов обучает на этой «восьмерке». Машина уникальная.
Евгений, к примеру, управляется с педалями, как любой другой водитель: ноги в порядке. Но поскольку протезом он лишь поддерживает руль, то даже указатель поворотов левой рукой не включит. Для него (и таких, как он) переключатель выведен под правую руку. Вести машину может даже человек без обеих ног: тормоз и сцепление выведены на рычаг справа от руля.
Директор автошколы Иван Костюк говорит, что даже «Запорожцы» и «Таврии» с ручным управлением, которые специально делали на автозаводе, трогались рывками. Их сцепление имело лишь два положения — включено–выключено — и плавности не обеспечивало. Эта «восьмерка» трогается как надо!
Поначалу автошкола «Спецавтомастер» ничем не отличалась от прочих. Идею подсказали сами инвалиды, которым, как оказалось, в Минске негде обучаться. Ближайшая школа имеется лишь в Вилейке.
Костюк взялся помочь инвалидам на свой страх и риск. И сразу столкнулся с проблемой: нет автомобилей с ручным управлением. Уникальную конструкцию придумал, изготовил и смонтировал на вазовской модели... отец директора, технарь–самоучка. Если двигаешь рычагом вверх или вниз — управляешь сцеплением, если нажимаешь — тормозишь. Надо бы, наверное, патентовать, но руки не доходят. Все сделано профессионально: машина аттестована, допущена к движению. Конечно, директору хотелось бы иметь более современную. Но переоборудование обойдется дорого, а Костюк пока не знает, каков будет спрос, окупится ли затея.
Между тем к нему стали обращаться инвалиды уже с просьбой переоснастить личные транспортные средства под ручное управление. Пришлось получать лицензию. Решая эти проблемы, директор обнаруживал другие. Нельзя обучать инвалидов на машинах с автоматическими коробками передач, хотя сдавать на таких же экзамены в ГАИ можно. Зачем требовать от людей, уже ограниченных в своих возможностях, явно излишних усилий? Мастер производственного обучения Александр Артемов тоже переживает, что мучаются курсанты с педалями и рулем без гидроусилителя.
Впрочем, замечает Иван Костюк, инвалиды как раз таки не жалуются. Занятия проходят на 4–м этаже обычного учебно–офисного здания. Чтобы добраться до классов, инвалидам нужно преодолеть несколько коридоров и лестничных маршей. Но даже помочь им подняться на этаж бывает непросто: предпочитают справляться сами. Люди это, как правило, упорные и целеустремленные. Они хотят чувствовать себя равными со всеми. В школу звонят из других городов: есть ли общежитие? Увы. Хотелось бы стоимость обучения снизить. Но льгот по арендной плате или налогам нет, работать себе в убыток школа не может...
Справка для машины
Представляют ли инвалиды за рулем проблему в смысле безопасности, попадают ли в аварии? Статистики нет. В УГАИ МВД припомнили одно достаточно давнее ДТП: инвалид без ног и руки упал с мопеда, которым умудрялся управлять одной рукой... Если нет статистики, то, выходит, нет и проблемы безопасности? Что касается выдачи водительских прав, то для ГАИ важна лишь медицинская справка: допущен человек к управлению или нет.
Но «справку» должна иметь и переоборудованная машина. Ее ГАИ тоже не выдает, направляя такие авто в Академию наук или Белорусский национальный технический университет.
Через научно–исследовательскую и испытательную лабораторию транспортных средств БНТУ проходят все автомобили, даже грузовики, каким–либо образом переоборудованные. Аттестуют здесь и машины с ручным управлением. Заведующий лабораторией Михаил Лебедев сетует, что в Беларуси отсутствует нормативный документ, который определял бы для них стандарты, технические условия. Хотя такие стандарты имеются во многих странах, включая соседние, Украину, например.
Во всем мире машины переоснащают под ручное управление: разработок множество, требования к ним унифицированы. Имеются даже механизмы для погрузки в машину инвалидной коляски. У нас это все — на уровне самоделок. Поэтому аттестовывать их иной раз приходится на свой страх и риск, исходя из опыта сотрудников и имеющегося оборудования.
Проректор по научной и инновационной работе БНТУ Федор Романюк подтверждает: «Инвалиды мучаются. Мы стараемся облегчить им решение проблемы хотя бы тем, что берем за услугу половину стоимости. Но это лишь по собственной инициативе и за счет своего бюджета...»
Автомобильная проблема для Сергея Дроздовского, заместителя председателя Белорусского общества инвалидов, — из самых болезненных. Он за год наматывает больше километров, чем иной таксист, объездил пол–Европы на своем «Пежо» (кстати, переделанном частным образом и аттестованном в БНТУ). Нигде не знал проблем! Зато каждый год сталкивается с ними при получении справки в КУП «24–я городская поликлиника спецмедосмотров».
Он говорит: «Городской транспорт с пандусами есть только в больших городах. Но до остановки еще добраться надо! А как быть в провинции?.. Инвалиду без машины никак нельзя! Многие готовы ее купить на свои деньги, но не знают, где переоборудовать, где научиться водить».
Вспоминая «Запорожец»
Примерно с 2007 года инвалидов перестали снабжать «Тавриями». С тех пор, по словам Дроздовского, рухнула и система обучения вождению. Несколько лет назад общество обращалось в горисполком с просьбой организовать специальные курсы. Был получен ответ: нецелесообразно.
Дроздовский сетует на устаревшие нормативы, которыми руководствуются медики при выдаче справок. Нормативы эти, говорит, сочинялись много лет назад, когда люди ездили на «Победах» и ЗИМах. Зачем, к примеру, инвалиду выжимать груз весом 20 кг? Где в современной машине нужны такие усилия? Выдача справки зависит от субъективизма врача. Некоторые из подобных конфликтов, говорит, общество намерено довести до суда. У человека отсутствуют два пальца на руке. Он легко управляет обычным автомобилем, но его «приговаривают» к ручному управлению...
«В решении всех этих проблем мы постоянно взаимодействуем с Минздравом и Минтрансом, с Министерством труда и соцзащиты, с ГАИ, — перечисляет Сергей Дроздовский. — Но почему бы не собраться всем вместе, чтобы попытаться решить все проблемы сразу!»
Ольга Калечиц, заведующая отделением по освидетельствованию водителей 24–й поликлиники, только от меня узнала о появлении в Минске автошколы для обучения инвалидов. Тут же записала адрес и реквизиты — чтобы направлять своих клиентов хотя бы не в Вилейку. Где, по ее словам, тоже нет нужных машин.
Тут ведь много тонкостей, которые предусмотрены соответствующим постановлением Минздрава. Скажем, автомобиль ЗАЗ–11027 сделан для инвалидов по схеме «руки — одна нога», модель ЗАЗ–11028 — для тех, у кого вовсе ног нет... Последняя редакция на этот счет вышла в 2008 году: инвалиды с ампутированной конечностью (но при «эффективном протезировании») допущены к управлению обычным автомобилем с автоматической коробкой. Это серьезный прогресс!
Но — недостаточный! Заметим, что в документе названы машины, которые уже несколько лет инвалидам не предоставляются. Их нет в природе, они остались только в инструкции!
В течение 2011 года через поликлинику прошли 105,8 тысячи будущих водителей, из них 258 человек были допущены к вождению машин с ручным управлением. Немного? Как считать... Как оценить неудобства и страдания каждого из них?..
Ольга Анатольевна как врач лучше всех моих собеседников, пожалуй, знает цену этим страданиям. Поэтому солидарна с Сергеем Дроздовским: нужно собраться вместе всем причастным ведомствам и эти проблемы хотя бы обсудить.
Пусть остались в прошлом инвалидные мотоколяски и «Запорожцы» с ручным управлением. Устарели. Инвалидам от этого не легче: а что взамен? Ответ на этот вопрос пока еще не найден...
Кстати
В Министерстве труда и социальной защиты редакции «СБ» сообщили: к концу 2007 года — тогда было прекращено централизованное обеспечение автомобилями нуждающихся — в пользовании инвалидов имелось около 5,8 тысячи машин с ручным управлением. На чем будут ездить их водители, когда машины придут в негодность, — вопрос открытый.
P.S. «СБ» планирует провести по актуальной теме, затронутой в статье, «круглый стол». Приглашаем всех заинтересованных!
Никто не должен оставаться наедине со своим несчастьем. Так у нас повелось, и мы воспринимаем как аксиому: если с человеком случилась беда — лишился руки или ноги,...