Специально искать старейшего работника нашего телевидения не надо. Профессионалы его хорошо знают. Это мэтр - Владимир Шпитальников, ныне - руководитель главной дирекции телепроизводства Национальной государственной телерадиокомпании. Накануне Владимир Борисович отметил 45 лет в профессии.
- 45 лет назад вы впервые засветились на ТВ. Давайте вспомним, как это было?
- Я был капитаном школьной команды КВН. В 1965 году мы с ребятами выиграли чемпионат Гомеля. А так как мой родной город небольшой и все друг друга знают, то знакомые пригласили меня как одного из победителей в "Телевизионный клуб молодежи", который выходил на местном ТВ. И тогда я впервые выступил с экрана - читал стихи. В прямом эфире. А когда в 1966-м окончил школу, мне поручили вести выпускной бал на гомельском ТВ, тоже в прямом эфире. Помню, ляпнул тогда: "Кем вы хочете быть?", а слово "виртуоз" произнес как "вертоуз".
- И вам нагоняя не дали?
- Ну что с меня было взять? Да и я вскоре поехал в Минск - поступать в мединститут. Но недобрал всего один балл, хотя школу окончил с медалью.
- На какую специальность поступали?
- Хотел стать нейрохирургом.
- А что привлекало в этой профессии?
- Этого и сам до сих пор не знаю. Я вообще из семьи военного. Родители, кстати, на войне и познакомились. Но я по армейской стезе не пошел. После неудачных экзаменов в Минске устроился учеником слесаря-ремонтника на гомельскую обувную фабрику "Труд". Проработал там 3 месяца. На областной студии в то время проводили конкурс дикторов и никого не могли найти. И тут в молодежной редакции вспомнили обо мне: приехали на фабрику режиссер Валентин Кузьмич Строков и его жена ассистент режиссера Лидия Петровна. Они сказали, что вечером я должен открывать программу телепередач.
- То есть опять в прямой эфир?
- А другого тогда и не было. Передо мной поставили задачу: надеть костюм, взять бумажку в руки и прочитать программу телепередач. Когда вышел в эфир, сказал "кот у бАтах" вместо "кот у бОтах" (кот в сапогах), "кнiжная пАлiца" вместо "палIца" (полка). После эфира ко мне подошел главный режиссер Сергей Павлович Остроумов и удивленно спросил: "Так вы не знаете языка? Вы - смелый человек. И мы вас берем. Только срочно учите белорусский!" 24 ноября 1966 года я был зачислен в штат Гомельской студии ТВ диктором-стажером.
- Ваш случай может послужить примером для подражания многим желающим попасть на ТВ: мол, там всему научат.
- В ту пору не было даже профессиональных операторов, не то что дикторов. Нынче - иначе.
- То есть сейчас наше ТВ достаточно профессионально?
- В телевидении, как посмотрю, разбираются все, так же, как в медицине и музыке. Но многие не понимают, что это очень тяжелая работа. Меня коробит, что молодежь стремится попасть на экран, но с одной целью - прославиться и получить высокий гонорар. А когда я начинал, у меня была зарплата 70 рублей. Кроме того, я учился. И получал 40 рублей стипендии. Но все это давалось с трудом. Не даром.
- А что вы оканчивали?
- Гомельский университет, факультет физвоспитания. Я занимался легкой атлетикой. Был в сборной области. И учась на стационаре, работал на ТВ.
- Вы затронули вопрос денег: но без них ведущий, к примеру, не сможет прилично одеться. А это важно для его имиджа, авторитета канала. И тогда, и сейчас.
- Согласен. Хотя сейчас мы покупаем одежду для ведущих. Даже обувь. Специально для работы в кадре.
- Незаменимые люди на телевидении есть?
- Какое-то время я чувствовал себя незаменимым. До 1971 года работал в Гомеле диктором. Вел все программы там, где нужна была мужская физиономия: репортажи из колхозов, с заводов. Выезжала ПТС, и я выходил в прямой эфир. Сотни программ пришлось провести. Приходилось иногда читать новости и на радио. Одно время там также не было подходящего мужского голоса. К нам приезжали заниматься дикцией такие корифеи из Москвы, как Виктор Балашов, Нонна Бодрова. Нынешним ведущим эти имена ничего не говорят, а для нас это были безупречные авторитеты - дикторы Центрального телевидения. Очень много занимался со мной постановкой голоса Остроумов.
- Кстати, а как белорусский язык выучили?
- Мне помогали коллеги - Майя Прокопенко и Валя Шишкова. Я учил по словарям, читал газеты вслух у зеркала. На протяжении как минимум года втягивался. Без усидчивости ничего не получилось бы. Но если на меня сделали ставку - пришлось доказывать, что не ошиблись. Кстати, позже, уже в Минске, я заставил перевести спортивные репортажи БТ на белорусский язык. Точнее, было много писем от зрителей, почему белорусские комментаторы не ведут передач на белорусском языке. И уже в 1981 году в эфир пошли репортажи на "мове". Начинали это дело Володя Новицкий, Сергей Новиков и другие ребята.
- Почему из Гомеля вы переехали работать в Минск?
- Все случилось спонтанно. В 1971-м после университета я ушел в армию. Отслужил год, а когда вернулся, мое место на телестудии уже было занято.
- А что, вы не могли "отмазаться" от армии как незаменимый специалист?
- Не хотел "отмазываться". Хотя у меня уже и дочь была. Считал: надо служить. И честно отдал долг Родине - рядовым. А когда вернулся на ТВ, стал редактором-комментатором. Вел передачи, сам начал делать программы: "Телеприемная горисполкома", "За безопасность движения", "Телезритель поднимает вопрос". И в 1977-м поступил на заочное отделение факультета журналистики БГУ. В 1983-м его окончил. А пока приезжал в Минск на сессии, меня приметили на БТ. Пригласили для работы в главной телестудии республики. 13 августа 1979 года был подписан соответствующий приказ. В следующем году проходила Олимпиада, и под нее создали дирекцию спортивных программ, которую я возглавлял до 2002 года.
- Как вы освещали Олимпиаду-80?
- Готовили дневники соревнований, выпускали программу "Кто ты, олимпиец-80?", в которой рассказывали обо всех белорусах, выступавших в сборной Советского Союза. Подготовили презентационный фильм о Минске, который показывали по Центральному телевидению. Cделали большую итоговую передачу "Твои герои, Олимпиада".
- А эти записи сохранились?
- В архиве БТ лежат до сих пор. Когда в Москву мотался перед Олимпиадой 1980-го, то переписал на ЦТ несколько бобин кинохроники, начиная с Олимпиады 1952 года в Хельсинки, где впервые принимала участие советская команда. Сейчас бы это вряд ли, наверное, так легко удалось сделать. А тогда для нас были открыты все двери. Перед Олимпиадой мы сделали программу "Эстафета пяти колец", в которой рассказали о победах белорусов в прошлых Олимпиадах. Уже в 1960 году первое "золото" взял Олег Караваев в борьбе, Леонид Гейштор и Сергей Макаренко в каноэ-двойке.
- С 2006 года вы возглавляете главную дирекцию телепроизводства. Как создаются программы?
- Под каждый проект создаются временные творческие группы. Худсовет принимает решение: одобрить или нет то или иное творческое предложение. Автор высказывает пожелание, с каким режиссером, редактором, ассистентами хочет работать. В одной творческой группе бывает до 40 человек. Телевидение - это коллективная работа. У тебя может быть собран прекрасный материал, но, не имея хорошего режиссера, не сможешь красиво воплотить идею. В то же время из слабого материала с помощью режиссера можно вытащить любой проект.
- Какими программами вы гордитесь?
- "Белорусское времечко". Мне посчастливилось вместе с коллегами начинать эту программу. "Добрай ранiцы, Беларусь!" создавалась в середине 90-х в спортивной редакции, когда телерадиокомпанией руководил Григорий Леонидович Кисель. Он тогда поддерживал многие наши начинания.
- Ваш сын Денис возглавляет дирекцию музыкальных и развлекательных программ Белтелерадиокомпании. Это начало телединастии?
- "Династия" - слишком громко звучит, но действительно вся наша семья увлечена телевидением. Дочь Наталья - завотделом телеканала "Беларусь-ТВ". Внучка Алина - студентка 2-го курса Института журналистики БГУ. Знаю, что многих бесит "семейственность" Шпитальниковых. Но что поделаешь? Рабочая династия может быть, а журналистская - нет? Хотя я себя не считаю основоположником семейной традиции. Смотрю глубже: папа был политработник, и я его также отношу к журналистской братии. Мама работала учителем русского языка и литературы.
- То есть вы считаете, гены многое предопределили? А как же ваш уклон в медицину, спорт?
- Это были увлечения, которые не изменили основной линии жизни. А о ней я задумывался еще в детстве: неужели умру безвестным человеком? Я старался что-то сделать для общества, не превратиться в пылинку. Может, поэтому начал писать стихи, которые проторили мне 45 лет назад путь в "Телевизионный клуб молодежи". Но я вовремя ушел из кадра, еще в 80-е. Это надо уметь: найти в себе волю уступить место молодым. Цепляться за все, что попало, чтобы только побыть в эфире, - это плохо. Кредо моей жизни: не позволяй унижать себя, но и не позволяй себе унижать других, идти по головам. Поэтому пусть у меня немного друзей, но добрых знакомых, приятелей - сотни и тысячи. Это люди, которые остаются и добрыми приятелями нашего телевидения.