Технические НПА: незнание от ответственности не освобождает!Конституционный суд Республики Беларусь 4 октября т.г. рассмотрел обращение по вопросу о необходимости своевременного и полного доведения до сведения граждан и юридических лиц содержания технических нормативных правовых актов (технические НПА), принимаемых республиканскими госорганами, и информации о сроках введения их в действие. Об этом сообщила помощник председателя Конституционного суда Людмила Мурашко. К техническим НПА действующим законодательством отнесены технические регламенты, государственные стандарты, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, нормы и правила пожарной безопасности, а также другие акты, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством. Законодательством детально определен порядок официального опубликования нормативных правовых актов и вступления их в силу, в том числе предусмотрено, что нормативные правовые акты подлежат включению в Национальный реестр правовых актов РБ (НРПА) и официальному опубликованию в его издании, а также имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» определены порядок разрешения юридических коллизий, устранения и преодоления пробелов в нормативных правовых актах, условия их реализации, предусмотрен запрет придания им обратной силы и установлены другие требования. Однако в соответствии с внесенными в 2002 г. изменениями сфера действия Закона перестала распространяться на технические НПА, которые принимаются министерствами архитектуры и строительства, здравоохранения, труда и социальной защиты, природных ресурсов и охраны окружающей среды, торговли и др. Эти акты устанавливают технические условия и нормы в определенной сфере деятельности, направлены на защиту жизни, здоровья, наследственности человека, других прав и свобод граждан, прав потребителей, охраны окружающей среды. Однако порядок и условия доведения до всеобщего сведения указанных технических НПА не определены. А между тем технические НПА являются основой для принятия локальных НПА и также обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами. В силу этого граждане и юридические лица до введения в действие таких актов должны иметь возможность заблаговременно ознакомиться с их содержанием, поскольку в некоторых случаях нарушение норм указанных актов влечет юридическую ответственность, в том числе административную и уголовную. Это обстоятельство тем более предполагает необходимость своевременного и полного доведения до сведения граждан и юридических лиц таких технических НПА, содержание которых затрагивает их права и обязанности. Судом изучена практика опубликования технических НПА, которая свидетельствует о том, что сведения о принятии таких актов публикуются в ведомственных журналах, а сами акты распространяются организациями, подчиненными республиканским госорганам, заинтересованным лицам на платной основе. В некоторых из таких организаций в этих целях созданы электронные банки данных технических НПА, принимаемых вышестоящими министерствами. Необходимо отметить, что кое-что из ограниченного перечня технических НПА (технические регламенты, государственные стандарты и др.) можно найти в Национальном фонде технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, деятельность которого предусматривает справочно-информационное обслуживание юридических и физических лиц, а также свободный доступ к справочной информации Национального фонда, размещаемой на официальных интернет-сайтах госорганов. Кроме того, Указом Президента РБ от 22.05.2006 № 333 предусмотрено, что госорганы могут направлять в Национальный центр правовой информации (НЦПИ) технические НПА для включения их в НРПА. По информации Конституционного суда, министерства по чрезвычайным ситуациям, сельского хозяйства и продовольствия, департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций, Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь уже направляют сведения о принятых технических НПА, а в ряде случаев и тексты этих актов для размещения в эталонном банке данных правовой информации, который предоставляется НЦПИ Национальной и Президентской библиотекам, госорганам и иным организациям безвозмездно, а юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам — на платной основе. Учитывая изложенное, Конституционный суд в своем решении № Р-196/2006 (зарегистрировано в НРПА 10.10.2006, рег. № 6/492) считает необходимым определить порядок вступления в силу технических НПА с таким расчетом, чтобы у лиц, на которых распространяется их действие, была реальная возможность ознакомиться с содержанием этих актов. В связи с этим Конституционный суд предложил Администрации Президента и Совету Министров рассмотреть вопрос об обеспечении единого комплексного подхода к определению порядка принятия, опубликования или доведения до сведения граждан и юридических лиц иным способом технических НПА, а в качестве временной меры на период до законодательного урегулирования этого вопроса определить временный порядок их подготовки, принятия, вступления в силу и доведения до всеобщего сведения. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Конституционный суд Республики Беларусь 4 октября т.г. рассмотрел обращение по вопросу о необходимости своевременного и полного доведения до сведения
|
|