Сегодня осталась практически одна версия по делам о политически мотивированных исчезновениях в Беларуси в 1990-х годах известных политиков и личностей, оппонирующих власти, — о причастности к этим преступлениям высших должностных лиц государства. Такое заявление сделал 17 августа на пресс-конференции в Минске юрист правозащитного общественного объединения "Белорусский Хельсинкский комитет" Гарри Погоняйло.
По его словам, версии о том, что исчезновения политиков Юрия Захаренко, Виктора Гончара, бизнесмена Анатолия Красовского и телеоператора Дмитрия Завадского связаны с какими-то коммерческими неурядицами, "разборками" на бытовой почве, не нашли подтверждения. "Осталась практически одна версия — о причастности высших должностных лиц государства к политически мотивированным исчезновениям этих людей, — заявил правозащитник. — Но эта версия не разрабатывается, по ней ничего не делается; ряд периферийных допросов, связанных с так называемым расстрельным пистолетом, проведены — и на этом все оборвалось". Погоняйло напомнил о смещении с должностей в 2000 году председателя Комитета госбезопасности и генерального прокурора, которые были близки к раскрытию преступлений, об отстранении от дела руководителя следственной группы Ивана Бранчеля. "Следствие как бы возглавил министр внутренних дел Наумов, который сам подозревается в совершении этих преступлений, — сказал юрист. — И таким образом эта версия легла под сукно, практически никакой информации не прибавляется".
Гарри Погоняйло вкратце рассказал о результатах общественного расследования исчезновений политиков: "Нам удалось с помощью патриотов, которые работали в правоохранительной системе, получить материалы в подтверждение версии о политически мотивированных исчезновениях. Они свидетельствовали о том, что оперативные службы Беларуси, в том числе КГБ, раскрыли это преступление и назвали виновных".
На вопрос БелаПАН, почему мировое сообщество не предложит достойное вознаграждение за информацию о местонахождении тел похищенных, правозащитник ответил: "Дело в том, что официальным международным расследованием никто не занимается, и инструментов воздействия на власти Беларуси крайне недостаточно. Международные институты делают многое для того, чтобы побудить белорусские власти объективно и полно расследовать эти дела, но те глухи к их призывам".
По словам юриста, имеющиеся доказательства необходимо легализовать — у Запада нет такой возможности. "Нужны соответствующие законные процедуры, — убежден Погоняйло, — как следственные, так и судебные, чтобы закрепить такие доказательства. А просто так заплатить деньги и быть проинформированными — это никого не устроит. Поскольку Беларусь не подписала Римский статут Международного суда уголовной юстиции, у нас нет возможности апеллировать к этому институту. Но сроков давности по таким преступлениям нет, я надеюсь, мы сможем в перспективе довести это дело до логического конца, чтобы справедливое правосудие все же свершилось".