Моя обязанность — создавать время. Беседы с Мастером
24.03.2016
—
Новости Общества
|
НАЧАЛО В НОМЕРЕ ЗА 21 МАРТА Дух — основа жизни — Михаил Андреевич, на ваших полотнах — мадонны, партизаны, Купала, Колас, подпольщики, хлебопашцы, защитники страны… Им в жизни помогал их дух. Вы же — один из немногих белорусских и российских мастеров, кто сохранил свою индивидуальность, остался верным себе и творчеству и в годы перестройки и последующих перемен, приведших к развалу некогда мощной единой страны. Власти приходят и уходят, а вы, Михаил Андреевич, были и остаетесь крупнейшим художником современности, создавшим шедевры живописи XX века. Хочу спросить вас о духовности и ее антиподе — бездуховности. На мой взгляд, дух многих современников уж больно ослаблен, присмирел. Часто торжествует бездуховность, ее потоки льются с экранов ТВ и кинематографа, со страниц книг, газет, журналов, со сценических площадок. Падает уровень культуры, особенно поведенческой. И пример тому — трагическая гибель 53 юношей и девушек на Немиге в мае 1999 года. Их никто не убивал — они раздавили сами себя. Кто же виноват? Не та ли бездуховность, низкая поведенческая культура, мышление толпы?.. — Остановлюсь на вашем примере. Это прежде всего неорганизованность, бескультурье. Это результат насаждения у нас западной масскультуры, которая не имеет никакой основы, никаких традиций, тем более народных. В искусство вмешались политики, а это оказало психологическое воздействие на музыку, литературу, на искусство в целом и привело к вытеснению из людей человечности, создало условия для распущенности до уровня животного состояния: любое стадо скота способно раздавить как отдельных животных, так и часть стада. Поведение толпы непредсказуемо и опасно. Здесь важно сохранить в себе человеческие качества, удерживать себя от поведения стихии толпы. В приведенном выше примере молодые люди раздавили сами себя. Это недопустимо! Молодых людей погубило бескультурье. Теперь о духовности и о духе. Духовность надо понимать скорее как наполнение человека большой целью, его жизненной устремленностью. Она бывает меньшей, бывает большей, когда человек — нравственный, воспитанный и сформирован своей культурой, своим христианским укладом жизни и мышлением. Человек имеет свою миссию — то, зачем он живет. Он обязан чаще корректировать свое поведение. Великий писатель и философ Лев Николаевич Толстой всю жизнь спрашивал себя: «Так ли я живу?». Если человек наполнен этой целью жизни, то это и есть сила его духа. Его нельзя сломать — я это знаю по себе, по жесточайшим истязаниям в фашистских лагерях военнопленных, куда я попал после многомесячной защиты Севастополя в 1941–1942 гг. В фашистских застенках выживали те, кто имел сильную волю и крепкую силу духа. Мы не только выживали, но и боролись! Устремление человека к намеченной цели и есть дополнительный, но сильный импульс к наполненности человека Духом. Отсюда и его духовность, служение людям, стремление не к животному потреблению, а к отдаче. Человек отдает свои знания, свой опыт, умение и при этом стремится пополнить эти знания, опыт и умение, то есть он совершенствует себя. Это и есть Человек — носитель высокого духа! Я с детства мечтал стать художником, много рисовал, полагая, что отслужу армию и потом буду учиться. Но так случилось, что я служил в армии семь лет! Участвовал в обороне Севастополя, был контужен, попал в плен, а потом в концлагеря… Я был исполнен уверенности (даже тогда, когда смотрел на себя и видел скелет), что Родина останется Родиной, что у Гитлера никогда не будет победы. Никогда! Исполнен был всеми фибрами души желания сопротивляться и выстоять. Это неодолимая сила — убеждение и вера. Так и для достижения цели необходимы убеждение и вера, необходимо честно выполнить свой долг ради цели. Для меня не столь важно, какая политическая сила управляет народом. Моя обязанность — создавать время, делать искусство, взять предмет изображения и дать ему вторую жизнь. Я могу взять сегодняшний предмет и дать ему вторую, полную и долгую жизнь, хотя этот предмет живет короткое время. Все живет короткое время. Как говорили древние мудрецы, Memento mori — «Помни о смерти». Я могу взять прошлое, например Великую Отечественную войну, войну 1812 года с Наполеоном или отсечение головы Иоанну Крестителю, взять любого человека и дать вторую жизнь, то есть запечатлеть то или иное историческое событие на полотне. Все это делается с определенной целью: внушить людям необходимость добра и обязательно показать суть зла в любых его проявлениях. Назначение искусства, а оно является носителем духовности, — это формирование Человека, то есть формирование нравственности, трудолюбия, порядочности человека, который должен стать личностью, занять свое место в жизни, свою нишу в обществе. Приведу лишь один пример. Художники жалуются сейчас (как и в любое другое время), что вот, мол, они сидят, «вкалывают», а никому это не надо… — И в самом деле, Михаил Андреевич, искусство часто не востребовано! — Да, кому оно нужно? Была такая беседа у великого Родена, когда скульптор Бурдель жаловался, что искусство — каторжный труд и кому оно только надо? Роден ему ответил: «Художники существуют для того, чтобы быть живым примером, показать, как надо жить и трудиться. Трудиться с полной отдачей сил, трудиться творчески. Даже если этот труд не востребован, то сам факт такого труда есть пример необходимости». Собственно говоря, это было присуще всем великим людям. Я не думаю, что Бетховен, создавая свои величественные и трагические симфонии, задумывался над тем, будет это музыкальное произведение востребовано или не будет. Или Иван Бунин. Разве он писал по заказу? Нет. Задумывался ли Бунин над тем, что его рассказ или повесть не будут востребованы? Важно знать все о предмете искусства или литературы, спрашивая себя: что подать людям? Что управляет искусством, духовностью? Необходимость творить, делать свое дело. Мои нынешние работы меня не кормят, а наоборот, они много «поедают». Тем не менее моя работа не прерывается. Невозможно представить художника Савицкого в состоянии праздности. Он — непрерывно в работе над картиной, в работе мысли. — Вы на своих незаконченных полотнах изображаете что-то трагично-философское: Иоанна Крестителя, убийство Правды… Две ваши работы, точнее их замысел, родились спонтанно или вы к ним долго шли? — Произошли политические события, которые стали катастрофой, особенно в искусстве и литературе, для меня, для писателей, для всего народа. Это разрушение великой Родины, которую Рейган когда-то назвал империей зла, хотя на самом деле именно Америка является империей зла. Советский Союз имел высочайшую форму интеграции народов, чего не имела ни одна империя — ни Англия, ни США, ни Франция, ни Германия… Значит, Советский Союз — это не империя! Но вся беда в том, что, начиная с революции, с которой не справился капиталистический мир, разрушалось это молодое государство. Сейчас отдельные политики говорят, что при Сталине, дескать, были враги народа, шпионы, диверсанты. Теперь можно с полной уверенностью сказать: Сталин был прав! Сейчас открыто действуют воры, диверсанты, грабители, кто угодно — разрушая Россию. Они были и тогда, при Сталине, есть и сейчас. После подписания Ельциным, Кравчуком, Шушкевичем, Бурбулисом и Ко того Беловежского соглашения началось разрушение мощного государства, его культуры и духовности. Народы познали и сокращение населения, и безработицу, и голод, и нищету, и наркоманию, и разграбление недр и достояния государства. Растет интеллектуальная и моральная деградация людей и общества. Разрушение продолжается. Разрушается и школа. Школа — важная составляющая духовности этноса. Советская школа — прекрасная школа, но она уже почти разрушена. То была школа богатой научной информации, но она недостаточно воспитывала человека как такового, иными словами — не формировала его в соответствии с природными склонностями или дарованиями. А ведь каждый ученик — это человек со своими взглядами и предрасположенностью. И школа обязана это знать и развивать эти наклонности и способности учащегося. — Сейчас этого нет? — Нет. Разрушены даже школьные программы научной информации советской школы. Посмотрите, даже финансирование школ идет по-разному: деньги налогоплательщиков распределяются неравномерно: в одной школе — одна сумма финансирования, в соседней — другая. Районо решает, кому сколько дать: школе, где директор очень покладист, — больше денег. Расходы на образование — разные! Почему? Никто ответа не дает. Это неправильно и вредно! Серьезным ударам подверглась и наука. Когда Академию наук нашей республики возглавлял Николай Александрович Борисевич, талантливый ученый-физик, то в ее составе функционировало более тридцати научно-исследовательских институтов, несколько опытно-конструкторских организаций, в которых трудилось около 20.000 человек, из них более 2.000 кандидатов и 300 докторов наук, десятки лауреатов Ленинской и Государственной премий. Имелись республиканские школы по важнейшим направлениям фундаментальных исследований, в том числе и на мировом уровне. Это был мощный интеллектуальный потенциал нашей республики! Где теперь весь этот рожденный в советский период научный потенциал? Это же богатство народа! Разрушили мощное государство, разрушают и науку. А ведь в 1950–1970-х годах советская наука была одной из передовых в мире. Свидетельство тому — первый искусственный спутник, первый в мире космонавт Юрий Гагарин, серьезные открытия в области лазеров, атомной энергетики, электроники, космической техники. Хотя не все отрасли науки получали достойное финансирование: мало вкладывалось средств в медицинскую науку, в промышленность бытовых приборов и так далее. — Давайте, Михаил Андреевич, вернемся к разговору о школе — первооснове науки. На мой взгляд, школьные программы и сегодня, после доработок, остаются «сырыми», не доведенными до нужной кондиции, с большим числом ошибок, искажений и неточностей, диаметрально противоположных суждений, в которых часто недостает исторической правды. Все меньше и меньше в них элементов культурного и эстетического воспитания. — Продолжается, увы, процесс фальсификации общей истории, истории Беларуси. Какой-нибудь самовлюбленный «глашатай» словесного жанра, например небезызвестный Радзинский, позволяет себе панибратски, амикошонски говорить о Пушкине, о Сталине, о других видных деятелях прошлого, будто бы он — свидетель тех давних дней и поступков великих! Однако этот «свидетель», перекопавший все белье — и грязное, и чистое, является простым любителем подглядывать в замочную скважину. Его сообщения — непрерывная цепь абсолютных фальсификаций и подтасовок фактов. Анекдоты на историческую тему Радзинский выдает за истину. Вообще, нынешнее российское ТВ — ложь, измышления и вымыслы журналистов, редакторов и всей телевизионной братии. Даже информация о событиях преподносится с определенных позиций, односторонне, необъективно… Нет в эфире ее величества Правды! Нет! Вы, Анатолий Константинович, спрашиваете: почему родилась работа «Убийство Правды. XX век»? Правда убивается ежедневно! Самое начало массовой преступности — это ложь! Самое первое преступление, кажущееся маленьким, — это ложь! На самом деле ложь — достаточно большое преступление. Известная часть нашего общества страдает лживостью. Даже государственная информация по государственному ТВ лжет! Это невероятно, но факт! Двадцать лет назад СМИ тоже критиковали, но за небольшие неточности и упущения. Теперь же государственные средства информации — носители лживой информации. А что творится с присуждением различных премий и наград! Самый великий актер — Хазанов! Самый великий писатель современности — Жванецкий! Они, повторяю, не сходят с экранов. Но нет на экранах выдающихся писателей России: Валентина Распутина, Юрия Бондарева, Василия Белова. А ведь Валентин Распутин — совесть России! Недавно ушел от нас великий композитор XX века Георгий Васильевич Свиридов, создавший много прекрасных произведений — таких, что, когда слушаешь их, даже сердце замирает от чарующих звуков. А его марш и вальс к кинофильмам по повестям Пушкина — великолепны! Пронизывают душу насквозь! Спросим себя: часто ли российское ТВ представляло классическую музыку талантливейшего композитора России и его самого, Георгия Свиридова? Увы, нет! А СМИ годами специально умалчивали, прятали от российского народа его сочинения. Есть прекрасный дирижер — Владимир Федосеев, руководитель Симфонического оркестра России. Но его мы почти не видим на ТВ. Да это и понятно: не пустят талантливых русских писателей, композиторов, музыкантов на экраны, забитые программами, растлевающими не только плоть народов недавнего Союза, но и дух! К счастью, не всегда им это удается! Михаил Савицкий умолк; в мастерской наступила тишина, но мысль Мастера продолжала трудиться; морщины сделались гуще и темнее… — Пушкин… Теперь и о нем не так часто говорят по ТВ. Теперь самый великий поэт после Пушкина — Иосиф Бродский! Ранние его стихи были интересны. Начинал он с подражания русской поэзии, были у него хорошие стихи. Последние же его стихи, за которые он получил Нобелевскую премию, проникнуты ненавистью к русскому народу, к России. Это не стихи, а озлобленное рифмоплетство, разрушающее дух. Анатолий Сульянов ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ… Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
НАЧАЛО В НОМЕРЕ ЗА 21 МАРТА Дух — основа жизни — Михаил Андреевич, на ваших полотнах — мадонны,...
|
|