Освобождение Праги от фашистов стало последним мощным европейским аккордом во Второй мировой войне...
Когда первый раз смотришь на эти фотографии, увиденное может показаться почти нереальным. Даже появляется мысль: перед тобой постановочные кадры или фрагменты художественного кинофильма. Но нет. Снимки — настоящий документ эпохи, и на них запечатлена настоящая жизнь, какой она была в Праге в мае 1945 года. С ее безудержной радостью освобождения и победы и неутешной болью утрат навсегда. В редакцию коллекцию принес один из известных белорусских фотокорреспондентов. Когда–то, уже очень давно, он приобрел ее в минском магазине «Дружба», специализировавшемся на печатной продукции стран социалистического содружества, — фотографии выпущены в Чехословакии. Его можно понять — и как профессионала, и просто как человека.
Освобождение Праги от фашистов стало последним мощным европейским аккордом во Второй мировой войне. Тогда советские танковые части, поддерживая антифашистское восстание самих пражан, уничтожили большую группу немецких войск, не пожелавших признать поражение и добровольно сложить оружие. Со стороны гитлеровцев такой демарш выглядел уже не более чем жестом отчаяния, но отчаяния весьма опасного. О том, как все происходило, рассказывал легендарный фронтовой корреспондент Борис Полевой. Его небольшой очерк «Освобождение Праги» появился 11 мая 1945 года — по горячим следам тех ярких и героических событий.
«В ночь на 9 мая 1945 года войска 1–го Украинского фронта в результате стремительного ночного маневра танковых соединений и пехоты сломили сопротивление противника и 9 мая в 4 часа утра освободили от немецких захватчиков столицу союзной нам Чехословакии город Прагу... Из оперативной сводки Совинформбюро 9 мая 1945 г.
Прага освобождена от немецко–фашистских банд! Эти слова, переданные вчера полевой рацией прославленного генерала танковых войск Лелюшенко, были приняты военными радиостанциями под утро, когда фронтовой народ, ликуя, праздновал долгожданную победу.
...поистине молниеносный удар был совершен нашими танкистами в историческую ночь, когда весь советский народ, а с ним вместе свободолюбивые народы всего мира праздновали победу над гитлеровской Германией. Танкистам предстояло за ночь пройти с боями почти сто километров. Но главная трудность состояла не в этом: путь наступающим преграждали высокие гряды гор, тянущихся с запада на восток несколькими параллельными хребтами. Эти горы невысоки, но очень круты.
Дороги через них местами висят над пропастями, перевалы узки и извилисты.
И вот танковые части 1–го Украинского фронта начали эту историческую операцию.
...Танки рвались вперед, сметая на пути вражеские заслоны. Подчас на горных речках танкисты вылезали из машин и вместе с мотопехотинцами, которые ехали на броне, превращались в саперов, наводя мосты и выкладывая деревянные гати.
В топких лощинах, на перевалах и узких горных дорогах немцы успели устроить труднопреодолимые завалы. Огромные срубленные сосны были опутаны проволокой и заминированы. Каждая минута стоила выигранного боя, и танкисты разметывали эти завалы сокрушающим огнем своих пушек и шли дальше по узким, витым дорогам, пробираясь там, где обычно ездили только всадники.
Ночью, отбросив в бою последние вражеские заслоны, стальная лавина перевалила через хребты и сразу хлынула вниз, в долину.
...Открыто и шумно, со славянской сердечностью и непосредственностью празднует Прага день своего освобождения.
У группы наших танков на улице Масарика такая большая толпа, что по ней прекратилось движение. Огромные стальные машины, как потом, покрытые маслом и пылью, украшены венками, лентами. Смущенные, улыбающиеся танкисты едва успевают отвечать на рукопожатия и принимать новые и новые букеты цветов...»