На днях в могилевский корпункт «СБ» позвонила мать учащегося профессионально–технического лицея. Рассказала, что сыну предстоит проходить практику на производстве. Рабочее место семнадцатилетний парнишка подыскал себе сам. Материнское сердце неспокойно: как–то его там примут? Будет ли толк от практики? Ведь часто ребятам, особенно несовершеннолетним, работодатели предлагают совсем не ту специальность, по которой они обучаются. В результате практических навыков по избранной специальности — ноль, да и платят учащимся мизер.
Проблема есть. Сама не раз видела ее наглядные проявления. К примеру, девушка, будущий повар, работала в детском оздоровительном лагере посудомойкой за чисто символическую плату, а парнишка, обучающийся на токаря, всю практику бесплатно убирал территорию предприятия, на которое пришел стажироваться. Или другая крайность. Коллектив встречает ребят по–доброму, но уж слишком оберегает от трудностей. Рабочие предлагают практикантам «гулять» по цехам, осматриваться, а к станкам не подпускают. Но как же тогда освоить профессию?
Вообще–то у большинства воспитанников профессионально–технических училищ, лицеев и колледжей сегодня каникулы. Практику они прошли в течение учебного года, чередуя с теоретическими занятиями. Но есть исключения. Некоторых позвали на временные работы — поварами в детские лагеря, продавцами на уличные лотки. Не будут ли работодатели ущемлять права подростков, заставляя их трудиться полный рабочий день вместо шести–, семичасового? Научат ли их хорошо готовить и обслуживать клиентов или все опять будет пущено на самотек?!
...Лена продает квас на одной из могилевских улиц, девушке скоро исполнится 18 лет. Ее фамилия написана на бейдже, но она настоятельно просит в газете ее не называть, как и учебное заведение, где она обучается. Собеседница объясняет мне: не так давно дипломированных продавцов в области катастрофически не хватало, а сейчас их переизбыток, поэтому с практикой ей повезло. Выполняет именно то, чему обучали, получит неплохую зарплату. Что касается переработки часов, такого пока не случалось: в жаркие дни квас расходится быстро, у опустевшей бочки никто не держит. В неудачный день остается торговать, пока не закончится напиток. Но это — по обоюдному согласию с работодателем. Может, и непросто стоять под открытым небом и в жару, и в дождь. Но разве во взрослой жизни, к которой она готовится, будет легче?!
Ольга, второкурсница строительного колледжа, будущий мастер на стройке, производственную практику уже прошла. Говорит, практика в ее учебном заведении всегда проходит с пользой. Но от ровесниц из других колледжей и лицеев неоднократно слышала: как кому повезет — смотря какую работу предложат, на каком предприятии, с оплатой или без. Практика в наши дни — всегда лотерея. Хоть мастера производственного обучения из учебных заведений, конечно, следят, чем занимаются на временных рабочих местах их подопечные, работодатели на своих территориях — главные. Мастер может о чем–то попросить директора предприятия, но не потребовать или приказать. Кстати, по многолетним наблюдениям работников профессиональных училищ и колледжей, именно производственники, которые не уделяют должного внимания учащимся при прохождении практики, громче всех потом заявляют о том, что навыки у выпускников учебных заведений слабоваты. А откуда им взяться?!
Первый заместитель начальника управления образования Могилевского облисполкома Владимир Рыжков считает: негативный опыт прошлых лет учтен, приняты строгие меры к руководителям практики, подопечные которых на производстве занимались не тем, чем положено, — не закрепляли умения, предусмотренные программой. И теперь руководители практики выполняют свои обязанности с удвоенным рвением, чаще бывают на производстве, общаются с работодателями.
Так что есть надежда, что нынешним летом ребята, обучающиеся рабочим профессиям, прекрасно попрактикуются в своем деле и выйдут из стен учебных заведений востребованными специалистами.