Катрин Оствальд-Рихтер: В сознании многих немцев Берлинская стена по-прежнему существует. 21.by

Катрин Оствальд-Рихтер: В сознании многих немцев Берлинская стена по-прежнему существует

10.11.2009 17:38 — Новости Мира |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

С момента падения Берлинской стены прошло уже двадцать лет, но Германию по-прежнему сложно назвать единой. О том, что значит для немцев и всей Европы в целом девятое ноября, и как отмечают праздник объединения страны, в эфире Радио TUT.BY рассказала госпожа Катрин Оствальд-Рихтер, директор Института Гете в Минске.

Полный вариант беседы слушайте тут

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.


Что значит девятое ноября для Германии и Европы в целом?


Падение Берлинской стены обозначило начало конца Германской Демократической Республики. Следует, однако, отметить, что та ситуация, которая в конце 80-х складывалась в Польше, Венгрии и Советском Союзе, говорила о том, что перемены должны были наступить. Падение стены эти перемены значительно ускорило.

Можете ли вы вспомнить, где и как вы встретили весть о падении Берлинской стены?

Я помню это очень четко. В то время я как раз была в Берлине, училась в университете имени Гумбольдта, поэтому все эти события пережила, как говорится, в режиме онлайн. Нужно хорошо представлять, что это было за время. Тогда не было мобильных телефонов, даже домашние телефоны были далеко не у всех. Поэтому, когда в тот вечер мы сидели в кафе, и вышел хозяин этого кафе и сказал, что Берлинская стена пала, мы не поверили и решили, что он выпил лишнего.

Когда сообщение подтвердилось, как вы отнеслись к этому событию?

Для меня в этот день открылась совершенно новая жизнь - по-другому сказать нельзя. Когда я вспоминаю об этом, душа наполняется радостью. Мир казался открытым, а все идеи и желания - выполнимыми.

Бытует мнение, что, несмотря на прошедшие двадцать лет, разница между Западной и Восточной Германией все равно ощущается. Согласны вы с этим?

Конечно, это так: сорок лет социализма и плановой экономики невозможно исправить за двадцать лет. Сама эта система и привела к коллапсу и развалу Берлинской стены. Но глядя на теперешнее молодое поколение, можно отметить, что Германия все же срастается. Особенно заметно это в сфере культуры: если оценить культурное пространство Лейпцига, Дрездена, Восточного Берлина, то очевидно, что оно стало естественным дополнением культурной жизни Европы и Германии. В этом смысле нужно сказать, что мы снова стали единой, цельной культурной нацией.

Приобретает популярность мнение о том, что восторженное отношение к падению Берлинской стены сменилось разочарованием. Дескать, ожидания немцев не оправдались, и восточные регионы начали "высасывать" из бюджета объединенной Германии огромные средства, а настоящего объединения так и не произошло. Что вы считаете по поводу паразитирования Восточной Германии на Западной?

Я бы не стала так обобщать: все зависит от конкретного человека и от того, как это событие сказалось на его дальнейшей жизни. Людям за сорок, конечно, было очень сложно, многие потеряли работу. Как среди западных, так и среди восточных немцев остались люди, в сознании которых эта стена все еще существует. Я думаю, со временем это уйдет.

Что касается денег, которые восток якобы вытягивает из запада, то, возможно, так и происходит. Но суть в том, что выбора нет: необходимо поддерживать Восточную Германию, иначе пришлось бы снова построить эту стену на том месте, где она была. С другой стороны, ведь именно западногерманские инвесторы получали и получают прибыль, вложив деньги в экономику восточной Германии.

Какая программа праздничных мероприятий подготовлена Институтом Гете в Минске в честь двадцатилетия падения стены?

Все программы, которые организовал наш Институт этой осенью, так или иначе связаны с темой падения Берлинской стены. В первую очередь, хочется подчеркнуть фестиваль фильмов, который прошел в Академии искусств, где режиссер-документалист Андреас Войгт (Andreas Voigt) показал два фильма из своей известной трилогии "Осенний Лейпциг" (Leipzig im Herbst).

Так случилось, что два наших сотрудника родились в Восточной Германии, и им постоянно задавали вопрос о том, как они чувствовали и переживали падение стены. Мы решили, что будет интересно устроить дискуссию и обсудить эти переживания перед общественностью. На самом деле, это нашло живой отзыв у тех, кто принял участие в дискуссии.

В рамках вечера состоялась презентация книги, которая посвящена падению Берлинской стены. Кстати, эта книга была недавно переведена и издана на русском языке. Что касается фильма "Туннель", то в нем рассказывается о туннеле, который западные немцы копали под Берлинской стеной, чтобы вытащить с востока своих друзей, знакомых, любимых.

Был проведен конкурс "Семейный альбом", который дал возможность молодым людям задуматься о значении падения стены. Ведь это событие в некотором роде изменило жизнь и белорусской молодежи.

Кроме того, проходит фотовыставка фотографа Штефана Копелькама под названием "Местное время" (Ortsziet). Она побывала в десяти городах, и сейчас ее можно посетить в Полоцке.

В конце сентября прошел литературный фестиваль "Ландшафты поэзии", в котором приняли участие пятнадцать поэтов из шести стран. Вчера состоялся концерт, в рамках которого звучала музыка композиторов из Западной и Восточной Германии.

Какие мероприятия проходят в эти дни в самой Германии? Вы не жалеете, что в эти дни вы здесь, а не там?

Празднования в Берлине начались еще в пятницу с бесплатного концерта группы U2, который прошел возле Бранденбургских ворот и собрал десятки тысяч зрителей. Кроме того, вчера прошло крупное мероприятие с участием официальных лиц.

Что касается личных впечатлений, то я не жалею о том, что нахожусь не в Берлине. Мне нет необходимости выходить на улицу и праздновать, потому что праздник у меня в душе.



 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
С момента падения Берлинской стены прошло уже двадцать лет, но Германию по-прежнему сложно назвать единой. О том, что значит для немцев и всей Европы в целом девятое ноября, и как отмечают праздник объединения страны, в эфире Радио TUT.BY рассказала госпожа Катрин Оствальд-Рихтер, директор Института Гете в Минске.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Мира)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика