«Вдохновение цвета охры» — Ирина Ходоренко
25.11.2013
—
Разное
|
Давнишние друзья моих родителей – армянская семья Аветянов – обосновались в Беларуси вскоре после распада СССР, найдя свой ковчег в живописных окрестностях озера Свирь. В целом, шлейф этой семейной дружбы растянулся уже более чем на три десятилетия. В детстве было так приятно получать к Новому году посылку из Армении, в которой традиционно находились гранат, бастурма, сладкий суджух и, конечно же, прославленный на весь мир коньяк. Теперь же бывает забавно слушать, как глава семьи разговаривает с периодическими вкраплениями белорусских словечек. Двое его сыновей женились на белорусках, обзавелись собственными детьми, но, несмотря на возможность заселиться в отдельные дома, все три поколения предпочитают жить в одном родовом гнезде. Семья для армян – это особый культ. Так же, как и потрясающее гостеприимство. О богатстве армянской культуры стоит слагать поэмы и писать диссертации. Однако важны не только древние корни, но и современная крона – культура повседневности, с которой мы сталкиваемся повсеместно, невольно экстраполируя её на образ страны и народа.
В продолжение темы культуры повседневности стоит отметить, что последняя продуктивна лишь тогда, когда опирается на многослойные пласты культурной памяти, а не носится по пустыне бытия, будто перекати-поле сиюминутности. Поэтому когда некие одиозные деятели отождествляют образ Сталина с «Именем России», инициируют запуск троллейбусов с его портретом и называют в его честь музейные комплексы, я начинаю усматривать во всем этом неумолимо выпирающий наружу шизофренический синдром. «Без Сталина мы не выиграли бы войну!» – безапелляционно утверждают новые мифотворцы. Без Сталина армяне не потеряли бы столь дорогой сердцу каждого из них Арарат, а белорусы – Вильно и Белосток.
Помню, как в своё время меня потряс фильм «Арарат» Атома Эгояна, поселив в сознании тревожный вопрос: почему мы так мало знаем об этих событиях? Почему среди нас по-прежнему хватает людей, абсолютно не представляющих, что же такого особенного произошло в мире в 1915 году? Вероятно, такая ситуация сложилась частично из-за того, что армяне нашли в себе силы и мужество, чтобы, пусть не до конца, но все же преодолеть эту боль, и у них хватило благородства не устраивать self-PR на крови и смерти, превращая национальную трагедию в сомнительный бизнес по изысканию различного рода контрибуций.
Один отечественный художник и писатель окрестил белорусскую столицу Городом Солнца. На самом же деле, Минск – это город огромного дефицита солнечности, город туманов и промозглости, стерильной чистоты и вечных строек. В ноябре тут становится до ужаса тоскливо, жизнь вроде бы и не замедляется, но к привычному слегка хаотичному ритму добавляется неизбежный сомнамбулизм.
VII Международный Форум переводчиков и издателей собрал компанию очень добродушную и хамелеонистую. Каждый из участников мероприятия, как правило, «многостаночник», ведь представители пишущей братии нередко берут крен в издательскую деятельность, а переводчики стихов не могут не обладать хотя бы минимальным поэтическим талантом: а иначе как выступать паромщиком между берегами образов и смыслов?.. Порой в дискуссиях с коллегами у нас возникали споры, но они всегда были возвышенными, как хребты Хосровского заповедника.
Я смотрю на рисунок домотканого армянского ковра и поражаюсь его схожести с одним из ключевых элементов аутентичного белорусского орнамента. Нет, все-таки должна была существовать на Земле какая-то универсальная протокультура, заложившая основу для дальнейшего развития цивилизаций. Именно поэтому, говоря сегодня на столь непохожих языках, мы чувствуем, что говорим об одном и том же. И когда синхронно молчим, находясь рядом, это бывает ничуть не менее красноречиво. Ирина Ходоренко Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Беларусь и Армению разделяют тысячи километров, но их телефонные коды в международной классификации находятся рядом. У белорусов и армян масса различий, но это не...
|
|