Бои без правил. 21.by

Бои без правил

06.11.2009 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Бои без правил

Жестокие видеоигры могут снизить способность детей к обучению и сделать их более агрессивными...

«Ты просыпаешься в панике, оглушенный собственным дыханием. Ты должен бежать, спрятаться, выжить. Здесь ценят только острые ощущения, самое сильное из которых — игра с человеческой жизнью».


«С помощью трех новых видов оружия тебе предстоит убить всех тех, кого не успел прикончить за полную рабочую неделю, а вместе с ними и многих других...»


«Довольно слов! Хватайте здоровенную пушку и вышибите из врагов все!»


Это не выдержки из романов в духе хоррор. Это — рекламные слоганы и завлекательные аннотации к популярным компьютерным играм, рассчитанным на аудиторию от 10 до 18 лет. Чувствуете, как волосы на голове зашевелились? Но самое «вкусное», как водится, будет дальше...


Сбрось маму с поезда


Если верить социологам, компьютерами пользуется почти половина населения Беларуси — 49 процентов. Основная часть их имеет персональные умные машины дома. Не обманывайте себя, что вашему сыну–подростку или лапочке дочке компьютер нужен исключительно для того, чтобы учиться. По нынешним временам плюшевые медведи и конструкторы с паззлами — удел не доросших в прямом смысле слова до мониторов. И едва ли какому–нибудь ребенку (мальчишкам все же чаще) удастся избежать соблазна хоть раз сыграть в компьютерные «стрелялки». А они затягивают похлеще, чем главный доселе страх всех родителей — сигареты. Тут первая «затяжка» уже сродни устоявшейся зависимости. Со всеми вытекающими последствиями...


Психологи шутить не намерены. Жестокие видеоигры могут снизить способность детей к обучению и сделать их более агрессивными. Только участие в подростковой банде опаснее компьютерных игр, считают исследователи, доказывая свою правоту результатами экспериментов, проведенных в течение последних 25 лет. Например, американский ученый–криминолог Кристиан Пфайффер и его сторонники пришли к выводу, что успеваемость школьников обратно пропорциональна времени, проведенному у компьютера или телевизора. «Компьютерные» мальчики хуже спят, реже общаются с друзьями, пренебрежительно относятся не только к учебе, но и к своему здоровью. Чем чаще игрок посещает виртуальные поля сражений, тем естественнее и спокойнее воспринимаются его мозгом сцены жестокого насилия — это научно установленный факт.


Киллер–игры потихоньку изменяют мировоззрение игроков, а в конечном итоге и их отношение к возможности причинить вред более слабому и беззащитному. Это подтверждают 4–летние исследования психолога Ингрид Мёллер из Потстдамского университета. Она установила: чем больше времени посвящает школьник жестоким играм, тем более он готов напасть с ножом на случайного прохожего или вместе с компанией избить его. А можно трактовать это и так: чем терпимее подросток к насилию, тем скорее он его совершит.


Дышите глубже: кровавые жестокие игры соотносятся с «самым сильным фактором риска, способствующим разгулу преступлений против личности» — главный итог многолетних и многочисленных исследований. «Невинные» компьютерные «стрелялки» (или шутеры, как их еще называют «крепко сидящие на играх» геймеры) значительно сильнее влияют на рост насилия, чем любая другая причина — будь то плохие отношения родителей с детьми, бедность или злоупотребление алкоголем и наркотиками!


Вспомните, как в начале 90–х взорвало умы среднего поколения одно лишь название американской комедии «Сбрось маму с поезда!». Чего в нем только не усматривали постсоветские граждане: и пропаганду насилия, и прямой призыв к действию. А теперь представьте себе, что тот же самый клич, условно говоря, является центральной миссией популярной виртуальной игры. А ведь так оно, по сути, и есть, только теперь на это никто уже внимания не обращает.


Бизнес на крови


В Таиланде запретили игру GTA 4, которая подвигла 18–летнего студента к убийству таксиста. Одними из самых опасных игр признаны «стрелялки» Postal, в которых поощряется убийство мирных жителей. Шокирующая жестокость и откровенные сцены насилия сделали Manhunt одним из самых скандальных проектов в истории индустрии развлечений. Игра запрещена в целом ряде стран... В Германии список запрещенных к реализации компьютерных игр в жанре экшн насчитывает порядка 40 «стрелялок». Они не продаются и не имеют немецких версий. Еще несколько десятков игр «очищены» цензурой: кровавый цвет заменен на зеленый либо кровь вообще отсутствует, жестокие сцены без сожаления вырезаны.


В нашей стране видеопродукты, содержащие порнографию, сцены насилия и жестокости, также под запретом. В этом году создан общественный совет по нравственности. Но его полномочия носят рекомендательный характер. К тому же видеоигры — отдельная отрасль, во всех смыслах тяжелая для восприятия и далеко не такая доступная, как кажется. Приобщиться к миру виртуальных кровавых разборок, объективно — не всем взрослым под силу... Контролирующие функции по исполнению законодательства (в том числе по распространению «жестоких» игр) возложены на прокуратуру и МВД. Но судя по тому, что выставлено на прилавках, правоохранителям не до игр в прямом смысле слова.


Купить даже самую кровожадную игру ничего не стоит. То есть стоит — порядка 15 — 50 тысяч. Ну иногда и 3 — 5 дней ожидания, если покупать через интернет–магазины. Закавыка и в том, что возрастные ограничения «стрелялок» (а они, как правило, составляют 16 — 18 лет) препятствием для приобретения не являются — ни для 13–летнего подростка, ни для 10–летнего мальчика. Не потому ли бизнес на виртуальной крови и насилии — один из немногих, чего не коснулся мировой финансовый кризис. Объемы продаж видео– и компьютерных игр ничуть не снизились, а, наоборот, возросли. Годовой оборот отрасли во всем мире превысил 30 миллиардов долларов!


— Сейчас каждый может купить себе компьютер, принтер, подключиться к интернету, — удивляется Вячеслав Шиловец, владелец магазина компьютерных и видеоигр, торгующий исключительно лицензионной и разрешенной к продаже продукцией. — А это все, что нужно, чтобы не только самому скачивать любые игры, но и зарабатывать на этом, продавая пиратские копии. Закон о запрете продажи пиратской продукции есть. Закон, запрещающий реализацию медиатовара, содержащего порнографию и насилие, есть. Но у нас из–под полы и вполне свободно можно купить и то и другое. Так о чем речь?


Живая мишень


— Все игры, в которых стреляют или стоит задача поразить цель, жестоки по сути, — утверждает кандидат психологических наук Ольга Магер. — Ребенок настраивается на то, что ему НУЖНО убить, уничтожить, победить, сразить противника. А какие эмоции, когда побеждают его? Обида, злость, раздражение... У меня был случай, когда мама привела 12–летнего сына — он буквально не мог оторваться от всякого рода компьютерных стрелялок. Мальчик с восторгом говорил об одной из последних игр, за которой проводил все свободное время: «Она просто классная! Давно я такого страха не испытывал!» Представляете, чем живет ребенок, который испытывает неподдельный восторг от ужаса?! А подросток постарше на мой вопрос, чем ему так нравятся компьютерные бои, честно признался: «Я — мужчина. Поэтому естественно, что меня привлекает оружие. Но стрелять по банкам — скучно. А вот по живым мишеням, которые еще и пытаются спрятаться, — совсем другое дело».


«В Manhunt мы отрезали головы психопатам и убийцам, в GTA отправляли на тот свет гангстеров всех мастей и национальностей, даже у детоубийцы из Fallout–2 была высокая и вполне благородная цель. Ахмет (главный герой компьютерной киллер–игры. — Прим. авт.) озабочен лишь выживанием и, не задумываясь, выпустит кишки любому, будь то компания отморозков с обрезами или старушка из дома напротив». Мороз по коже от одних только речевых оборотов, которыми описывает подросток–геймер новую компьютерную игру. Но! Рейтинг киллер–забавы вот уже несколько недель кряду на одном из крупнейших порталов онлайн–игр составляет 92 процента! Вот и думайте, что страшнее — описательные образы или эта сухая цифра...


Вместо послесловия


Сегодня распространение компьютерных и видеоигр приобрело массовый и необратимый характер. И с этим, увы, поделать уже ничего нельзя. Единственное, что не только можно, но и необходимо, — подвергать жесткой цензуре компьютерные игры, которые вы самолично покупаете чаду или на которые щедро даете деньги. И формировать правильный, избирательный и, главное, мирный подход у своего ребенка к выбору компьютерных развлечений. Дети нуждаются в примерах для подражания. И только родители могут научить, что выгоднее добиваться успеха своими силами, а не с помощью компьютерных манипуляторов.


Родители, обратите внимание!


Список запрещенных, но вполне доступных у производителей и реализаторов пиратских копий игр:


Doom. «Одна из самых страшных компьютерных игр за всю историю человечества, которая гарантирует полное погружение в атмосферу ужаса и кошмара».


Postal. «Мечта всех маньяков. Более 10 видов оружия, включая снайперскую винтовку, «коктейль Молотова», полицейскую дубинку, а также глушитель из живой кошки! И безумное количество потенциальных жертв: полицейские, медсестры, солдаты–спецназовцы, а также собаки!»


Painkiller. «Твоя работа — зачищать местность от всякой нежити. Бей все это неупокоенное отродье, пока на твоем пути не останется ни одного, затем пройди по их дымящимся телам к артефактам и уничтожь их — раз и навсегда!»


Resident Evil. «Досадная утечка вируса положила начало кромешному безумию. Ты еще не следишь за мертвецами и не прислушиваешься к шаркающим шагам? Тем хуже и страшнее будет, когда один из трупов зашевелится и с утробным стоном потянет к тебе узловатые пальцы... Плотоядные растения, собаки без кожи, гигантские насекомые и рептилии, живые мертвецы повысят градус испуга до температуры кипения...»


GTA 4 (Grand Theft Auto). «Здесь можно угонять десятки машин в день, избивать прохожих, стрелять в проституток и зарабатывать деньги на продаже наркотиков. Можно безнаказанно расстрелять отряд полиции из гранатомета...»

Автор публикации: Валентина МОХОР

Фото: Александр РУЖЕЧКА

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Жестокие видеоигры могут снизить способность детей к обучению и сделать их более агрессивными...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика