Перед Днем Победы в стране широко отмечается 70–летний юбилей легендарной фронтовой 26–й воздушной армии. Размах торжеств объясняется несколькими причинами. Во время Великой Отечественной войны летчики армии доблестно воевали в ключевых сражениях: в Сталинградской и Курской битвах, при освобождении Украины, Беларуси и Польши, в Берлинской наступательной операции. После войны армия, входившая в состав Белорусского военного округа, была самой мощной и наиболее современной авиационной структурой на территории СССР. В этих частях служили лучшие советские асы, их в первую очередь перевооружали новейшими самолетами. Наконец, 26–я армия послужила основой для формирования Военно–воздушных сил независимой Беларуси.
В минском Доме милосердия состоялось одно из мероприятий, приуроченных к юбилейным празднованиям. Главным героем события стал летчик и скромный человек — Николай Мочанский. Поводом для встречи послужила презентация документальной повести Натальи Салук «Николай Мочанский: «Взлет разрешаю!». Мероприятие, скорее камерное, своим присутствием почтили высокие гости: летчики–космонавты, дважды Герои Советского Союза Петр Климук и Владимир Коваленок, председатель Мингорисполкома Николай Ладутько, бывший командующий 26–й армией и действующий советник генерального директора авиахолдинга «Сухой» Анатолий Малюков...
Тираж издания тоже скромен: 500 экземпляров. Отчего же к нему такое внимание? Николай Мочанский предстает как своего рода посредник–медиум. В каждой из глав книги он рассказывает о великих личностях, с которыми сводила его судьба и служба. Те, в свою очередь, тоже рассказывают и вспоминают. Перед нами — история авиации, сначала советской, а теперь и белорусской. История подробная, иллюстрированная, увлекательная.
Герой книги и сам по себе личность незаурядная. Вот что сказал о нем протоиерей Федор Повный, настоятель прихода в честь Всех Святых в Минске: «Мое послушание как священнослужителя когда–то проходило в Лейпциге. Недалеко от города служил и Николай Петрович. Мы познакомились, подружились и много проектов реализовали совместно. Мочанский был первым, кто в эскизах увидел будущий Дом милосердия, кто поддержал проект и поверил в него. Когда он вернулся из Германии, вместе и начали его реализовывать. Вот почему мы собрались здесь».
Другие участники встречи подчеркивали, что именно Мочанскому мы обязаны и нынешним состоянием Центрального аэроклуба имени дважды Героя Советского Союза С.И.Грицевца, которым летчик руководит. Заметим, летчик не бывший, но действующий. Отслужив в вертолетных частях, он уже в аэроклубе освоил спортивные самолеты и сейчас выполняет на них фигуры высшего пилотажа. Очередную комиссию прошел накануне: годен!
Через этот аэроклуб только в последние годы прошли сотни подготовленных пилотов, включая и летчиков военных: курсанты авиационного факультета белорусской Военной академии впервые познают небо тоже здесь. Беларусь — в числе трех стран бывшего СССР, которые способны самостоятельно готовить пилотов высочайшего класса. Зато музей истории авиации, созданный при аэроклубе и открытый в 2010 году, — единственный на постсоветском пространстве.
А без авиации, как известно, нет и космонавтики. Петр Климук рассказал: «Впервые я заболел небом, когда 10–летним мальчишкой по дороге в школу под Брестом увидел садящийся на летное поле серебристый МиГ–15. Подбежал, увидел пилота, который открыл кабину и положил шлем на крыло...» Председатель Федерации космонавтики России Владимир Коваленок обещал, что очередной — уже третий! — белорусский космонавт полетит в космос 15 сентября. Чуть раньше в полет отправится белорусский спутник, «начинка» которого — тоже наша.
Вот каковы здесь взаимосвязи: романтическое и героическое, историческое и... практическое. Николай Ладутько признался, что впервые увидел Минск из вертолета, которым управлял именно Мочанский. А сейчас даже главы районных администраций Минска регулярно совершают облеты города — так лучше видны результаты их работы. Председатель Мингорисполкома заверил, что перенос аэроклуба и строительство жилья на его территории не планируется. Аэроклуб будет развиваться и благоустраиваться — на пользу авиации, гражданам, стране.
Конечно, зашла речь и о патриотическом воспитании. В сущности, именно об этом говорили во время всей встречи. Очевидно, что пришло время наполнять понятие новым смыслом и содержанием. Тем более что кто–то пытается искать это содержание в давних веках, тогда как люди, формирующие достойную белорусскую идентичность, доблестные герои и труженики — среди нас.