Гименей отдыхает…. 21.by

Гименей отдыхает…

28.01.2011 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Молодое поколение белорусов выбирает новые ценности, но продолжает хранить верность традициям

«Я бы лучше сериал посмотрела, а приходится ужин готовить», — разочарованно рассказывала знакомая после того, как они с любимым человеком решили пожить вместе. Все закончилось тем, что встречаться они продолжили, но… после возвращались каждый на свою «территорию». Возможно, это не типичный случай, но очень показательный, ведь еще один-два десятка лет назад редко приходилось слышать о гражданских и тем более «гостевых» браках. Люди чаще женились, разводы не были столь популярными, а дети в основном рождались в полных семьях. Что оставалось за кадром статистики? К сожалению, ученые еще не изобрели шкалу благополучия, на которой каждый семьянин мог бы поставить свою отметку. Поэтому сложно сказать, в какое время люди считали себя более счастливыми и довольными своим браком.

Да, сегодня все громче слышны голоса тех, кто говорит о глубоком кризисе семейных ценностей. Но их оппоненты вполне убедительно возражают: действительно, мир меняется и первичная ячейка общества с ним, только и всего. Возьмем, к примеру, одну из функций семьи, экономическую. Много веков назад люди не смогли бы выжить в одиночку. Сегодня так называемый эффект совместного проживания тоже не перестает действовать: вдвоем легче приобрести квартиру и автомобиль, оплатить услуги ЖКХ, купить бытовую технику. Но одинокий человек вовсе не обречен влачить жалкое существование, а, скорее, наоборот: отсутствие семьи нередко становится причиной (или следствием) его успехов на трудовом поприще. Другие функции брака, связанные с рождением и воспитанием детей, приобретением определенного социального статуса, тоже реализуются (к счастью или сожалению) без похода в загс. Не говоря уже об эмоциональной составляющей — «союз двух сердец» вполне возможен и между людьми, не связанными узами Гименея.

Как оценивают ситуацию белорусские социологи? «Нынешней молодежи приходится нелегко — за два последних десятилетия прежние стереотипы и образцы поведения существенно изменились, — считает доцент кафедры экономической социологии БГЭУ Екатерина Данилова. — Но в такой ситуации мы видим желание сохранить хотя бы внешнюю форму традиционных отношений». Согласно исследованиям*, большинство представителей молодого поколения (69,4 % в 1990 г., 67,6 % в 2000 г., 70,7 % в 2008 г.) считают, что брак — вовсе не устаревший социальный институт. В то же время 79,3 % опрошенных в 2008 г. толерантно относились к тому, что два человека живут вместе, не будучи женатыми.

Основные условия счастливого брака, по мнению молодых людей: супружеская верность, наличие детей, гармоничные сексуальные отношения, готовность обсуждать проблемы, возникающие между мужем и женой. Следующую группу составляют материально-прагматические факторы: уровень дохода, обеспеченность жильем, проживание отдельно от родственников. При этом большинство молодых людей (81,8 % в 2000 г., 90,5 % в 2008 г.) считают, что и муж, и жена должны вносить материальный вклад в домашнее хозяйство. Самыми малозначительными условиями по-прежнему являются близкие религиозные и политические взгляды, а также единое социальное происхождение. Специалисты обращают внимание на один интересный момент: в современном обществе растет значимость таких семейных ценностей, как преданность и материальное благополучие. Кроме того, все больше ценятся отношения, основанные на взаимопомощи, гармоничном общении супругов, родителей и детей.

Формула «дети — залог крепкого, счастливого брака» все еще достаточно популярна, хотя значимость этого фактора несколько снизилась. В то же время подавляющее большинство молодежи считает, что ребенку для счастья нужна полная семья (90,7 % в 2000 г., 86,0 % в 2008 г.). Родители стараются в первую очередь прививать своим отпрыскам такие качества, как трудолюбие, чувство ответственности, хорошие манеры, терпимость и уважение к другим людям. В меньшей степени они делают акцент на бескорыстии, воображении и религиозности. Однако количество людей, которые считают, что развитие религиозности у детей обязательно должно поощряться дома, постоянно увеличивается, свидетельствуют данные опросов. И пусть пока их доля невелика (менее 10 %), но тенденция очевидна. Кроме того, уменьшается число молодых людей, которые до 12 лет практически ни разу не посещали богослужения: в 1990 г. их было 55 %, в 2000 г. — 50,6 %, в 2008 г. — 33,3 %.

Действительно, в ценностных ориентациях молодежи появляются и новые представления о семье. На этот процесс в первую очередь влияет развитие идей эмансипации, гендерного равенства, индивидуализма и личностной свободы во всех сферах жизни. Не случайно многие эксперты говорят о том, что белорусская семья становится все больше похожей на среднеевропейскую. Все меньше становится молодых людей, которые считают рождение ребенка основным предназначением женщины: если в 1990 г. таких было 95,7 % от всех опрошенных, то в 2000 г. — уже 61,1 %, в 2008 г. — 64,6 %. Похожая ситуация происходит и со сторонниками идеи, что быть домохозяйкой — такой же способ реализовать себя, как и иметь оплачиваемую работу. Одновременно растет число тех, кто полагает, что иметь работу — единственный выход для женщины быть независимой (54,6 % в 2000 г., 82,4 % в 2008 г.). «Таким образом, в современном обществе происходит сближение моделей ролевого поведения мужчины и женщины, — делает вывод Екатерина Данилова. — Оба супруга обеспечивают семью, поровну разделяют ответственность за воспитание детей, совместно ведут домашнее хозяйство». В ценностном сознании белорусской молодежи доминирующей становится ориентация на брак, обеспечивающий гендерное равенство мужа и жены. Другая сторона медали — отрицательное влияние занятости мамы на ее отношения с детьми. Во всяком случае, большинство молодых людей убеждены: проводя много времени вне дома, женщина не может установить такие же теплые и прочные отношения со своими детьми, как если бы она была домохозяйкой.

* Анализ основан на данных опросов, проводимых в Беларуси по национальной репрезентативной выборке. Первое исследование осуществлялось в рамках проекта «Всемирные ценности» (WVS) лабораторией НОВАК в 1990 г. Второе и третье — в рамках проекта «Европейские ценности» (EVS) ЦСПИ БГУ в 2000-м и 2008 гг. Объект исследования — молодые люди Беларуси в возрасте 18—30 лет.

---------------------------------------

Иметь или не иметь?

Всем известно, что существует прямая зависимость между благосостоянием людей и рождаемостью: к сожалению, чем люди богаче, тем меньше они имеют детей. Это и является причиной стремительного старения общества. Как правило, в развитых странах пороговое значение рождаемости ниже 2,1 (этот показатель отражает воспроизводство нации). Однако ученые-демографы из университетов Италии и США выяснили, что не все так однозначно. Оказалось, что по достижении определенного уровня благосостояния люди вновь начинают проявлять интерес к большим семьям.

Чтобы сопоставить доходы жителей разных стран, их образование и здоровье, ученые придумали такой показатель, как индекс человеческого развития (HDI), в котором учли валовый продукт на душу населения, среднюю продолжительность жизни, долю учащихся и процент грамотных среди взрослых. За единицу принят HDI в странах-лидерах. Так вот, в США с 1989-го по 2005 год индекс увеличился с 0,91 до 0,95, а среднее число детей на одну женщину — с 2,01 до 2,05. Во Франции при положительной динамике HDI рождаемость повысилась с 1,79 до 1,92, в Италии — с 1,28 до 1,32. В Испании отмечались сначала спад (с 1,36 до 1,15), а потом восстановление до почти прежней отметки 1,33, и это на фоне постоянного роста HDI с 0,88 до 0,94. В Бельгии и Великобритании картина аналогичная. Разумеется, есть исключения, в числе которых Австрия, Австралия, Швейцария, Канада, Япония, Южная Корея. Почему они не вписались в изложенную концепцию, пока не ясно, но один важный вывод уже сделан: с определенного порога рост уровня жизни начинает стимулировать рождаемость.

-----------------------------------------

Развод по-европейски

В вопросах семьи и брака белорусы практически единодушны с жителями Старого Света

Вальс Мендельсона в загсах Беларуси звучит все реже, свидетельствуют данные Белстата. Так, в январе—ноябре прошлого года количество зарегистрированных браков уменьшилось на 1,3 %, до 74,6 тысячи (за такой же период 2009 года — 75,6 тысячи). При этом число желающих разорвать семейные узы, наоборот, выросло — с 31,4 тысячи до 32,7 тысячи пар, или на 4,2 %. Легко предположить, что соотношение регистрируемых и расторгаемых союзов, к сожалению, ухудшилось. Так, в январе—ноябре 2010-го на тысячу браков приходилось 439 разводов, в то время как за такой же период предыдущего года — 416.

При этом средний возраст людей, впервые вступающих в брак, постепенно увеличивается. Этот показатель еще не приблизился к уровню ряда западноевропейских стран, но динамика очевидна. Если в 2000 году среднестатистическая белорусская невеста шла под венец в возрасте 22,8 года, то в 2009-м — 24,2 года. Для жениха планка зафиксирована на уровне 25 лет и 26,4 года соответственно. К слову сказать, лидеры в этом вопросе британцы — они заключают брачный союз в возрасте «чуть за 30».

Как свидетельствуют итоги переписи 2009 года, за 10 лет доля пар, не оформляющих официально свои отношения, возросла с 5 % до 8 %. Особенно популярны незарегистрированные браки среди молодежи 18—24 лет.

В январе—ноябре 2010 года в Беларуси родилось около 99 тысяч детей (11,4 на тысячу населения), за такой же период 2009-го — 100,7 тысячи (11,5).

----------------------------------------

Детский лепет

Подходит сын к матери и спрашивает:

— Мама, а на кого я похож?

— На меня, сынок!

— А ты на кого похожа?

— На твою бабушку, конечно.

— Ну а бабушка-то на кого похожа?

— На прабабушку.

— Я не понял, мам, мы что — все на одно лицо, как матрешки, что ли?

* * *

Мама спрашивает сына:

— Когда уроки делать будешь?

— После кино.

— После кино поздно.

— Учиться, мама, никогда не поздно.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Молодежь выбирает новые ценности, нохранит верность традициям
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика