Еще каких–нибудь лет пять назад, когда в страну приходила зима, наступали морозы и наш футбол, как медведь, заваливался спать в берлогу, они начинали свой миграционный путь, хаотичный и беспорядочный, словно движение молекул. Футболисты, большие и малые, даже те, кто совсем недавно худо–бедно научился бить по мячу, вострили лыжи куда угодно, лишь бы только в другой чемпионат: хоть в российский, хоть в украинский. Готовы были хоть в Воркуту бежать, хоть к морю Лаптевых, на островах Северной Земли с моржами в футбол играть. Им было не важно, все равно, главное — мистер доллар. Кто платил — заказывал музыку, а наши, как умели, так и танцевали. Те, кто выучился не только бить по мячу, но и иногда попадать по нему, имели особую гордость и считали себя достойными большого футбола. Эти ехали как минимум в «Спартак» и с полным основанием полагали, что красивые глаза и вихрастый молодецкий чуб станут вескими поводами для попадания в основной состав.
В общем, в берлоге этой было такое движение, что, как говорится, гай шумел. С гиканьем футболисты разбегались прочь, сверкая пятками, от чего ворсинки медвежьей шкуры шевелились, словно поле ржи под порывами ветра, а зеркальные зайчики их пяток ослепляли и вводили его в тоску. От этой блошиной возни наш медведь дергался, шевелился и плохо спал, ему снились кошмары. Мы грустно смотрели вслед этим полчищам и мысленно молили их не возвращаться: с настроением продать себя подороже да в любые руки здесь делать нечего. Они уезжали в поисках золотого руна. Их пути терялись потом в Армении, Казахстане, Узбекистане и Азербайджане. Не одно поколение сгубило себя этими вывихнутыми приоритетами, когда требовали утром деньги, а вечером обещали станцевать. Но другие, что оставались, — подрастали. Они упорными ростками пробивали асфальт неопытности и наивности, обещая в будущем вымахать в небеса и пробить наконец этот потолок, который мы сами для себя соорудили и за пределы которого выбраться если и мечтали, то с перспективой полета в космос, когда вроде и хочется, но возможным представляется лишь лет через сто. Оказалось, не нужно ждать так долго: выросли и пробивают. Здесь и сейчас.
Наш чемпионат подрос. В нем теперь есть интрига, он рождает звезд, и они не мечтают при первой удобной возможности сверкнуть на прощание хвостом. В другие времена Павел Нехайчик и Станислав Драгун уже давно пылили бы на чужих просторах, а нынче продлевают контракты с БАТЭ и минским «Динамо». Межсезонье у нас теперь другое: берлога надежнее, а медведь жирнее. У нас нынче имеется целая плеяда молодых и амбициозных тренеров и команд шесть — не меньше — из числа тех, кто в новом сезоне громко обозначит своей целью борьбу за медали. И не просто так брякнут, а с основанием. Остальные шесть эти планы не обозначат, чтобы не сглазить, но будут их иметь и тихо к ним стремиться. Балласта в первенстве страны по футболу не осталось, балласт сбросили за борт и лететь стало легче, веселее, чемпионат стал набирать высоту, и от этого даже немножко захватывает дух.
Наступивший год будет для нашего футбола успешным — в это хочется верить, а для БАТЭ очень непростым. Своей вызывающей успешностью и многолетней гегемонией клуб так намозолил глаз, что боксерскую стойку приняли многие. И готовятся к драке основательно, как никогда раньше. Минское «Динамо» приглашает молодого тренера из России — рискует в надежде сорвать банк. Ставку в клубе делают на молодежь и на человека, который с этой молодежью умеет работать. «Шахтер» в юбилейный год рвется в фавориты, «Неман» проводит кардинальную перестройку, «Гомель» метит в лидеры, «Минск» готовится защитить завоеванные позиции, в «Витебск» приехали Сергей Боровский и Олег Дулуб...
Чемпионат страны постепенно становится самодостаточным. Это важно. Полюбить и зауважать себя необходимо, чтобы тебя полюбили и зауважали другие. Но любовь эта не должна быть на пустом месте. Говорят, что журналистика — это зеркало жизни. Хочется, чтобы в нынешнем сезоне нашему футболу смотреться в него было не стыдно. Тогда и отражение будет соответствующим.
Зерцало желанийКочка зрения Сергея КАНАШИЦАЕще каких–нибудь лет пять назад, когда в страну приходила зима, наступали морозы и наш футбол, как медведь, заваливался...