Круговорот товаров в природе. 21.by

Круговорот товаров в природе

21.02.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В январе торговля сняла сладкие сливки с потребительского рынка. Продовольствия в розницу продано на 14 процентов, промтоваров — на 26,5 процента больше, чем год назад. Неплохо. Значит, есть деньги и спрос. Товаром месяца можно назвать телевизор. Рекордный рост продаж — 68,2 процента. Также почти наполовину больше в январе 2013–го мы покупали парфюма и косметики, нижнего белья, на четверть — моющих средств, чулок–носков. На ура шли фрукты, конфеты, яйца. Что, собственно, неудивительно для начала года с чередой приятных новогодне–рождественских праздников.


Но есть ложка дегтя в этой бочке янтарного меда. Товарооборот растет, а доля белорусских изделий в нем продолжает снижаться. Итог января: местных продуктов питания куплено не 84,1 процента, как год назад, а 82,5 процента. С промтоварами еще печальнее: с 61,5 процента съехали на 55,9. Только каждый четвертый проданный телевизор — свой. Хотя в январе прошлого года 43,5 процента аппаратов были с наших конвейеров.


Исследуем настораживающий рейтинг дальше. На 4 процентных пункта уменьшилась доля в товарообороте безалкогольных напитков, почти на 9 — кондитерских изделий, на 6 — фруктовых соков. Год назад под нашими брэндами реализованы две трети стиральных машин и почти 80 процентов холодильников с морозильниками. Сейчас — 49 и 72,8 процента соответственно. Падает спрос на верхнюю одежду, трикотаж, чулки–носки, обувь, стройматериалы, моющие средства и косметику с парфюмерией. Можно упрекать промышленность. Мол, недотягивает по качеству, дизайну и ассортименту. И это в определенной степени правда. Однако нельзя не замечать и некоторых очевидных нюансов развития ритейла.


Анализируя цифры Белстата, получила удивительно созвучное теме коллективное письмо. В нем 80 подписей жителей Молодечно и Вилейки и немало любопытных суждений. Процитирую.


«Некоторое время назад в стране провозглашена либерализация хозяйственно–экономической деятельности. Государство создало максимум льготных условий для инвесторов. Это очень хорошо. Тогда у нас появилась надежда, что для наших предприятий «Электромодуль», «Спутник» и «Зенит» найдутся новые, более эффективные хозяева. Но «Спутник» закрыли. Проходную «Электромодуля» продали. Чего не скажешь о торговле. В основном зарубежные инвесторы быстренько реконструировали старые магазины, настроили новых. Наши супермаркеты приобрели западный лоск. Но ведь и импортный ассортимент тоже. В абсолютном большинстве учредители новых магазинов — иностранцы, налог на прибыль и дивиденды они платят по адресу владельца объекта, а не по месту нахождения в Вилейке или Молодечно. Прибыль уходит из районов, да и из страны.


Предоставив льготы, что мы получили в итоге? Созданы новые рабочие места? Но при этом ликвидированы старые на других предприятиях, не выдержавших конкуренцию сетевиков. Ведь численность населения наших районов не увеличивается. И если в одну торговую точку пришло больше покупателей, то другая их наверняка недосчитается. И не факт, что конкуренция — честная. Иностранные ритейлы, имея сотни магазинов, могут договориться о максимальных скидках. Им все равно, шоколадку «Коммунарки» или «Нестле» продавать. Зато нашему производителю не все равно, если его конкурентам отдают предпочтение. Так и до разорения недалеко. Полагаем, что проблема стала настолько серьезной, что нельзя не вмешиваться в ситуацию. Возможно, резвость иностранных сетевиков стоит ограничить, например, увеличением местных налогов — на недвижимость и землю. Иначе каждый рубль, который покупатель принесет в гипермаркет, уйдет в карман инвестору, потом за рубеж. Вполне возможно, что, совершив кругооборот, он вернется обратно. Но уже в виде кредита. Кстати, валютного».


Не под всем сказанным авторами по поводу, так сказать, мер воздействия готова подписаться, но в целом суждения не лишены оснований. И что–то делать с очевидной монополией сетей надо. Ведь забегая в соседний супермаркет, вы точно не будете отыскивать среди множества других именно отечественный товар. Берусь утверждать: возьмете тот, который подвернется под руку, особенно если он на виду и предлагается по хорошей цене. Сама так делаю. И ловлю себя на мысли: как–то так складывается, что в гипермаркетах, принадлежащих зарубежным компаниям, на виду и по хорошей цене оказывается именно импорт. Может, это и закономерно?

Автор публикации: Аэлита СЮЛЬЖИНА

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика