Мы возможно приблизились к техническому апокалипсису и всерьез стали побаиваться ИИ, научились работать в сложнейших условиях санкций и подготовились к изменениям в НК. Редакция «Про бизнес» вспомнила, как все это происходило: пересказываем главные события года, о которых мы писали.
В самом начале года, немного с опозданием, правительство все-таки решилось на поднятие базовой величины, вслед за которой выросли пошлины и штрафы для бизнеса. Тоже с опозданием, только 4 января, мы узнали, что 30 декабря все-таки были приняты изменения в Налоговый кодекс: в нем усилили контроль за личными доходами, а также деятельстью ИП и компаний. Потом мы долго и подробно разбирали нюансы всех изменений.
В это же время государственные компании стали показывать, что тоже умеют в маркетинг: например, завод «Неман» увеличил продажи сразу в 6 раз благодаря необычному дизайну. Параллельно правительство расширило список «непродаваемых» компаний в 10 раз.
Вдруг — «Виталюр» заявляет о прекращении работы и буквально прощается с клиентами. Но к тому моменту мы уже перестали чему-либо удивляться.
А на авторынке разразилась своя драма: дилеры, лишившись многих западных марок, стали внимательней присматриваться к «китайцам». Удивительно, но даже вторичный рынок, где резко подскочил спрос на западные марки, стал смотреть на Азию…
Потом весь мир вздрогнул от резкого банкротства Silicon Valley Bank, который активно финансировал стартапы. Поговаривали даже о «вымирании» небольших технологических проектов из-за этого. Но в целом обошлось. Хотя в жертву пришлось принести и крупный швейцарский банк Credit Suisse. На этом банкротства закончились.
ИИ-лихорадка, которая началась еще в конце 2022-го, ко второму кварталу 2023-го дошла до того, что нейросети стали писать успешные бизнес-планы.
Изменили правила игры и для рынка ценных бумаг: ужесточили требования к эмитентам облигаций, усилили защиту интересов инвесторов — владельцев облигаций.
Рост розничного товарооборота позволил рынку торговой недвижимости почувствовать себя уверенней. Заговорили даже о росте арендной ставки на 10%.
Но потом произошло более драматичное событие — из «А-100 Девелопмент» ушла Светлана Шевлик. Именно с ней был связан самый активный период работы компании.
В Беларусь стали ввозить тысячи электромобилей, но только сотня из них продана через официальных дилеров. Так что рынок электрокаров появился, но развиваться еще придется долго.
Неожиданно рано появился проект изменений в Налоговом кодексе. Там закрепили подоходный налог для ИП в 30%, ставку налога на прибыль в 25% и много других новшеств. Однако финальный документ до сих пор не принят.
Риэлтеры сильно расстроились, что их доводы в правительстве не услышали и все-таки приняли постановление о тарифах в той редакции, которой профучастники рынка больше всего и опасались. Теперь они думают, как работать дальше.
На рынке труда окончательно закрепился тренд на нехватку сотрудников… Даже крупнейший автодилер Атлант-М открыто заявил, что решить проблемы с машинами уже удалось, а теперь надо привлечь больше работников.
Весь мир вздрогнул от скандала в OpenAI, стоящей за созданием ChatGPT. Главу компании Сэма Альтмана уволили, но вскоре он триумфально вернулся. И далеко не все этому рады.
Мы возможно приблизились к техническому апокалипсису и всерьез стали побаиваться ИИ, научились работать в сложнейших условиях санкций и подготовились к...