Старые Дороги: маленький город с большой историей. 21.by

Старые Дороги: маленький город с большой историей

12.11.2016 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Здесь — один из красочных уголков Беларуси. Вековые хвойные леса и белоствольные берёзовые рощи, россыпь клюквы на болотах, чистые голубые озёра манят своим неповторимым великолепием. И создают отличительный во всей своей привлекательности образ края, через который когда-то проходил путь из варяг в греки.

…Впервые как поселение этот нынешний райцентр Минщины упоминается в исторических документах 1524 года.

Заселены были эти места еще в глубокой древности. Подтверждением тому служат археологические находки, обнаруженные на территории Стародорожского района. В Языле и Щитковичах найдены каменные топоры, датируемые II тысячелетием до нашей эры. Возле деревень Новые Исаевичи и Осовей археологами выявлены укрепленные городища. Сохранились и захоронения ХІ–ХІІІ веков нашей эры.

Развитие района в первую очередь было связано со строительством почтовых дорог. По указу Петра I через те места прошел Московско-Варшавский тракт. Через леса и болота приходилось строить гати. С того времени деревню у старой гати и стали называть Старые Дороги. А чтобы не было путаницы, поселение, возникшее восточнее (у новой гати), — Новые Дороги.

Деревенская захолустная жизнь продолжалась здесь до середины XIX века. А после отмены в 1861 году крепостного права помещики начали открывать фабрики. Так был создан смоль-скипидарный завод. В 1893 году возникли лесопильные и фанерные заводы… Был дан импульс довольно интенсивному росту населенного пункта.

28 декабря 1896 года первый железнодорожный состав прошел до станции Старые Дороги. К 1904 году железнодорожная ветка протянулась к Верхутино и дальше на Уречье. По ней лесоматериал увозили в Германию.

По данным переписи 1897 года, в Старых Дорогах проживали 2.000 человек.

С конца 1904 до весны 1905 года территория Стародорожчины была охвачена революционным движением…

В ноябре 1917 года здесь установилась советская власть. За победу Октябрьской революции сражались и жители района. Так, старшим радистом крейсера «Аврора» служил Антон Мельник — уроженец деревни Залужье.

Глубокий след в истории этого края оставила Великая Отечественная война. В первые же ее дни районный комитет партии и райисполком осуществили эвакуацию людей, хозяйственных ценностей, важной документации.

Сотни людей призывного возраста мобилизовал на фронт райвоенкомат. Все были охвачены желанием остановить гитлеровцев и разбить их.

Немецко-фашистские захватчики, заняв район, установили и здесь «новый порядок»… В Старых Дорогах образовали свою администрацию, районную и городскую управы. В поселке разместилась военная комендатура, в здании нынешней типографии находилась тюрьма.

Массовые аресты и расстрелы жителей продолжались в течение всего периода оккупации района.

И с первых ее дней здесь заявили о себе подпольные группы противодействия врагу, состоявшие из местных патриотов‑

смельчаков.

Недалеко от Старых Дорог — в деревне Слободка — жили братья Жуковы. Один из них, Исаак, хорошо знал лес. Он выводил тайными тропами красноармейцев из окружения, собирал и прятал оружие.

В середине 1942 года подпольным обкомом здесь был организован отряд «Народные мстители». Вскоре подпольщики разгромили немецко-полицейский гарнизон в деревне Синегово. В один из дней в ходе боя были убиты 28 гитлеровцев и их прислужников, захвачены боеприпасы.

21 марта 1943 года был создан Стародорожский подпольный райком партии. Отряд «Народные мстители» к тому времени насчитывал 273 бойца. Он был реорганизован в партизанскую бригаду № 100 «Смерть фашизму» (позже переименованную в бригаду № 100 имени С. М. Кирова).

В апреле того же года вышел первый номер подпольной районной газеты «Красный партизан» (впоследствии «За Советскую Родину!»). На ее страницах освещались успехи красноармейцев, боевые действия партизан. Сообщалось и о зверствах оккупантов, разоблачалась лживая фашистская пропаганда. Вышло более 25 номеров этой газеты общим тиражом 21.250 экземпляров. Было выпущено также около трех тысяч листовок, 2,5 тысячи бюллетеней.

Накануне 1 мая участники подполья в Старых Дорогах вывесили красные флаги на самых приметных местах. Партизаны В. Кнарус и А. Коврей пробрались в город и установили в бане мину с кислотным взрывателем. Первомай для фашистов оказался днем справедливого возмездия: 27 гитлеровцев погибли, еще 39 были ранены.

2 августа 1943 года подпольный райком партии обсудил план развертывания «рельсовой войны». Принятое им постановление стало сигналом к действию для партизан. Только в одну ночь (с 3 на 4 августа) народные мстители уничтожили около двух тысяч рельсов на участке Старые Дороги — Уречье, взорвали водокачку на станции Верхутино.

Гитлеровцы были не просто обескуражены этими действиями — это их по-настоящему напугало. Они приняли решение вырубить вдоль путей лес, через каждые 500 метров построили вдоль железной дороги дзоты. Но партизан уже ничто не могло остановить в борьбе за свободу.

В ходе «рельсовой войны» партизанские отряды на Стародорожчине (за второе полугодие 1943 года) пустили под откос 20 воинских эшелонов неприятеля, разбили 15 паровозов, 127 вагонов с живой силой, техникой и продуктами питания, уничтожили 28 автомашин, 12 мотоциклов. Они убили 544 гитлеровца и 254 полицая, ранили — 468.

23 июня 1944 года началась операция «Багратион». Оборона противника на бобруйском направлении была прорвана. 1‑й Красноградский механизированный корпус наступал на Старые Дороги.

На рассвете 28 июня внезапно для гитлеровцев 219‑я танковая бригада и полк самоходных артиллерийских установок во взаимодействии с 32‑й мотострелковой бригадой нанесли удар с юга в направлении Старых Дорог. Противник, не справлявшийся с атаками красноармейцев, стал отходить в сторону Слуцка. Уже к трем часам дня наши войска овладели городом.

В память о погибших тогда воинах был воздвигнут памятник на братском кладбище. Рядом с ним на постаменте установлен танк Т‑34. Одна из улиц города носит имя командира 1‑го Красноградского механизированного корпуса С. М. Кривошеина.

На фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах сражалось около 5.000 уроженцев района.

За годы фашистской оккупации было расстреляно, повешено, сожжено живыми более 6.000 стародорожан…

Героическая история Стародорожчины, память о ее защитниках и жертвах фашизма, о наших невосполнимых утратах в годы войны увековечены в мемориалах и памятниках — в районе их более 170.

Во все времена стародорожане сохраняли в своих сердцах любовь к родной земле, умножали ее боевые и трудовые традиции. Район — родина трех Героев Советского Союза и девяти Героев Социалистического Труда.

…Кто хоть однажды побывал в Старых Дорогах, тот обязательно захочет вернуться сюда снова — чтобы полюбоваться прекрасными пейзажами, поблуждать по щедрым грибным местам, ознакомиться с народными традициями и богатой историей этого древнего белорусского края.

Капитан Вадим Опарин, «Ваяр», фото автора

Проводники прогресса

Интересно отметить: автобусы и автобусное движение раньше, чем в Минске, появились в городе Слуцке. «Предприятие срочного автомобильного сообщения» еще в начале ХХ века организовало автобусный маршрут Слуцк — Старые Дороги, общая протяженность которого была 47 верст. Скорость движения была 20–25 верст в час в зависимости от марки автобуса и качества дорог. А дороги тогда были донельзя разбитые, разъезженные и грязные…

Проезд в Старые Дороги из Слуцка для пассажиров первого класса стоил 2 рубля 20 копеек, второго класса — 1 рубль 80 копеек, третьего — 1 рубль. В то время, кстати, высококвалифицированный рабочий зарабатывал за день 1 рубль.

Да и первое дорожно-транспортное происшествие с участием рейсового автобуса в Беларуси случилось на Стародорожчине в 1913 году.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Здесь — один из красочных уголков Беларуси. Вековые хвойные леса и белоствольные берёзовые рощи, россыпь...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика