Как белорусы остаются и без денег, и без квартир по вине чиновников. 21.by

Как белорусы остаются и без денег, и без квартир по вине чиновников

30.07.2010 15:33 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В «соцпакет» страшилок о зловещей российской действительности жирной прописью входят сказания о «черных» рейдерах, обманутых дольщиках и прочих нячэсных манипуляциях с объектами недвижимости, случающихся в России на каждом шагу. Не всех белорусов эти страшилки ввергают в ступор. Благодаря тесным контактам с местной действительностью некоторые из них давно перестали бояться чужих пугал, зная, что и в родных зеленях их понатыкано немало.

Еще в прошлом году три многодетные семьи из Борисова стали строить собственные дома. Начиналось все хорошо: райисполком выделил участки земли, банк дал льготные кредиты. Завершить строительство планировалось за несколько месяцев. Но вышло иначе. Сейчас на этих участках стоят лишь три коробки, накрытые крышей. Когда в них заселятся жильцы, не могут сказать ни райисполком, ни УКС, ни подрядная организация, ни сами семьи, пишет газета «Республика»

- Вот здесь будет детская, - показывает мне комнату десятилетняя Алла Русакова.

Ни полов, ни потолков здесь пока нет. Чтобы выглянуть из окошка, Алла встает на газосиликатный блок и хватается руками за подоконник. Ей бы очень хотелось жить в этом доме...

В семье Русаковых шестеро детей. Старшему -двенадцать лет, младшему - всего полтора годика. Семья большая, а живут в части дома без удобств, где даже сорока «квадратов» на восьмерых не наберется. Такие же стесненные жилищные условия и у двух других семей - Лукашук и Милюховых. У них по трое детей. У Милюховых к тому же один ребенок инвалид.

Все они, каждый в свое время, обратились в Борисовский райисполком с просьбой помочь им решить жилищную проблему. Семьям предложили участки под строительство домов в микрорайоне Север. Они с радостью согласились.

- Мы пришли в отдел архитектуры и строительства райисполкома, где нам дали папку с типовыми проектами и предложили выбрать проекты будущих домов в соответствии с тем количеством квадратных метров, в которых мы нуждаемся, - показывая чертежи, рассказывают мне Лукашуки, Русаковы и Милюховы.

Чтобы получить кредит, нужна была справка о стоимости строительства выбранных домов. За ней в отдел архитектуры и строительства первой обратилась Ольга Русакова. Знакомлюсь с документом с указанной суммой - 204,6 миллиона рублей. С ним Русаковы пришли в банк. Там отняли стоимость имеющегося у них своего жилья и выделили кредит в 175 миллионов рублей.

- Потом нас пригласили в исполком и представили подрядчика, который готов был за эту сумму выполнить строительство объекта, но без внутренней отделки, - рассказывает Ольга Русакова. - Мы с мужем были уверены, что для завершения дома нам не хватает тех 30 миллионов рублей, что отняли за счет имеющегося у нас жилья. Чтобы еще больше удешевить работы, в процессе строительства мы отказались от обкладки кирпичом.

Дом должны были сдать в эксплуатацию в декабре 2009 года. Но к тому времени деньги закончились.

Ситуация сложилась тупиковая. В соответствии с Указом № 120 каждая из семей вправе рассчитывать на госпомощь по погашению льготных кредитов: Русаковы, у которых более пяти детей, - в размере 100 процентов, Лукашуки и Милюховы - 50 процентов. Но только после того, как дома введут в эксплуатацию. Если же они не будут достроены, кредиты семьям придется выплачивать самостоятельно уже в 2012 году. Но уже сейчас очевидно: к этому сроку завершить строительство им не под силу. Ситуация усугубляется каждый день: чем больше затягивается стройка, тем выше ее стоимость. У тех же Русаковых, например, в справке за май значится уже 322 миллиона рублей.

- Мы выдаем справку, подтверждающую оценку готовности дома, и каждый раз пересчитываем сумму согласно действующим повышающим коэффициентам. Если они изменяются, изменяется и стоимость, - пояснил начальник отдела архитектуры и строительства Борисовского райисполкома Сергей Лорин. - Когда изначально семьи выбирали дома, они долго изучали типовые проекты, под каждым из которых стояла типовая смета, разработанная проектным институтом, где все расписано. Другое дело, что они подошли к этому безответственно. Будущие собственники сами должны были просчитать и выбрать такие проекты, чтобы оставался даже некоторый денежный резерв, который бы пошел на погашение тех же повышающих коэффициентов. Но они об этом не позаботились. Другой момент - их отношения с подрядчиком. Они заключали договоры, прописывали все нюансы и должны были следить за выполнением договорных обязательств. И если их что-то не устраивало по срокам либо по стоимости, они могли подрядчика поменять.

Своим видением ситуации с «Р» поделилась и строительная организация, возводившая дома.

- Некоторые кивают в нашу сторону и говорят, что это, наверное, подрядчик завысил цены, поэтому стоимость домов возросла. Но могу сказать, что нас проверил Борисовский УКС и нашел завышений только на 200 тысяч рублей, и то мы объяснили, чем это было обусловлено, - прокомментировал Александр Игнатчик, главный инженер ЧУП «Строитель села». - Есть понятие финансирования квадратного метра по нормативам стоимости жилья типовых потребительских качеств. Эти деньги им и выделил банк. В начале строительства мы объяснили семьям, какой перечень работ выполним за эту сумму, и это прописано в договорах. Свои обязательства мы выполнили. Я думаю, что таких проблем бы не возникло, если бы людям изначально предложили типовой проект дома для многодетных, который уже был обкатан на других стройках, и семьи бы точно знали, что двухсот миллионов рублей, например, им на все про все хватит. А так получается, что им предложили проекты, несоразмерные имеющимся деньгам. У Русаковых, например, три квадратуры. Причем первый этаж - подвал на весь дом, который, естественно, учитывается в метраж и в стоимость. Это, согласитесь, не первая необходимость.

Эти три многодетные семьи - одни из первых в Борисове, кому предложили не вступать в ЖСК, а строить собственные дома. Хотели - и это очевидно - сделать как лучше. Но все-таки складывается такое впечатление, что оркестр остался без дирижера. И сейчас кивать друг на друга и выяснять, кто виноват в сложившейся ситуации, мне кажется, нет смысла. Но очевидно и то, что оставлять эти семьи один на один с проблемой нельзя.


«Мы живём на положении бомжей»

Еще более возмутительную ситуацию описывает  «белГазета».

В 1980-е гг. прошлого века, когда пресловутый квартирный вопрос в нашей республике стоял на порядок острее, чем сегодня, предприятие «Бобруйскагромаш» предложило своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, выгодную сделку: построить квартиры, что называется, «напополам». Николай Окрут был одним из первых, кто клюнул на это предложение: «Завод расписал нам такой вариант: они возводят «коробки», а все остальное - полы, штукатурка, отделочные работы - берут на себя жильцы. Правда, при этом нужно было отказаться от очереди на квартиру. А очереди тогда были огромные, вот я и согласился на коттедж». Вместе с Николаем вручить жилищную судьбу строительной фортуне решили еще 28 человек.


Однако в экономическом плане времена были не самые жирные - строительство «коробок» то начиналось, то стопорилось. Худо-бедно отстроенные стены будущим жильцам предъявили только к 1993г. Ни внутренней отделки, ни коммуникаций в них еще не было - частично эту работу должны были проделать сами жильцы, чем они и занимались с 1993г. по 2001г.


В 2001г. был создан кооператив индивидуальных застройщиков (КИЗ), с каждым из членов которого РУПП «Бобруйскагромаш» заключило договор о совместном строительстве с последующей передачей квартир в собственность. Для застройщиков это была последняя хорошая новость - дальше пошли сплошные косяки.

 
Теги: Новости
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В «соцпакет» страшилок о зловещей российской действительности жирной прописью входят сказания о «черных» рейдерах, обманутых дольщиках и прочих нячэсных...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика