Гитарозавр
Гитарозавр
Именно так назывался один из его концертов. Лихо. Но он имеет на это право. Первая рок-гитара страны, доцент кафедры искусства эстрады Белорусского государственного университета культуры и искусств Владимир Угольник сегодня гость «МК» Татьяна БАТЮК - Потому что… рок-н-ролл. - Или «Биттлз»? - …И «Роллинг Стоунз», и «Лед Зеппелин», и «Дип Перпл». Правда, музыкальную школу и училище я заканчивал как скрипач и альтист. Ну а лет в тринадцать начал параллельно играть на гитаре. Сначала во дворе. А поскольку знал музыкальную грамоту, мне было легко осваивать новый инструмент. - Говорят, скрипачам это просто. - Как и прочим струнникам. Многое дает и классическое образование, элементы которого привношу в обучение студентов. Сейчас так далеко шагнула профессиональная музыка - эстрадная, джазовая, тот же рок, что, не зная теории, не сыграешь. - А кто ваши учителя по гитаре? Ведь в 1960-х не было специальных факультетов… - Первые преподаватели - дворовые ребята. Что-то покажут, дальше - сам. - То есть, вы - самоучка? - Почему же? У меня высшее образование по классу гитары. Закончил заочно Минский институт культуры, будучи уже профессиональным музыкантом, артистом Белгосфилармонии. Сначала, с 1973 года, работал в коллективе у Нелли Захаровны Богуславской. Потом были «Верасы», гастроли, поездки. И тот опыт, что накопил на сцене, очень помогал учиться. - Давайте вернемся в детство. Мальчик играл на скрипке. И вдруг едва ли не бросает все, берет в руки рок-гитару… Как восприняли родители? - Так, как тогда воспринимали разных хиппи. Отрицательно. Но я частенько занимался на гитаре по десять часов подряд. А в то время не выпускалось ни нот, ни учебников, ни видео. Были только плохого качества магнитофонные записи знаменитых на весь мир групп. Гитариста одной из них - Элвина Ли - считаю своим первым учителем. Ставил магнитофон на меньшую скорость, звучание получалось замедленным, на октаву ниже, зато была слышна каждая нотка… В 1968 году у нас уже была своя рок-группа «Блики», первая в городе. Мне тогда исполнилось 15 лет. Играли на танцевальной веранде Дома культуры 5-го стройтреста. Прежде там танцевали под пластинки, а на наши вечера стало набиваться до двух с половиной тысяч человек. Сборы подпрыгнули, а руководство Дома культуры было в шоке: им еще не приходилось платить юнцам такую зарплату - по 400 - 500 рублей в месяц! - На что тратили? - Рублей 90 отдавал родителям, остальные - на аппаратуру для группы, пластинки. О деньгах лично для себя ребята тогда особенно не думали. В первую очередь хотели научиться хорошо играть. - Ходят слухи, мол, когда Угольник в особом настроении, он закрывается в кабинете и играет такое, что студенты под дверью замирают, разинув рты… - Слухи немного преувеличены. У меня есть сборник старинной лютневой музыки. И когда устаю или что-то негативное происходит в жизни, запираюсь дома на кухне, беру акустическую гитару, ставлю ноты и играю сюиты из сборника. Эта музыка, написанная четыреста лет назад, настолько совершенна и современна, что не надо никаких комментариев. Она сразу ложится на душу, очищает ее и не оставляет места унынию. - Исполняете ли такую музыку на концертах? - Она очень интимна. Поэтому только для друзей. Особенно хорошо звучит в лесу, в тишине, у ночного костра. - Музыкантов-классиков никогда не называют лабухами. А вас? - В нашей среде слово «лабух» абсолютно не оскорбительное. Лабухи - это практикующие музыканты. Лабух взял швайку, скребок и залобал. Что означает «музыкант взял гитару, медиатор и заиграл». - Не опасаетесь того, что ваши ученики могут стать на эстраде вашими конкурентами? - Жду этого с нетерпением. Есть ребята, которые далеко продвинулись. Не буду называть их имена из педагогических соображений. Когда кто-то из учеников меня обходит в своем стиле - это счастье. Как построена у нас учеба? Например, студент великолепно играет хард-рок. Помогаю ему в этом направлении, но все же он работает самостоятельно. А я его развиваю в джазе, в кантри, то есть в том, что меньше ему знакомо. И случается, парень потом уходит в тот же джаз. Невозможно успешно работать во всех стилях сразу. Что-то я не сыграю, как мои выпускники. А что-то они не исполнят, как я. Как определишь, кто лучше, кто хуже? Важно - достигнуть в исполнении глубины, которая воздействует на зрителей. - В каком жанре пишете музыку? - Легко воспринимаемый рок. Впрочем, к определениям отношусь с иронией. Спрашивайте у критиков - они приделают ярлычки. Для меня же главное - чтобы получилось по-настоящему, и самому не было стыдно перед будущими внуками за то, что сделал. - Владимир Петрович, вы когда-нибудь проваливались с треском? - На одном концерте меня просто не включили. Я играл себе в монитор, в зал же не попадало ни звука. Причем оркестр меня слышал, а у публики - недоуменные лица: гитарист шевелит пальцами как в немом кино. Видно, кто-то случайно выдернул провод. - Применяете особые приемы, чтобы завести зал? - Если выходишь к зрителям как к друзьям, никакие хитрости не нужны. Иногда, правда, приходится менять порядок исполнения. Первую композицию отыграл, смотрю - вторая не подходит. Кричу: «Ребята, сейчас пойдет шестая!» Тут уж музыканты недовольны, особенно если надо ноты переставлять. Но обычно угадываю - с опытом вырабатывается чувство зала. - А со студентами хитрости требуются? - Ну, если я сейчас на весь город стану трубить о своих секретах… Конечно, применяю, но не скажу. - Почему? - Потому что, прочитав вашу газету, ученики смогут их успешно нейтрализовать. - Значит, студент всегда хитрей преподавателя? - Конечно. Как говорил Ростропович, преподаватель должен быть немножко придурком, чтобы студент лучше раскрылся. Он расслабится - и вот тут давай лепи из него музыканта. - Ваше самое смешное приключение, связанное с музыкой? - Любые гастроли - сплошное приключение. Однажды должен был исполнять номер, сидя на стуле, а он оказался поломанным. Представляете, что было бы, если бы я плюхнулся на него всем своим весом! Отработал номер почти на корточках, поскольку гитара была без ремня. Потом долго ловил рабочего, который поставил этот стул. - В отличие от той публики, которая любит послушать попсу, к вам, наверное, ходит особый зритель и замечает ошибки, накладки. - Меня как-то спросили, почему бывают ляпы на концертах. Ответил: «Ляпов не случается только под «фанеру», но я так не играю». Музыкант тоже должен иметь право на маленькую ошибку и не зацикливаться на том, что «ах, взял не ту ноту, значит, пропал весь концерт». На живых выступлениях бывает всякое: лопнул софит - артист испугался и «мазанул». Но когда установился полный контакт с залом, когда ты людей порадовал, снял с них стресс и они поняли, что с улицы попали в сказку, тогда вообще можешь все сыграть мимо, а тебя все равно воспримут. - Может быть, вы сами хотели сказать что-то, о чем я не догадалась спросить? - Возвращается, слава Богу, эпоха живого исполнения. И это здорово! Если кто-то привык смотреть «фанерные» шоу - пускай отвыкает. Честно говоря, лично я не люблю даже клипы: все сделано с двадцатого дубля, хоть и красиво. А живой концерт дышит, особенно если на сцене настоящий артист. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Именно так назывался один из его концертов. Лихо. Но он имеет на это право. Первая рок-гитара страны, доцент кафедры искусства эстрады Белорусского го
|
|