«Бенякони» в Вороновском районе — это оживленный пункт пропуска на белорусско-литовской границе: за 12 часов его пересекает больше тысячи грузовых и легковых автомобилей в обе стороны. Его сотрудники круглосуточно и при любых погодных условиях контролируют транспортные и товарные потоки, а также с легкостью вычисляют нарушителей.
Через «Бенякони» проходит автодорога, связывающая столицу Литвы с крупными городами западной Беларуси и ведущая за ее пределы. Пункт пропуска востребован и у фур, перевозящих грузы транзитом, — буквально в 80 километрах от границы находится крупная и скоростная трасса Гродно—Минск, которая ведет на восток страны. Иными словами, трафик здесь динамичный.
Первым делом знакомлюсь с исполняющим обязанности начальника таможенного поста Юрием Чурило. В таможне он без малого 20 лет, поэтому знает все особенности службы, до деталей:
— Через наш пункт пропуска часто пытаются ввезти автомобили с измененными VIN-номерами, мы одни из лидеров Гродненской региональной таможни по количеству таких выявленных нарушений, — говорит Юрий Викторович. — Еще один интересный момент: «Бенякони» пользуются особой популярностью у перевозчиков цветочной продукции.
За весь прошлый год зафиксировано около полутора тысяч нарушений при перемещении товаров через границу в пункте пропуска. Последний интересный случай — в ноябре. Несколько украинцев тогда приехали в «Бенякони». Для прохождения выбрали зеленый канал и тем самым подтвердили: вещей, подлежащих декларированию, на борту автомобиля и среди имущества у них нет. Вот только во время досмотра в личных вещах нашли больше 70 медалей и нагрудных знаков отличия, 50 камней необработанного янтаря и коллекцию монет начала ХХ века. Все это было изъято, а нарушители могут получить солидный штраф.
ЗНАКОМСТВО с пунктом пропуска начинаю с бокса углубленного досмотра: в двух огромных оборудованных ангарах здесь тщательно проверяют автомобили, которые вызвали у таможенников подозрения. Для этого есть несколько подъемных механизмов и другая вспомогательная транспортная техника. Помещение оборудовано термостатом на случай, если придется опустить температуру и проверить скоропортящиеся товары.
Осматриваем фуру. 100 тысяч роз из Словакии. Алексей (имя изменено) нервничает и жалуется, что контроль слишком долгий. Несколько раз показывает пальцем на часы. Стою, говорит, уже не первый час, а должен как можно быстрее попасть в Россию. Спустя некоторое время выясняется и причина поведения водителя: фактическое количество роз гораздо больше того, что указано в декларации. А это серьезное нарушение правил.
Значит, прав таможенник, который направил фуру на досмотр. Интересно, что же именно вызвало его подозрения?
— Все сотрудники, — объясняет Юрий Чурило, — во время контроля транспорта и перемещаемых товаров используют систему управления рисками. Это целая методика анализа факторов, которые могут стать поводом для углубленного досмотра. Как именно это работает, рассказывать не буду, но добавлю: каждый таможенник уделяет внимание мелочам, вплоть до того, как вы с ним разговариваете и как одеты.
Для того чтобы ускорить процесс контроля, транспортное средство могут «прогнать» через инспекционно-досмотровый комплекс. Это мобильный рентген на колесах. За несколько минут работы он полностью изучит содержание всей машины и выведет на монитор изображение, которое можно пропускать через несколько фильтров. Для наглядности мне показывают сделанный недавно снимок грузовика, который перевозил товар на специальных поддонах. Тогда выяснилось: количество паллет меньше заявленного, а пустое место занимает незадекларированная запчасть. Опытный таможенник, рассказывает Юрий Викторович, способен разглядеть на таких изображениях любую мелочь.
А что, если водитель отказывается от углубленного досмотра и проверки с применением инспекционно-досмотрового комплекса? Юрий Чурило объясняет: в таких ситуациях вызывается эвакуатор, который буксирует транспортное средство принудительно. После контроля автомобилист в любом случае должен оплатить эту транспортную услугу. А вдобавок может получить штраф за неповиновение и нарушение режима в пункте пропуска.
— Большинство несогласных людей, когда мы им объясняем этот алгоритм, все-таки меняют решение и едут на досмотр. Поэтому такие ситуации единичны.
А что произойдет, если ввезти в Беларусь больше 3 литров крепкого алкоголя и пива и при этом их не декларировать.
— Получите штраф за недекларирование товаров. Сотрудник таможни предложит уплатить пошлину за лишние литры, а в случае отказа запретит ввозить их в страну.
То есть придется выехать на сопредельную с таможенным пунктом территорию, избавиться от лишних литров и снова проходить процедуры оформления. А если вы попробуете ввезти больше 5 литров спиртного, то к штрафу за недекларирование товаров добавится еще и наказание за незаконное перемещение алкогольных напитков и табачных изделий. Причем эта административная статья предусматривает конфискацию нелегально ввозимого имущества.
Еще один популярный вопрос, который раньше приводил к многочисленным спорам, — провоз мяса и рыбы. Здесь все должны соблюдать жесткие правила.
Физлица, объясняют мне, не имеют права ввозить на территорию страны сырое мясо и рыбу. Единственное послабление касается готовой продукции животного происхождения в заводской упаковке весом до 5 килограммов – и при условии благополучия в эпизоотическом отношении страны-производителя товара и страны вывоза. За соблюдение этих правил отвечают сотрудники Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода, которые дежурят на таможенном посту. В любом случае через «Бенякони» это сделать нельзя: Литва находится в списке потенциально опасных стран из-за зарегистрированной африканской чумы свиней.
Этот запрет, кстати, касается мяса и рыбы на бутербродах и в прочей еде, взятой в дорогу. Чтобы на этой почве возникало как можно меньше конфликтов, в «Беняконях» (и не только) проводится эксперимент: на территории пункта установили контейнеры для того, чтобы люди могли сами выбрасывать туда еду, которую нельзя перемещать через границу. А раньше ее нужно было вывозить на сопредельную территорию.
ПЕРЕХОДИМ в зал таможенного контроля личного имущества пассажиров автобусов. Здесь стоит аналогичный инспекционно-досмотровому комплексу рентген. Все личные вещи людей обязательно проходят через этот аппарат, который способен выявить не только металлические и деревянные предметы, но и сыпучие жидкости, пустые пространства в сумке или рюкзаке. Даже палку колбасы и пачку сигарет — и то покажет.
Пассажиры в это время проходят через рамку металлодетектора, который настроен сигнализировать о самых маленьких предметах, таких как ключи и монеты. Для ускорения процесса вверху этой «рамки» выведено специальное табло: оно позволяет определить, где именно лежит металлический предмет. Работает система быстро: вот, например, для 20 человек из рейсового автобуса Шальчининкай — Вороново ушло не больше 20 минут.
Во время контроля успеваю познакомиться с пассажиркой этого автобуса Галиной Кветень. Сельчанка живет в Беняконях (агрогородок около пункта пропуска) и регулярно выезжает в Литву к детям:
— За те годы, пока езжу через «Бенякони», ни разу не возникло каких-то вопросов. Таможенники стараются работать быстро, всегда приветливые и вежливые. Я лично не вижу ничего плохого в тщательных досмотрах. Это же все ради безопасности страны.
Позиция сельчанки, считает и. о. начальника таможенного поста Юрий Чурило, правильная. Контроль, который проводится на пунктах пропуска, — это сложная служба сотрудников таможни по защите безопасности и интересов страны, а не какая-то прихоть.
В ТЕМУ
В 2018 году через пункты пропуска Гродненской региональной таможни проследовало около 5 миллионов единиц транспорта, 3 миллиона из которых — легковые автомобили и 1,2 миллиона — грузовые. На 10 процентов увеличился товаропоток в регионе: было перемещено больше 34 миллионов тонн товаров. Пресечено около 12 тысяч административных правонарушений, общая сумма незаконно перемещаемых товаров и транспортных средств — 22 миллиона рублей.
По фактам уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере, перемещения через границу наркотиков и психотропов возбуждено 83 уголовных дела.
Всего же за прошедший год Гродненская региональная таможня принесла в бюджет государства около 410 миллионов рублей.
«Бенякони» в Вороновском районе — это оживленный пункт пропуска на белорусско-литовской границе: за 12 часов его пересекает больше тысячи грузовых и легковых...