«Кубарем летела девица Марья Николини» . 21.by

«Кубарем летела девица Марья Николини»

07.08.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Так писали российские газеты в далеком 1894 году о приверженке прыжков с парашютом

Многие люди до сих пор полагают, что появление парашюта было следствием изобретения самолета. Однако это мнение — заблуждение чистой воды. На самом деле парашют старше не только аэроплана, но и воздушного шара, открывшего эру практического воздухоплавания.

Когда в 1784 году человеку впервые удалось подняться над землей, потребность в надежных средствах, предотвращающих падение, резко возросла. В случае аварии спасти терпящих бедствие людей мог только парашют.

Первым человеком, ставшим профессиональным воздухоплавателем, был француз Жан Пьер Бланшар, сконструировавший и построивший в 1784 году плоский спасательный купол диаметром семь метров, который крепился под воздушным шаром и соединялся с гондолой. В случае аварии он призван был дать воздухоплавателю последний шанс сохранить жизнь.

Громоздкое изобретение пригодилось довольно быстро — уже в 1785 году. Бланшар совершал демонстрационный полет в Генте, когда на высоте 500 метров (нужно было выпускать газ и плавно идти на снижение) отказали клапаны. Дальнейший подъем мог кончиться разрывом оболочки и аварией.

Отчаявшись справиться с клапанами, Бланшар острым шестом проткнул оболочку. Но неожиданно для него пробоина получилась такой большой, что шар начал быстро терять высоту. С лихорадочной поспешностью Бланшар выбросил за борт балласт и все, от чего только можно было освободиться. Но усилия оставались тщетными. На глазах объятой ужасом публики снижение превратилось в стремительное неуправляемое падение.

Бывало, на потеху публике Бланшар на маленьких парашютиках бросал с высоты кошек и собак. Хотя они благополучно достигали земли, изобретателю не раз доставалось за варварское отношение к животным. А теперь ему поневоле самому предстояло испытать парашют. Нервничая, он отцепил стропы, соединявшие корзину с шаром, и доверился судьбе, которая в образе парашюта распростерла над ним спасительное крыло. Когда Бланшар, целый и невредимый, коснулся земли, его чудесное спасение мгновенно прославило не только его самого, но и парашют.

Пионер воздухоплавания за свои полеты получал баснословные гонорары, однако после смерти он не оставил семье никаких средств к существованию. И мадам Бланшар не выходило ничего другого, как только продолжить дело своего мужа. Судьба оказалась жестокой к первой женщине-воздухоплавательнице: в 1814 году она трагически погибла, упав с крыши дома, на которую опустился ее шар.

Однако никакие трагедии уже не могли остановить начавшуюся эру покорения высоты, когда множество людей заболели полетами.

Среди последних был и комиссар революционной армии Конвента, неустрашимый человек с жилкой изобретателя Андре Жак Гарнерен. В свое время он выступал свидетелем на судебном процессе Марии-Антуанетты, жены Людовика XVI, а когда самого Гарнерена посадили в тюрьму, решил бежать из нее с помощью парашюта. К несчастью, тюремное начальство узнало о его намерениях и отобрало почти готовый парашют.

Став профессиональным воздухоплавателем, Гарнерен вскоре с неудовольствием убедился в том, что одними подъемами на воздушном шаре уже не вызовешь восторга и энтузиазма, как это было во время первых полетов братьев Монгольфье. Мизерные сборы могли в будущем обернуться настоящей нищетой. Требовалось сильнодействующее шоковое средство, чтобы пробудить у публики прежний интерес.

Таким средством отважный француз решил сделать преднамеренный парашютный прыжок с большой высоты. Купол, которому он доверил свою жизнь, состоял из 36 шелковых клиньев, которые своими острыми концами сходились в центре. Готовый к работе, безо всякого чехла, парашют крепился прямо к воздушному шару.

22 октября 1797 года в парке Монсо в Париже собралась громадная толпа, чтобы посмотреть, как будет совершен сумасбродный самоубийственный прыжок. И в самом деле, зрелище получилось не для слабонервных.

Когда шар поднялся на высоту 1000 метров, «артист» приготовился к прыжку. Решившись, он разорвал шнур, соединявший шар и парашют. Последствия этого были потрясающими: воздушный шар лопнул с оглушительным грохотом. Многие на земле от ужаса находились в обморочном состоянии. Оболочка шара падала к земле.

Больше всех, пожалуй, испугался сам Гарнерен. Несколько мгновений он падал, как кирпич, пока натянувшиеся стропы не подхватили его. Под женский визг и аплодисменты Гарнерен, раскачиваясь, как маятник, приближался к земле. Его благополучное приземление было встречено восторгом и ликованием толпы. Осыпанный почестями, Жак Гарнерен начал жизнь профессионального парашютиста, переезжая со своим номером из страны в страну.

Племянница Гарнерена Элизабет стала первой женщиной-парашютисткой. 4 апреля 1814 года, когда ей исполнилось 22 года, она совершила свой первый прыжок. Это был день, когда праздновалось вступление на престол короля Людовика XVIII на Марсовом поле в Париже. А всего отважная женщина совершила 60 парашютных прыжков.

В пятидесятые годы ХIХ века блистала другая «примадонна воздуха» — Паутвен. В 1853 году, выступая в Италии в городе Парме и спускаясь с высоты 1800 метров, Паутвен продержалась в воздухе 43 минуты, то есть снижалась со скоростью всего лишь 0,7 метра в секунду. При этом она ухитрилась несколько раз изменить направление снижения. Сохранилось описание ее прыжка в Лондоне в 1856 году, когда она сумела трижды перелететь с одного берега Темзы на другой.

Что касается США, то здесь парашютистки объявились с запозданием: первая американка совершила свой прыжок в 1903 году, когда поднялся в воздух и самолет братьев Орвила и Вилбура Райтов. Этой женщиной была Георгия Томпсон Бродвик по прозвищу Малышка — она весила всего 37 килограммов.

Широкой известностью в России пользовался воздухоплаватель и парашютист Юзеф Маврикиевич Древницкий. Сын богатых родителей, живших в Варшаве, Древницкий получил хорошее образование, изучал юридические науки, знал несколько иностранных языков. В 1891 году он увлекся парашютом и впоследствии приобщил к нему и своего старшего брата Станислава. Отец, чтобы вернуть сыновей на землю, лишил их наследства. Эта мера не остановила братьев, и они продолжали полеты на аэростатах и спуски на парашютах. Юзеф Древницкий был фанатиком парашютизма, несмотря на то, что несколько раз попадал в аварии, получал увечья. Даже трагическая гибель брата Станислава не остановила его. Мало того, он обучил полетам на аэростате и прыжкам с парашютом и жену брата Альфреда — Ольгу Михайловну Древницкую, которая считается первой русской женщиной-парашютисткой.

Вообще же первая русская женщина поднялась в воздух 19 августа 1828 года: Ильинская, рискнувшая забраться в корзину воздушного шара, по свидетельству газеты «Московский вестник», была «совершенно простой, необразованною русской мещанкой». Хотя шар, как пишет газета, был начинен не газом, а «простым дымом из аржаной соломы», это не помешало ему достичь высоты около 600 метров. При этом «русская мещанка» чувствовала себя вполне уверенно и, приветствуя публику, лихо палила из ракетницы. Правда, до прыжка в тот раз не дошло.

И хотя первой женщиной-парашютисткой в России считается Древницкая, скорее всего, парашютные прыжки совершались женщинами и до нее. В своей книге «Избранницы неба» уроженец Витебска генерал-лейтенант Иван Лисов приводит статью из дореволюционной газеты «Русская жизнь» от 23 сентября 1894 года: «Город Николаев на сих днях, по словам «Одесского листка», с восторгом смотрел, как с высоты 1000 фут. кубарем летела девица Марья Николини. Молодая девица Марья за свои 19 лет летала уже в 15-й раз на парашюте. Так молода, и еще не расшиблась.

Это «публичное покушение на самоубийство» происходило в пользу Николаевского благотворительного общества.

Сбор «покушение на самоубийство» дал 550 рублей. Из них половину Николаевское благотворительное общество взяло себе; половину остальной половины взял антрепренер Марьи; половина остального пошла на наполнение шара, — и девица Марья, рисковавшая своей шеей, получила за это, наверное, рублей десять.

Николаевское благотворительное общество, надо отдать ему полную справедливость, занимается престранными благотворительными аферами.

Ежедневный говорун «Одесского листка» резонно замечает, что благотворительному обществу гораздо приличнее было бы «подозвать и расспросить» девицу, стремящуюся сломать себе шею:

— Как дошла ты до такой жизни?»

Заметка, несмотря на свой скромный размер, довольно красноречиво живописует обстановку вокруг «публичного покушения на самоубийство» и замаскированный под благотворительность грабеж, объектом которого стала «девица Марья Николини».

К сожалению, нам не известны ни подробности прыжков, ни сведения о происхождении «девицы Марьи», ни обстоятельства, побудившие ее обратиться к столь рискованному ремеслу. Но кто сказал, что в истории поставлены все точки над «i»? Не исключено, что сквозь даль десятилетий мы еще не раз увидим вдохновляющие примеры мужества и услышим новые, пока не ведомые нам имена.

В конце ХIХ — начале ХХ века множество прыжков записала на свой счет замечательная парашютная фамилия Древницких. Они совершали прыжки с воздушного шара в различных городах Российской империи. 2 июля 1905 года Станислав Маврикиевич Древницкий разбился насмерть при совершении парашютного прыжка в Витебске в возрасте 34 лет. Как уже было сказано, гибель брата не устрашила Юзефа.

Выступления Юзефа и Ольги были прекрасной пропагандой парашюта. Они сопровождались лекциями и беседами. Сотни тысяч людей coбственными глазами видели, что в воздухе есть опора. Эта подвижническая деятельность, связанная с постоянным риском, авариями, травмами, активно работала на будущее.

Тяжелым для Древницких стал 1910 год. Выступая в Тифлисе, Ольга, прыжковый стаж которой к тому времени насчитывал уже около пятнадцати лет, упала в бурную Куру и только чудом избежала гибели. Тяжелая травма закрыла ей дорогу в небо.

В том же году Юзеф участвовал в большом Всероссийском празднике воздухоплавания, проходившем в Петербурге на Комендантском поле. Мрачной тенью на торжество легла гибель капитана Мациевича, выпавшего из разрушившегося в воздухе самолета.

Глубоко потрясенный этим событием, Юзеф Древницкий заявил корреспонденту «Петербургской газеты»: «Применение парашюта к аэроплану — моя давнишняя мечта. Ведь до катастрофы с капитаном Мациевичем я задавал себе вопрос, что может случиться, если произойдет воздушная катастрофа? В этом случае парашют незаменим».

Мечта Юзефа Древницкого о широком развитии парашютизма осуществилась только в советское время, когда бурный рост отечественной промышленности дал покорителям неба большое количество самолетов, планеров и парашютов. 2 августа 1930 года под Воронежем был совершен первый в мире парашютный десант, который положил начало развитию советских воздушно-десантных войск (ВДВ), 80-летие которых мы отмечаем в этом году. Но это уже совсем другая история…

 
Теги: Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Парашютный спортстарше не только аэроплана, но и воздушного шара
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика