Полвека Александра Валиахметова вышивает гладью и крестиком. Ее руками созданы настоящие шедевры. Но до сих пор их никто не видел, кроме родственников и друзей мастерицы. Минчанка Валиахметова — постоянная читательница «СБ». Однако рассказать о своем увлечении она решилась нам только сейчас, адресуя газете скромную просьбу: «Вдруг кто–нибудь заинтересуется моими картинами домашней работы. Хотелось бы, чтобы и другие люди их увидели. Приезжайте посмотреть!» Заодно рукодельница полюбопытствовала: нельзя ли с помощью «СБ» пригласить в гости и телевидение. Конечно, можно! Коллеги с Первого канала отозвались на наше предложение вместе навестить художницу.
...К Александре Николаевне мы отправились с Надеждой Габец, ведущей рубрики «Добрые новости» программы «Добрай ранiцы, Беларусь». Шел дождь, в городе была уйма пробок. А Валиахметова звонила через каждые пять минут: «Ну где же вы? Картошечка стынет, грибочки!»
Для 82–летней мастерицы пресса в гостях — особый случай. И к нашему приезду она вышла королевой: в самом лучшем наряде.
— В детстве я уже рисовала, — вспоминает художница. — До войны жила с родителями в Климовичах и исписала красками всю свою маленькую комнатку...
История эта напомнила мне эпизод из жизни нашего земляка Хаима Сутина. Тот также любил рисовать на стенах отеческого дома. Но в семье его не понимали. Парню пришлось искать признания в других городах, пока не добрался до Парижа, где обрел всемирную славу.
Саша Плащинская (девичья фамилия Александры Николаевны) была единственной дочерью. И забота родителей, особенно любовь отца, ее не то чтобы баловала, но давала то особое внимание, которое необходимо каждой творческой личности.
А потом пришла первая любовь — еще более сильное чувство, из которого родилась волна творчества, захлестнувшая полвека жизни.
— Первая история любви была, однако, с печальным финалом, — откровенничает Александра Николаевна. — Он был моряком. Звали Виктором. Красивый парень с глазами цвета моря — как герой из фильма. Он слал мне письма с флота... Я его ждала... А потом сестра моего жениха обмолвилась как–то, что он женат. Я вернула Виктору все письма, фото. Порвала с ним. А спустя 35 лет узнала, что слова его сестры — ложь. И что он был мне верен.
Горечь долго мучила сердце Александры. Но однажды она встретила Тимура — военного, как и ее отец. Ушел на фронт из–под Казани, добавив себе в паспорте год, как и водилось в те времена. А остановился в Минске, где и встретил белорусскую красавицу, ставшую его женой.
— Но за Тимура я не сразу вышла, — Саша долго решалась на этот шаг. — Несколько раз переступала порог ЗАГСа, но удирала...
В этой скромной женщине и по сей день сохранилась былая решительность.
— Муж мой был красавец. Он — единственный мужчина в моей жизни, которому я храню верность по сей день, хотя уже пять лет как его нет на этом свете. Жизнь наша начиналась нелегко. В послевоенном городе пришлось ютиться в бараке, в комнате, которую оставил нам отец. Он сначала был против моего замужества, но потом сам оставил нам с Тимуром все свое имущество и ушел на съемную квартиру. А когда мы получили комнату в современном доме напротив кинотеатра «Мир», то бытовые проблемы наконец отошли на второй план. И я вернулась к творчеству. Но уже не к рисунку, а к вышивке.
По вечерам, приготовив ужин, Александра бралась за нитки и ткала картины — одну за одной... На каждое полотно уходило по три — шесть месяцев. А за полвека собралось более полутора сотен работ.
Нынче такие мастера — уже редкость. Салоны заполоняют штампованные картины. А у Валиахметовой они с душой. Каков бы ни был сюжет: иллюстрация ли это к «Ромео и Джульетте» Шекспира или деревенский пейзаж.
Мечта Александры Николаевны — организовать выставку своих работ на дому. Впрочем, желание ее отчасти сбылось. Здесь, на страницах газеты. «Виртуальную» экспозицию представит в ближайший понедельник также и Первый канал. Надежда Габец в эти минуты работает в монтажной: готовит сюжет... Возможно, произведения Валиахметовой заинтересуют широкую публику. Художница на это очень надеется. И ждет гостей на чай и экскурсию по своей домашней галерее.
Между тем в редакции программы «Добрай ранiцы, Беларусь!» совместный проект с «СБ» восприняли как творческую удачу. Одни и те же события газета и телевидение преподносят в разных ракурсах. Не как конкуренты, а как разные зеркала. Для Надежды Габец, призналась молодой журналист, это стало необычным опытом сотрудничества: «Интересные темы для рубрики «Добрые новости» жизнь приносит не каждый день. Особенно приятно, когда ими делятся коллеги. Встреча у Валиахметовой была необычайно теплой, мы перенеслись как будто во времена молодости Александры Николаевны — и зрители почувствуют это, посмотрев наш сюжет на Первом канале».