Что ни говори, а ехать на поезде бывает гораздо познавательнее, чем проноситься по небу. Так что, когда в столицу нашей республики придет железная дорога, можно не сомневаться, что прибавится якутян, которые будут охотно пользоваться, пусть порой весьма утомительной, зато насыщенной впечатлениями новой транспортной услугой.
А железная дорога куда только ни завлечет современного человека! Например, минувшим летом мне довелось с ее помощью побывать в иностранной Белоруссии. Между прочим, весьма интересное государство. Оно любопытно хотя бы уж тем, что от наших отечественных коммунистов не услышать слов осуждения происходящего в нем. Неужто власти соседней страны успешно действуют во благо руководимого народа?..
По чыгунке на худком тягнике
Это в социалистическом прошлом желающие наведаться за границу подвергались придирчивому вниманию партийно-советских органов, теперь же организаторы зарубежных туров зачисляют в них практически любого, кто заплатит. Вот и мне предстояло влиться в туристическую группу, собранную из множества городов, причем не только российских. А пунктом сбора для вояжа в Западную Европу нам назначили чужестранный Брест.
Я отбыл в него на скором поезде из Санкт-Петербурга, большинство же моих будущих попутчиков следовали из Москвы. Причем лишь перед самой посадкой в электричку, курсирующую между белорусским Брестом и ближайшей железнодорожной станцией в Евросоюзе Тереспол (не путать с молдавским Тирасполем), мы впервые лицезрели друг друга. Что удивительно, в столь разношерстной компании обнаружились, помимо меня, еще трое якутян — мужчина и две женщины. Они проводили отпуск в Европе, причем, во время него успели совершить аж три сугубо туристических визита за границу. Вот как поступают теперь отлученные от социализма люди!
Знакомство с Белоруссией вышло у меня, конечно, шапочным, однако, как говорится, одно дело услышать из чужих уст, что там происходит, и совсем другое — хоть что-то увидеть собственными глазами. При этом определенные впечатления о соседнем государстве я получал, еще не добравшись до него. В Брест из нашей северной столицы людей возит поезд, обслуживаемый белорусской бригадой. Это, думаю, к лучшему. Хотя бы потому, что проводники выражали меньше недовольства клиентами, видимо, дорожат рабочими местами.
Когда едешь по территории соседнего государства, невольно обращаешь внимание на то, что за окном вагона мелькают в определенной степени иные, чем в России, пейзажи. В Белоруссии вдоль железной дороги видишь гораздо меньше следов разрухи, во всяком случае, почти не встретишь заброшенных строений.
Из звучавших во время остановок вокзальных объявлений можно было узнать, что мы следуем по чыгунке на худком тягнике. Впрочем, за абсолютно точное воспроизведение звуков не ручаюсь. Однако эту непривычную для русского уха фразу легко понять, так как ее обязательно дублировали по-русски. Она означает, что едем по железной дороге на скором поезде. Только и всего.
В Белоруссии широко используются в обиходе два языка. Между прочим, подобное двуязычие, думается, благоприятствует тому, чтобы люди быстрее осваивали язык, как принято говорить, титульной нации. Потому что это, помимо всего прочего, просто интересно. Скажем, шагаешь неспешно по Бресту и вдруг видишь красочно оформленное сооружение наглядной агитации, над которым размашисто значится «Абласная дошка пашаны». Невольно притормозишь у такого словосочетания и без особых усилий пополнишь познания в белорусском языке, догадавшись, что перед тобой популярный в советские времена объект идеологической пропаганды.
На крайнем Западе Союза
Скорый из Санкт-Петербурга прибывает в Брест утром. Мне предстояло почти сутки ожидать попутчиков, следовавших из Москвы. Железнодорожный вокзал в это время был малолюден. Создавалось впечатление, что в нем пребывало больше милиционеров, чем пассажиров.
От вокзала считанные минуты ходьбы до улицы, где сконцентрированы главные апартаменты областного и городского руководства. Улица именуется, понятно, проспектом Ленина, хотя старомодна и узка. На ней присутствует обязательная статуя пролетарского вождя, правда, она задвинута в угол площади, названной в его честь.
В Бресте, можно подумать, теперь больше чтят другого политического деятеля. В память о нем сотворили настоящий проспект, представляющий роскошную современную достопримечательность. По обеим сторонам ее широкой проезжей части радуют глаз зеленые насаждения, образующие прямые аллеи. За ними выстроены каменные здания преимущественно времен развитого социализма.
Одной из главных доминант здесь является впечатляющий образец социалистической архитектуры — высоченное административное здание. Кстати, подобную громадину в российском Калининграде удалось достроить лишь после того, как не стало СССР.
Этот всем проспектам проспект носит имя Петра Машерова. Был такой секретарь ЦК Компартии Белоруссии. Он погиб в автомобильной катастрофе, по поводу которой, как положено, озвучиваются разные версии. Этого политического деятеля уважают в городе, похоже, больше, чем даже самого Ленина. Петр Машеров остается в народной памяти, можно сказать, национальным героем. Говорят, хорошим был правителем республики.
В Бресте многое отдает советским прошлым. Пожилые люди могут как бы вернуться в свою неповторимую молодость. Скажем, ностальгией по ней проникаешься в городском саду имени Первого Мая. Здесь, можно сказать, в сердце города, сохраняется уютный зеленый уголок. Аккуратно ухоженная растительность, простые, но исправные строения, подметенные аллеи, люди на садовых скамейках сидят, а не ставят на них ноги, как принято теперь чуть ли не повсеместно в Москве и Санкт-Петербурге.
В то же время город усваивает и некоторые нравы «пресловутого» Запада. Брестские жители, например, переходят улицу только на зеленый сигнал светофора. В свою очередь местные шоферы, можно подумать, уважают пешеходов настолько, что всегда признают «зебру» на городских магистралях…
Город на Западном Буге в понятии россиян ассоциируется прежде всего с главной его достопримечательностью — знаменитой Брестской крепостью. Это подлинная святыня, которую посещают и стар, и млад. Люди разного возраста, разных убеждений идут сюда, чтобы отдать дань памяти погибшим на этой земле в самые первые недели Отечественной войны. В честь защитников крепости воздвигнут грандиозный мемориал, на территории которого поддерживается образцовый порядок.
Оборонительный комплекс сильно пострадал от боевых действий в 1941 году. Всего порушенного тогда быстро не восстановить, да и не нужно этого делать. Остатки строений сами по себе тоже достаточно красноречивы. Их просто законсервировали, и они смотрятся куда как поучительно.
Главный вход в мемориальный комплекс выполнен в виде пятиконечной звезды в граните. Сооружение само по себе тоже достаточно внушительное. Следование через него сопровождается торжественно траурной мелодией «Священной войны», эпизодически слышится знаменитый голос Левитана, читающего приказы Верховного главнокомандующего. Вообще-то все это оказывает, я бы сказал, очищающее воздействие на попадающего в крепость человека. Белорусское начальство вправе утверждать, что здесь образцово поставлено патриотическое воспитание граждан…
В преддверии юбилея
В чужом городе любознательному туристу положено ходить до изнеможения. Многие километры отмерил я по Бресту, желая получше познакомиться с ним. Он готовился отмечать свое 990-летие. Как заведено в таких ситуациях, юбиляр прихорашивался к торжеству, хотя и без того выглядел вполне ухоженным. Город на Буге очень зеленый, чистый, по нему приятно гулять. Тем не менее белорусские власти не пожалели денег на его дополнительное благоустройство. Особенно интенсивно меняли облик тротуары. Во многих местах их мостили по-современному керамической плиткой. Само собой разумеется, обновлялись цветочные клумбы, которые где только ни красовались. Правда, после увиденного днем было неожиданно услышать вечером в телепередаче о том, что горожане… воруют общественные цветы. Вот какие несознательные!
Вообще-то в чужой стране бывает полезно интересоваться местными телепередачами. По ним тоже можно обогатить представления о ней. Разумеется, не следует воспринимать за чистую монету все, что преподносится с зарубежного голубого экрана, тем не менее, разнообразной пищи для размышлений получаешь вдоволь. Иной раз впору бывает диву даваться.
Понятно, белорусское телевидение не скупится на отображение производственных достижений государства. Например, я узнал, что овощеводы Брестской области порадовали соотечественников перевыполнением задания по выращиванию петрушки, а производство зеленных культур в целом увеличили на 15 процентов. Утверждалось, что благодаря этому доходы сельхозтружеников настолько прибавились, что теперь не стало отбою от желающих попасть в рабочие на овощеводческий комбинат. Одна тамошняя труженица оптимистично вещала, как на предприятии заботятся о людях. Она отдала ему 12 лет, живет в его общежитии, в котором прописали и ее ребенка. Словом, человек доволен своей женской долей…
Если смотреть телевизор, то обнаружишь некоторые национальные особенности общения белорусских властей с народом. Скажем, в речах, звучащих с голубого экрана, принято обязательно похвалить Александра Лукашенко. Так, посетил руководитель государства мероприятие по «продвижению интеллектуального продукта» и порекомендовал активнее продвигать его на рынок. Поднимавшиеся на трибуну ученые мужи говорили о всяком, но все без исключения непременно благодарили лично Александра Григорьевича за внимание к их трудовым усилиям.
Президенту адресовали персональное «спасибо» за то, что издал специальный указ об охране белорусского языка, за то, что впервые подписал дипломы новым белорусским академикам, чем оказал большую услугу науке (а то состав академиков не обновлялся пять лет, теперь же он омолодился сразу в среднем на 13 лет).
Ораторы в то же время старались не докучать своему руководителю просьбами в содействии. В выступлениях преобладал оптимизм. В частности, с трибуны было заявлено о том, что белорусские микрохирурги уже не нуждаются в помощи иностранных коллег: — У нас делают все операции. Благодарим Вас за поддержку!
Александр Лукашенко в ответ напомнил, что страна «движется к завершению пятилетки». При этом, произнося речь на международном конгрессе в Минске, президент признал, что в Белоруссии ежегодно прибавляется по 40 тысяч онкологических больных. Их стало уже более 200 тысяч.
— Я распорядился бросить на борьбу с раком все средства, — заявил Александр Григорьевич, пообещав, что страна решит эту проблему в ближайшее время… Еще телезрители узнали из уст своего руководителя, что в государстве стабилизируется промышленное производство. Оно сохранилось на том же уровне, на каком было год назад. По этому показателю Белоруссия обошла на пять процентов Россию, на 30 — Украину!
Что и говорить, хорошо известная советским людям логика. Похоже, творцы подобных аргументов полагают, будто и сегодня сыщутся верующие в столь бесхитростную лакировку действительности. При социализме в СССР ведь тоже не стеснялись лишний раз сопоставлять проценты роста в свою пользу, хотя в натуре сравнение зачастую свидетельствовало о прямо противоположном…
Впрочем, какова в Белоруссии жизнь на самом деле, каждый вправе судить, как считает нужным.