Многообещающая охота в Беларуси. 21.by

Многообещающая охота в Беларуси

21.10.2009 13:50 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Владимир Наумов проявил принципиальность и строгость. Он уволил тренера хоккейной команды. Однако многие эксперты считают, что отставка тренера связана не только с плохими спортивными результатами, но и с желанием Наумова показать свою силу и влияние. Но кажется, что бывший министр внутренних дел явно опоздал с демонстрациями месяцев на 5, как минимум.

В Верховном суде продолжается слушание скандального  "охотничьего дела", которое может привести к серьезным потрясениям внутри белорусских силовых структур. Само дело держат в секрете, но важна не столько его суть, сколько подоплека.
 
Очевидно, что «охотничье дело» - это не банальные разбаорки между честными офицерами и коррупционерами, это  итог "холодной войны" двух силовых ведомств -  МВД и КГБ - за влияние на президента и за контроль над основными денежными потоками в стране.  Напомним предысторию.
 
В конце марта 2009 года КГБ провели масштабные следственные действия в Жлобинском районе. Чекисты охотились на «охотников в милицейских погонах». Было установлено, что заместитель министра МВД Ермаков вместе с начальником ОБЭП Жлобинского РОВД Леонидом Миненковым любит поохотиться в окрестностях Жлобина.  Для поиска компромата на милицейских чинов в Жлобин прибыла бригада КГБ во главе с замом председателя КГБ Иваном Тертелей. Тертеля, по сути, доверенное лицо председателя КГБ Зайцева, он  работал с ним еще в  Погранкомитете, поэтому его появление в Жлобине означало высшую степень важности проводимой операции.
 
Стремительно, в течение нескольких дней чекисты провели большое число обысков, задержаний, допросов и прочих спецмероприятий, собирая материалы об охоте офицеров МВД. В ответ бывший тогда министром внутренних дел  Наумов послал в Жлобин свою спецгруппу - офицеров из центрального аппарата и Гомельского УВД.  Они за сутки собрали показания  пострадавших от действий следователей КГБ. Кроме того, они собрали первичный материал о том, как высокопоставленный сотрудник КГБ совершил в Гомеле ДТП со смертельным исходом, а другой - обустроил себе на бюджетные средства дом. Правда, чекист успел внести после завершения стройки все деньги в казну, но милиционеры настаивали, что это не отменяет факта преступления.  Более того, оперативники МВД вошли во вкус и заявили о том, что незаконный оборот наркотиков в Гомельской области идет чуть ли не под прикрытием сотрудников КГБ…
 
Всем стало очевидно, что рано или поздно чьи-то «чемоданы компромата» перевесят и одно из двух ведомств подвергнут тотальной чистке. Милиционеры чувствовали себя уверенно, хотя бы потому, что у чекистов на руках были только истории про браконьеров в погонах, а у следователей МВД  - целый набор обвинений.
 
Но чекисты умело распорядились «делом о браконьерах». Они первыми все слили в независимую прессу.  «Белорусский партизан» писал об «охотниках» из Жлобина. Со всеми материалами с докладом к президенту пошел Виктор Лукашенко и секретарь Совбеза Юрий Жадобин. Они, конечно, нашли в президенте искреннего защитника природы, и Александр Лукашенко дал отмашку на строгое наказание милиционеров. .Лукашенко перед телекамерами заявил, что в Гомельской области согласно его поручению завершена проверка так называемого "охотничьего дела". Со слов Лукашенко, руководители милиции и предприятий так охотились, что пришлось потом разбираться в рамках уголовного дела. Во время одной из охот была убита рысь, которая занесена в Красную книгу…
 
Между тем, родственники арестованных милиционеров заявили, шкура этой самой рыси (и это вроде бы официально подтверждено) изготовлена в заводских условиях и была привезена охотникам в подарок из России.
 
Но операция против МВД перешла в решающую стадию и остановить ее уже никто не мог.
 
Как гром среди ясного неба тогда же прозвучала информация об отставке министра Наумова. Тут же в течении нескольких суток были арестованы начальник управления по борьбе с коррупцией УВД Гомельской области Дмитрий Баранов, начальник ОБЭП Жлобина Леонид Миненков. Своих должностей лишились начальник ГУБЭП МВД Виктор Ермаков и начальник УВД Гомельской области Сергей Шутов.
 
При чем на аресте начальника УБЭП Гомельской области Александра Малаева следует остановиться подробнее. После первых арестов Малаев срочно оформил отпуск и на несколько дней скрылся. В конце апреля, через 20 дней он вернулся на работу, посчитав, что ураган прошел мимо и все затихло. В тот же день сотрудники КГБ взяли его прямо на рабочем месте. Через некоторое время  в Интернете появилась запись его видеообращения, в котором он  попросил Лукашенко защитить сотрудников МВД от сотрудников КГБ.
 
По словам Малаева, УБЭП, которое он возглавлял, возбудило ряд уголовных коррупционных дел, при расследовании которых сотрудники управления начали выходить на очень высоких чиновников. В видеообращении Малаев рассказал о противозаконных мерах, которые применяют сотрудники КГБ в Гомельской области, среди которых: подстрекательство к даче взятки сотрудникам милиции, шантаж, а также угрозы в адрес граждан, которые отказываются от дачи ложных показаний. 
 
Странным образом повел себя Генеральный прокурор Беларуси Григорий Василевич. Трусоватый по жизни прокурор, не дал санкцию на арест Виктора Ермакова и даже, говорят, призвал стороны прекратить беспредел в отношении друг друга. Более того, он же вынес постановление об освобождении из-под стражи Малаева.  Возникла даже иллюзия, что дело «КГБ против МВД» разваливается. Однако Виктор Лукашенко еще раз докладывает президенту о ходе расследования и, видимо, жалуется на противодействие прокуроров. В результате, за несколько часов в аппарате Виктора Лукашенко подготовили Декрет президента об отмене исключительных прав органов прокуратуры расследовать уголовные дела коррупционной направленности. Президент Декрет в этот же день подписал. Прокуратура, фактически, выбыла из игры.  Дело забрал КГБ  для завершения расследования. Малаев через сутки после постановления об освобождении получил на руки новое постановление об аресте.
 
Избежал неизбежного ареста  и.о. начальника управления по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями МВД Беларуси Вячеслав Дудкин. Именно он в марте 2009 года искал охотничьи угодья… высокопоставленных сотрудников КГБ в деревне Лясковичи Гомельской области.  В апреле 2009 года Дудкин  уволился и срочно покинул пределы Беларуси. По одним сведениям, его видели в Канаде, по другим - на территории России. Можно услышать в Минске и версию о его гибели. По крайней мере,  достоверной информации о нем ни у кого нет. Недавно только в интернете появилось его интервью, похожее на обращение к Лукашенко:
 
- Я, собрав всю доказательную базу преступной деятельности сотрудников КГБ, был вынужден скрыться. В обратном случае сотрудники названного ведомства, зная про объем и характер информации, которая касается не только города Гомеля, но и республики в целом, не оставили бы меня в живых…
Разумеется, что арестованные милиционеры обладают очень опасной информацией для КГБ, поэтому пока простым гражданам эти сведения не известны, их будут держать за решеткой. В случае вынесения обвинительного приговора применительно к бывшим сотрудникам МВД, которые проходят по этому делу, информация, которая содержит доказательства вины отдельных руководителей КГБ, появится в европейских и российских СМИ…».
 
Написали письма в различные инстанции и родственники арестованных милиционеров. Так мать Дмитрия Баранова написала письмо  к спикеру Европарламента Ежи Бузека. Это фрагмент ее письма: «…В 1929 году по  лживому доносу работниками НКВД  был арестован мой дед Михневич Людвиг Францевич, поляк, который жил с семьей в Минском округе Смолевичского района в деревне Островок. Его обвинили в сговоре польских кулаков против Советской власти, осудили на пять лет лишения свободы. Однако никаких сведений о том, что произошло с ним после вынесения приговора, не было. Домой он так и не вернулся. Был реабилитирован посмертно после смерти Сталина. Конечно, это дело давних дней, но с апреля теперешнего года я убеждаюсь в том, что в Беларуси по-прежнему очень легко под маркой борьбы с коррупцией избавиться от людей, нежеланных политическому режиму. Мой сын, майор милиции, был арестован 3 апреля 2009 года сотрудниками УКГБ по Гомельской области в городе Жлобине, где находился в служебной командировке по приказу своих руководителей. Сыну предъявлено обвинение - превышение служебных полномочий и нанесение легких телесных повреждений. Через несколько дней были арестованы и те, кто его направлял в эту командировку… Я прошла все официальные инстанции страны в поисках правды. Побывала на приеме у министра внутренних дел, председателя КГБ и в приемной Президента. Везде ссылались на то, что повлиять на ситуацию может только глава государства…
Прошу вас обратить внимание на "охотничье дело", так как в Беларуси нельзя рассчитывать на объективное правосудие…».
 
Переслали на волю письма и арестанты. В своих посланиях  на свободу арестованные милиционеры пишут не только о том, как чувствуют себя за решеткой. Вот некоторые выдержки из писем к родственникам экс-начальника управления по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями в сфере стратегических направлений УВД Гомельского облисполкома Дмитрия Баранова.
29.06.2009
"…Я выводы уже  сделал.  Правды нет. И, если  честно, то, я думаю, меня не  запугивали. Все уже с нами, по-видимому, решено. Складывается впечатление, что все было решено еще в самом начале. Вот и пример того, как делаются дела: никого не волнует, что материалы доказывают и оспаривают все их слова. Самое плохое, что в зале  сидели те, кто знает всю правду, кто нас туда и послал…".
30.07.2009
"…Закончил читать  кучу макулатуры, которую называют "делом". Но после этого все началось снова, поэтому мои предположения, что нас не оставят в покое, целиком подтвердились. Но вы за меня не волнуйтесь, я выдержу все, хотя бы для того, чтобы очистить свое имя от той грязи, в которой его обваляли. У них ко мне такая ненависть, что их аж трясет от злости. Если бы им дать волю, наверняка, разорвали бы на куски.
Самое смешное то, что попал в "охотничье дело", хотя ружья в руках не держал. Хорошо еще в браконьерстве не обвинили".
Леонид Миненков (бывший руководитель отдела по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями Жлобинского РОВД):
"Не могу признать  того, чего не делал"
"…Я даже и  подумать не мог, что такое  может случиться со мной. Все  первоначальные грязные обвинения  по поводу незаконной охоты, рыбалки, коррупции, краж и взяток отпали. Все, что писалось сначала в газетах и сообщалось по телевизору, - вранье. Но, тем не менее, дело есть, и оно пойдет в суд. Им я целиком перекрыл преступный бизнес, вот они и пытаются рассчитаться.… Как это мерзко и неприятно.… И я 17 лет отработал в этой системе! Ужас, просто ужас... Я не могу признать того, чего не делал. В другом положении, такое дело не было бы возбуждено…"
 
Сейчас на родственников арестованных милиционеров оказывают беспрецедентное давление, именно этим объясняется то, что все они, кроме Галины Барановой, молчат. Их убеждают, что обращение к журналистам только ухудшит положение арестованных, «а суд во всем разберется». Представители КГБ ведут себя вызывающе. Они явно уверены в своей силе. Начальник УКГБ по Гомельской области Иван Корж подал в гомельский суд иск  к Галине Барановой о защите своей чести и достоинства. Суд 16 октября занял сторону чекиста. Сведения, опубликованные на сайте charter97.org в статье "Родственники арестованных милиционеров жалуются на диктатуру", признаны не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Коржа.
 
В публикации шла речь о том, что Корж занимался благоустройством на территории коттеджа без оформления договора и не полностью оплатил работы. В статье также сообщалось, что начальник УКГБ ездит охотиться и рыбачить в расположенные у деревни Лясковичи заповедные лесные угодья, незаконно переданные подставному лицу.  Данные сведения суд обязал ответчицу опровергнуть, опубликовав соответствующее заявление на сайте charter97.org.
Суд также признал порочащими честь и достоинство Коржа сведения, указанные в обращении Барановой на имя спикера Европарламента Ежи Бузека, которое было отправлено по электронной почте. В решении суда говорится, что обращение Барановой к спикеру Европарламента было отправлено с электронного адреса предприятия "Красная гвоздика", директором которого является супруг ответчицы.
"Совокупность доказательств позволяет суду сделать вывод, что ответчица Баранова действует с целью причинить вред истцу Коржу и пытается связать арест ее сына и других милиционеров с надуманными ею причинами, с целью породить в обществе негативное мнение в отношении истца и подчиненных ему сотрудников УКГБ", - отмечается в решении суда.
 
Баранова не признала исковые требования и будет обжаловать решение суда. "Как можно считать расшифровку электронной почты доказательством публикации? Мое обращение к Ежи Бузеку еще не отправлено, и там нет сведений, порочащих Коржа. Как я могу написать опровержение на какой-то сайт, если я не знаю, где этот сайт находится? Я компьютером не умею пользоваться. Кто мог просматривать электронные ящики предприятия без санкции прокурора, без оснований?" - заявила Баранова в интервью БелаПАН.
 
Под шумок расследования «охотничьего дела» президента убедили провести комплексную проверку всей системы МВД. Можно предположить, что чекистов интересовали материалы оперативной разработки, которые вели следователи МВД в отношении сотрудников КГБ,  высокопоставленных чиновников и приближенных к власти бизнесменов. Также по результатам проверки КГБ возбудило ряд уголовных дел в отношении высокопоставленных сотрудников МВД. Можно с большой долей уверенности говорить о том, что весь объем компромата, который при Наумове собирали в МВД, теперь попал в руки следователей КГБ,
 
Очевидно, «охотничье дело» - это только вершина айсберга и в ближайшее время следует ждать продолжения скандальных историй, связанных с белорусскими спецслужбами.  Многое будет зависеть от позиции Владимира Наумова. Именно он был для арестованных милиционеров гарантом того, что расследование громких антикоррупционных дел следует довести до логического конца. Именно он гарантировал защиту сотрудников в открытой войне с КГБ, но очень легко и быстро всех забыл. Получив смешную должность «командира хоккейной площадки», он замолчал и лег на дно. Теперь в узком кругу бывшие подчиненные называют Наумова «Иван Сусанин». Только Сусанин долго водил по болотам и погубил врагов, а Наумов - своих верных подчиненных. Будем следить за развитием ситуации.
 

 
Теги: Гомель, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Владимир Наумов проявил принципиальность и строгость. Он уволил тренера хоккейной команды. Однако многие эксперты считают, что отставка тренера связана не только с плохими спортивными результатами, но и с желанием Наумова показать свою силу и влияние. Но кажется, что бывший министр внутренних дел явно опоздал с демонстрациями месяцев на 5, как минимум.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика