Эх, валенки…. 21.by

Эх, валенки…

21.12.2010 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Смиловичская валяльно-войлочная фабрика вводит новую зимнюю моду

Английское слово «бренд» означает популярную торговую марку или товарный знак, производящий впечатление и отпечатывающийся в памяти. Тракторы «Беларус», МАЗы, БелАЗы, продукция «Милавицы», изделия изо льна и соломки – эти белорусские бренды знают многие. Не исключено, что в этом ряду скоро появится еще один товар – валенки, сделанные в поселке Смиловичи Червенского района.

Для директора ОАО «Смиловичская валяльно-войлочная фабрика» Василия Сабана финансово-экономический кризис 2009 года – третий по счету, который пришлось ему пережить в этой должности. И не просто пережить, а настойчиво и долго искать выход из сложнейшей ситуации, в которой всякий раз оказывалось его уникальное предприятие. Единственным выходом для своей фабрики (думаю, что он имеет право так ее называть, ведь 38 лет из своих 55 он работает здесь. Прим. автора) в условиях кризиса еще в начале 90-х годов прошлого века он посчитал частичное перепрофилирование производства и создание альтернативных рабочих мест. Обучили работников специальностям мебельщиков и швей, открыли соответствующие направления, в результате чего в летний период до 60 процентов изготавливаемой здесь продукции было заменено другими товарами народного потребления. В результате удалось сохранить трудовой коллектив, рабочие места. Развивая швейное и мебельное производство, параллельно провели модернизацию производства валенок, расширили ассортимент выпускаемой из шерсти продукции, увеличили ее поставки на внутренний рынок. К этому же испытанному методу борьбы с кризисом прибегли и в 2009 году.

— Место прогрессу и развитию есть и в этой старейшей отрасли, — Василий Сабан рассматривает черно-белые снимки 50—60-х годов, где запечатлены громоздкие валенки с калошами, полуразрушенные деревянные здания фабрики. — В 1928 году, а это год создания фабрики, Смиловичская артель делала в день всего по 8—10 пар валяной обуви, сегодня — в десять раз больше. Да и качество валенок за восемь десятилетий изменилось: сегодня они по весу легче, мягче, с разноцветной меховой опушкой, светоотражающей полосой и украшены аппликацией. Меня как директора радует тот факт, что за последние годы фабрика не получила ни одной рекламации. Детские валеночки мы делаем с легкими прозрачными калошами, а валенки для взрослых вместо прежних черных скользких калош имеют рифленую подошву из светлого полиуретана. Сейчас работаем над тем, как сделать женские валенки еще более привлекательными и модными – на невысоком каблучке, поэтому совместно с одной обувной белорусской фабрикой занимаемся разработкой новой колодки.

История валенок насчитывает более двух столетий, но эта продукция по-прежнему нужна людям: сельским жителям, строителям, военным, металлургам, любителям подледной рыбалки. В последние годы смиловичскую продукцию с удовольствием носят модницы и детки. Причем не только в нашей Беларуси, но и далеко за ее пределами – в России, странах Балтии, Украине, Финляндии… В советские времена на просторах СССР было около трех десятков предприятий, выпускающих валенки, и еще пару лет назад комбинат в Казани изготавливал до 4 млн. пар валенок в год. Сегодня, после кризиса, в России практически все производство валяной обуви, как говорится, сошло на нет. Смиловичская фабрика является единственным в республике и одним из немногих сохранившихся на просторах СНГ производителем валенок. До 80 % продукции предприятия уходит на российский рынок, около 10 % — в страны Балтии, 6 % — в Украину. Выручка от экспорта продукции за 9 месяцев 2009 года составила 216 тыс. долл., за аналогичный период этого года – уже свыше 403 тыс. долл. Показатель рентабельности реализованной продукции год назад составлял 1,87 %, а сегодня — 3,36 %.

На предприятии ассортимент продукции из овечьей шерсти насчитывает 37 наименований — валенки для взрослых и детей, технический войлок, шерстяные одеяла и подушки, банные комплекты… Переработка шерсти в год составляет более 800 тонн. Основные поставщики сырья – Россия, Узбекистан, Казахстан и Туркменистан. Предприятию удалось не только избежать банкротства и выстоять, но и значительно прибавить в традиционном производстве.

Процесс производства валенок трудоемкий – он включает в себя 36 операций, механизировано только несколько из них, остальные – это ручной труд. Условия труда на отдельных рабочих местах неблагоприятные (высокая температура, влажность), но за последние годы здесь не было зафиксировано ни одного случая профессионального заболевания.

В 2011 году предприятие планирует активизировать работу на внутреннем рынке. Директор утверждает, что белорусским потребителям готовы поставлять любое количество валенок. Однако разворотливость торговли оставляет желать лучшего, а желающих приобрести валенки много. Когда я была на фабрике, в фирменном магазине у кассы стояла очередь, и у каждого покупателя в руках было по две-три пары валенок.

…Осенью мне позвонила сестра из Тольятти: «Купи для меня и моей внучки Лерочки белорусские валенки. Всю прошлую зиму жена нашего мэра щеголяла в ваших валенках, и все ей так завидовали! Она их в Москве купила на какой-то выставке». Поехала в Смиловичи за валенками для сестры и не смогла удержаться от покупок для себя и своей семьи. Красиво, тепло, к тому же валенки – это экологически чистый товар, ведь они изготавливаются из чистой овечьей шерсти, без каких-либо добавок, синтетического клея и т.д. И еще подумалось о том, что, может быть, в смиловичских валенках потому тепло и комфортно, что они сделаны с любовью и хранят тепло рук своих создателей. Так что пусть и мне по-доброму завидуют все, кто увидит меня в смиловичских валенках!

Галина ТРОФИМЕНКО, пресс-секретарь председателя Минского облисполкома

На снимке: директор фабрики Василий Сабан знакомит с продукцией предприятия члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Антонину МОРОВУ.

Фото: Галина ТРОФИМЕНКО

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Смиловичская валяльно-войлочная фабрика вводит новую зимнюю моду
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика