Психическое расстройство, электрошок и ревность сына к отцу. Бродвейский мюзикл в Минске. 21.by

Психическое расстройство, электрошок и ревность сына к отцу. Бродвейский мюзикл в Минске

29.03.2018 13:06 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Бродвей еще несмело, но все более настойчиво стучится в мир отечественного музыкального театра, где до сих пор актуальна советская «Свадьба в Малиновке», а трехчасовые оперетты идут без единого сокращения. Как прошла премьера лицензионного бродвейского рок-мюзикла «Недалеко от нормы» — в материале TUT.BY.


Четыре часа ночи. Диана Гудмэн (Светлана Мациевская) встречает в прихожей своего 18-летнего сына Габа (Артем Пинчук). Причина гипертрофированной материнской заботы становится понятна чуть позже: Габ умер еще восьмимесячным ребенком. Но Диана, страдающая биполярным расстройством, разговаривает с ним, словно с живым.

«Недалеко от нормы» — вторая попытка Бродвея закрепиться в Беларуси. Первой была «Вестсайдская история», которую режиссер Анастасия Гриненко в 2012 году поставила в Музыкальном театре. В том же году она создала свой коллектив «Территория мюзикла». За два года до этого ее брат Алексей Гриненко уехал в США, где попал на мюзикл «Недалеко от нормы». «Да, я встречал спектакли, которые восхищали. Но таких переживаний у меня не было никогда. Меня словно прибило к креслу, я то плакал, то смеялся. И это происходило со всем залом, — рассказывал Алексей о своих эмоциях. — Я тратил на спектакль последние сбережения и посмотрел раз десять».


Диана Гудмэн (Светлана Мациевская)

С его общей оценкой можно полностью согласиться. Работа композитора Тома Китта и либреттиста Брайана Йорки — высший пилотаж. А если говорить точнее, очень яркая, смелая и актуальная работа. Это мюзикл в полном смысле этого слова, когда герои передают свое состояние через вокальные номера. За исключением сцены приема у доктора Мэддэна, в которой действие несколько провисает, но минимум диалогов никак не мешает сюжетной канве.

Впрочем, даже для Бродвея мюзикл был весьма необычным. Сюжет строится вокруг образа Дианы Гудмэн, страдающей биполярным расстройством (иначе говоря, это маниакально-депрессивный психоз — болезнь, которая характеризуется нетипичной сменой настроений, перепадами энергии и способности функционировать). Но это заболевание позволяет создателям мюзикла обратить внимание зрителя на ряд других проблем: от отношений между родителями и детьми до глобальных вопросов жизни и смерти.

В Америке спектакль получил 11 номинаций и 3 высшие американские премии Tony Award в области музыкального театра, а также Пулитцеровскую премию в номинации «Драма».


Слева направо: Дэн Гудмэн (Дмитрий Якубович), Диана Гудмэн (Светлана Мациевская) и дочь Натали Гудмэн (Полина Добровольская)

После первого просмотра Алексей Гриненко сразу стал переводить текст мюзикла на русский. Потом к работе подключилась Анастасия Гриненко. Лицензия на бродвейский спектакль стоит астрономических денег. Грант на оплату лицензии помогло выделить посольство США в Минске. С помощью посольства были закуплены инструменты и техническое обеспечение (например, новые микрофоны). Лицензия получена на год — именно столько белорусы смогут смотреть новую постановку. Уверен, перевод «Недалеко от нормы» и постановка мюзикла такого уровня в Беларуси — настоящий творческий подвиг.

Спектакль показывался во Дворце профсоюзов, на площадке, традиционной для «Территории мюзикла». Поскольку коллектив сцену арендует, сценография априори должна быть мобильный и компактной. По большому счету, художник Андрей Меренков свою задачу выполнил. Пустые «коробки» — это не только комнаты квартиры, где живут Гудмэны, но и символ пустоты, которая царит в этих стенах. Но все-таки немного жаль, что талантливый Меренков в очередной раз вынужден оформлять спектакль в стиле минимализма, не забывая, разумеется, о своих фирменных лестницах.


Слева направо: доктор Мэддэн (Денис Немцов), Диана Гудмэн (Светлана Мациевская), Дэн Гудмэн (Дмитрий Якубович), их дочь Натали Гудмэн (Полина Добровольская) и Генри (Эрик Абрамович)

В спектакле — живой звук, музыку Тома Китта исполняет рок-группа во главе с Тихоном Золотовым. Поскольку во Дворце профсоюзов нет оркестровой ямы, музыканты сидят в глубине сцены. Если учесть, что часть пространства занимают декорации, действие происходит не на такой уже и большой территории.

Главная сюжетная линия спектакля — болезнь Дианы Гудмэн и попытки доктора Мэддэна ее вылечить (для эскулапа характерна ироничная манера держаться, хорошо известная поклонникам актера Дениса Немцова).

Интерпретация центрального образа Светланой Мациевской показалось не совсем однозначной. В спектаклях с ее участием, которые довелось видеть как в Музыкальном театре, так и в «Территории мюзикла», режиссеры достаточно часто эксплуатировали сценическую напористость этой актрисы. Ее героини воспринимались как сильные и уверенные в себе женщины, но в этих образах не всегда хватало полутонов. Во втором действии Мациевская играет «выздоровевшую» Диану Гудмэн (спойлер — ее лечили с помощью электрошока) именно такой.


Дэн Гудмэн (Дмитрий Якубович), Диана Гудмэн (Светлана Мациевская)

Но в ключевых моментах второго действия (ситуация, когда к героине приходит осознание того, что у нее был сын, или когда она принимает решение уйти из дома) в ее игре не хватает внутренней мотивации и психологического объяснения поступков. Что касается передачи состояния биполярного расстройства, то это задача высшего пилотажа. И со стороны кажется, что Светлана Мациевская еще находится на пути к ее реализации.

Сцены с участием Мациевской могли казаться более выигрышными благодаря режиссуре Анастасии Гриненко, но я увидел неоднозначность и тут.


Слева направо: Дэн Гудмэн (Дмитрий Якубович), Диана Гудмэн (Светлана Мациевская) и их сын Габ Гудмэн (Артем Пинчук)

Один из удачных примеров — эпизод, когда Диана Гудмэн пытается забыть своего умершего сына Габа — категоричного парня, обиженного отсутствием родительского внимания. Танец главной героини с сыном, одетым в белоснежный костюм, напоминает со стороны едва ли не отношения влюбленных. С точки зрения психоанализа, этот эпизод можно трактовать как попытку Дианы компенсировать невнимание со стороны супруга, уставшего и измученного ее болезнью. А также как «ревность» сына к отцу, который напрочь игнорирует, а точнее, просто не видит его. А значит, психологические портреты героев дополнялись новыми штрихами.

Действительно, харизматичный Дмитрий Якубович, который в спектаклях «Территории мюзикла» играет и Остапа Бендера, и Тиля Уленшпигеля, перевоплощается в обычного, среднестатистического человека, затюканного бытом и, прежде всего, болезнью жены. Забота, чуткость, терпение «просыпаются» в герое Якубовича лишь в отдельные мгновения, когда он словно стряхивает с себя остатки сна и напоминает молодого влюбленного, готового пойти на край света за будущей женой. Теперешнее его состояние прекрасно передает один из эпизодов, когда герой Якубовича поет, опустив руки по швам.


Слева направо: Дэн Гудмэн (Дмитрий Якубович), Диана Гудмэн (Светлана Мациевская) и один из докторов (Денис Немцов)

Замечу, что эпизодов, аналогичных сцене танца, увы, не так уж много. Театральный критик эту ситуацию объяснит как недостаточную проработанность некоторых эпизодов. Если говорить обычным языком, в мюзикле «Недалеко от нормы», увы, очень много суеты. Двигателем сюжета чаще выступают музыка и вокальные номера. В итоге Гриненко-переводчик иногда переигрывала Гриненко-режиссера. Надеюсь, спектакль еще наберет силы во время следующих показов.

Что касается других солистов, то пара молодых героев явно может занести этот спектакль себе в актив. Эрик Абрамович, который играл главную роль в фильме Александры Бутор «В личное пространство вход воспрещен», в мюзикле исполняет роль Генри.


Генри (Эрик Абрамович) и Натали Гудмэн (Полина Добровольская)

Артисту в минимальной степени требовалось демонстрировать свои вокальные таланты. Но там, где это было необходимо, глубины и силы голоса все-таки не хватало (правда, Эрик все-таки актер драматического, а не музыкального театра). Но образ влюбленного харизматичного парня Абрамович воплотил очень убедительно. Полина Добровольская (Натали Гудмэн) показалась непосредственной, искренней, угловатой, как подросток. Хотя некоторых штампов двое молодых артистов все же не избежали. Вспомним эпизод, когда девушка убегает со сцены, а парень бросается за ней. Интонацию, с которой герои произносят свои фразы, довелось слышать едва ли не в десятке спектаклей.

В идеале театр обязательно должен иметь просветительскую функцию. На моих глазах сразу несколько зрителей, сидевших по соседству, искали в Google определение биполярного расстройства. Разумеется, значение спектакля не только в том. Постановка «Недалеко от нормы» серьезно расширяет традиционные представления белорусских зрителей о музыкальном театре и убеждает, что со сцены можно говорить о современных проблемах современным языком. Тем более о таких деликатных, как психическое заболевание. Как ни пафосно прозвучит, едва ли не главная идея этого мюзикла в том, что даже не совсем здоровый человек, чье состояние находится далеко или недалеко от общепризнанной нормы, остается человеком, которому нужны внимание и любовь. А это, поверьте, не так уж мало.

«Недалеко от нормы» (16+)

Мюзикл

Музыка: Том Китт

Пьеса и стихи: Брайан Йорки

Режиссер-постановщик: Анастасия Гриненко

Художник-постановщик: Андрей Меренков

Руководитель рок-группы: Тихон Золотов

Перевод: Алексей и Анастасия Гриненко

Следующие показы: 18 апреля (в 20.00), 19 апреля, 18 мая и 28 июня (в 19.00)

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Бродвей еще несмело, но все более настойчиво стучится в мир отечественного музыкального театра, где до сих пор актуальна советская "Свадьба в Малиновке", а...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика