В Беларуси рынки труда и образования — параллельные миры. 21.by

В Беларуси рынки труда и образования — параллельные миры

22.07.2014 10:44 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Системе высшего образования Беларуси требуется гармонизация профессиональных и образовательных стандартов — чтобы рынки труда и образования перестали быть параллельными мирами. Для этого, считают эксперты, необходимо активно создавать профессиональные стандарты с участием заинтересованной общественности и принять национальную рамку квалификаций.




Конфликт, сталкивание двух реальностей — образования и рынка труда — происходит как на микро-, так и на макроуровне, отметил на круглом столе в Минске эксперт в сфере образования Андрей Лаврухин.

«На микроуровне это выражается разочарованием молодых специалистов, которые выходят на рынок труда и осознают, что обладают не теми знаниями, которые там необходимы. И сетуют на невостребованность полученного образования на рынке труда», — сказал эксперт.

«На макроуровне это проявляется диспропорциями в экономике. Уже и государственные служащие констатируют «перепроизводство» одних кадров и дефицит других, а работодатели жалуются на неадекватные практическим задачам знания и компетенции выпускников. Таким образом, устранить диспропорции — означает ответить на насущные требования времени», — считает Андрей Лаврухин.

Работодателей не устраивает качество подготовки выпускников, подчеркнул председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства и председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин.

Вызывают вопросы содержание программ, по которым готовят студентов: «Компетенции, необходимые студентам, должны обсуждаться с работодателями. Учить студентов необходимо на перспективу — как минимум на пять лет вперед. Пока же из вузов выпускается молодежь, которая порой не имеет представления о производственном процессе, о трудовом режиме и об общественной деятельности».

«Боюсь, мы воспитали касту балбесов, которым вообще трудно начинать работать, — с сожалением отметил Владимир Карягин. — Меня беспокоит, что около 70% выпускников не заработали за пять лет учебы ни одного рубля, им все достается даром. Эти люди не будут конструктивными в будущем. У многих выпускников нет навыков владения менеджментом и самостоятельной работы. Студенческое самоуправление очень слабое, поэтому студенты не могут донести свое видение учебного процесса».

Надо сказать, что и работодатели не могут этого сделать в силу ряда причин, главная из которых — отсутствие действенного механизма влияния на образовательный процесс. Как результат — бизнес неактивен в выработке профстандартов. Хотя среди предложений Ассамблеи деловых кругов по изменению бизнес-климата сформулированы и подходы к изменению учебных программ, актуализирована необходимость создания центра компетенций.

Однако дальше слов дело не пошло, хотя «работодатели знают потребности рынка труда и могут сконструировать учебный процесс более эффективно», отметил Владимир Карягин.

В принципе, у работодателей есть инструмент влияния на учебный процесс — это участие в советах вузов. Причем, обратил внимание член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев, механизм участия работодателей в работе советов предусматривает заявительный принцип, «в отличие от участия, например, студентов, для которых есть порядок выборов и квота».

«Казалось бы, это возможность сделать так, чтобы голос предпринимателей был услышан академическим сообществом, которое очень консервативно и мало заинтересовано в развитии», — отметил Дунаев.

Однако пока участие представителей бизнеса в работе советов вузов — скорее исключение, чем правило. Возможно потому, что ректораты чаще всего воспринимают бизнес не как партнеров, а как дойную корову, отметил Владимир Карягин.

Кроме того, для работы в советах вузов необходима мотивация, определенная квалификация и опыт сотрудничества с учреждениями образования.


Что делает для изменения ситуации государство?

Принято постановление Совета министров «О некоторых вопросах развития национальной системы квалификаций Республики Беларусь» (№ 34 от 17 января 2014), которое поставило перед Министерством труда и соцзащиты задачу апробировать на протяжении 2014 года новую систему квалификаций в двух пилотных секторах экономики — информационных технологий и государственного управления.

«Успешное решение поставленных в документе задач напрямую зависит от эффективности взаимодействия всех социальных партнеров в планировании, управлении и оценке результатов высшего образования», — отметила эксперт Общественного Болонского комитета, кандидат медицинских наук Ольга Крыжановская.

По ее мнению, это правительственное постановление предлагает «достаточно бессистемный, длительный по времени и малоэффективный по конечному результату путь».

При этом у Беларуси есть возможность использовать дающий результат международный опыт. В частности, опыт Великобритании, система профстандартов которой признана одной из лучших в мире и использует рациональный подход, подразумевающий взаимодействие всех участников системы — работодателей, студентов, вузов. В Великобритании «создано взаимодействие субъектов с четким разделением функций между ними, а также независимый институт контроля, который позволяет обеспечить качество профессиональных стандартов».

В этом вопросе Беларусь находится в числе отстающих, причем не только среди стран Европы, но и стран Таможенного союза.

Так, в России к 2015 году должно быть утверждено 800 профессиональных стандартов, значительная часть из них уже разработана. В Казахстане также активно ведется разработка профессиональных стандартов, начата работа по созданию независимых центров подтверждения квалификации. Как результат — в 2013 году было разработано 257 профессиональных стандартов, в текущем планируется еще 147.

А в Беларуси результаты пилотного проекта планируется представить лишь к декабрю 2015 года. Таким образом, отметила Ольга Крыжановская, ни о программноцелевом, ни о системном подходе к профессиональным стандартам речь не идет:

«Роль работодателя, модель взаимодействия участников процесса неясна. Учитывая темпы разработки профессиональных стандартов в Беларуси, можно прогнозировать, что они устареют раньше, чем на предприятия попадут кадры, подготовленные по образовательным программам на их основе. Тем более что в Беларуси нет отраслевой статистики по потребности в кадрах, не говоря уже о серьезных прогнозных исследованиях. Нет в учреждениях образования и преподавателей, готовых преподавать по новым образовательным программам».

У эксперта складывается впечатление, что «вместо системного подхода к разработке образовательных стандартов и формирования национальной рамки квалификаций мы получаем имитацию деятельности».

Отметим, что разработка национальной рамки квалификаций является составляющей Болонского процесса.

«Можно сказать, что рамка квалификации нужна для того, чтобы студент не был обречен учиться тому, что считают нужным его преподаватели. Фактически все идет к тому, что вузы должны подстраивать образовательные стандарты под требования работодателя», — подчеркнул Владимир Дунаев.

Эксперты уверены — если не будут приняты срочные и действенные меры по разработке национальной рамки квалификаций и профессиональных стандартов, то дисбаланс, существующий между рынками труда и образования, усугубится.

Возможные негативные последствия разобщенности рынка образования и рынка труда — рост дипломированных безработных, отрицательное сальдо образовательной и трудовой миграции.

В таком случае Беларуси грозит «потеря национальной конкурентоспособности», считает Владимир Карягин.

«Мы будем отставать, проседать по всем отраслям, где сегодня у нас есть прорыв, переходить на вторые, третьи, четвертые роли. В настоящее время в системе образования не генерируется новизна, мы теряем время», — подчеркнул эксперт.



Елена СПАСЮК

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Работодателей не устраивает качество подготовки выпускников…
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика