21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Тесты по физике непосильны для абитуриентов

25.08.2009 22:20 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Тесты по физике непосильны для абитуриентов

В этом убежден автор школьных учебников по физике

В последнее время много споров и дискуссий об уровне сложности тестовых заданий на вступительных экзаменах. Являясь автором школьных учебников и пособия для по-ступающих в вузы по физике, хочу высказать свое мнение по данному вопросу.

Поскольку лучшими аргументами в любом споре являются конкретные факты, я вы-полнил вариант №1 тестового задания по физике, предлагавшегося на экзамен в про-шедшем, 2006 году (опубликован издательством «Аверсэв»). На решение 30 заданий абитуриенты имели три астрономических часа или четыре академических по 45 минут. У меня на это решение и его короткую запись ушло почти четыре астрономических ча-са. Чистовая запись решения всех задач варианта с минимумом вспомогательных ри-сунков и использованных формул уместилась на пяти страницах формата А4. Это 160 математических выражений (отправные формулы и преобразования). Числовые расче-ты ответов потребовали 120 калькуляторных операций, не считая перевода заданных в условии единиц в нужные для решения.

Даже если отбросить значительное время, которое я затратил на само оформление, чего абитуриент может в принципе не делать, я, фактически, не уложился в контроль-ное время! Я 40 лет проработал в школе, в основном в классах с углубленным изуче-нием физики, и могу с полной уверенностью сказать, что разбираемое задание явно непосильно даже очень хорошо подготовленным соискателям.

Очень опасаюсь, что сторонники усложнения тестовых заданий недооценивают нега-тивные стороны таких изменений. Во-первых, усложнение уровня заданий ударяет прежде всего по выпускникам сельских школ, которые в основном работают по про-граммам базового уровня. К тому же эти абитуриенты весьма ограниченно могут вос-пользоваться услугами подготовительных курсов и частных репетиторов.

Во-вторых, нарушается один из важнейших принципов нашего образования - единство системы оценки знаний. Появляются оценки «первого» и «второго» сорта. Ведь при по-ступлении учитывается сумма оценок тестовых испытаний по трем предметам и сред-него балла школьного аттестата. Из-за сложности заданий средний по республике балл составил в прошлом году всего 31 по физике (из 100!) и еще ниже - по математике. Средний же балл представленных на конкурс аттестатов был близок к 7 по десяти-балльной шкале, т.е. 70 баллов по стобалльной! Таким образом, усложнение заданий не повысило роль конкурсных экзаменов, а наоборот сделало эту оценку второсортной. Фактически уравниваются возможности тех, кто показывает на экзамене очень хоро-ший результат при неплохом аттестате и тех, кто получает на экзамене отметку всего 25 - 30 баллов, но привозит из родной школы великолепный аттестат. Знакомый учи-тель-минчанин рассказал, что один его весьма нерадивый ученик вообще поставил крестик выбора правильного ответа ко всем ответам с номером один, написал на гла-зок семь ответов к остальным задачам, получил 28 баллов и стал студентом!

В-третьих, что для меня как потомственного учителя особенно неприятно, использова-ние очень сложных заданий приводит к дискредитации огромной массы школьных пре-подавателей в глазах учеников и их родителей. Приученные длительной практикой прошлых лет к тому, что учитель физики (математики) щелкал как орешки экзаменаци-онные задачи, родители начинают сомневаться в компетентности учителей. Они про-сто не могут понять, что сейчас в тесты все в большем и большем количестве включа-ются задания, которые еще 5 - 7 лет назад предлагались только на олимпиадах. Рис-кую вызвать на себя огонь критики, но я не считаю профессионально непригодным учителя, который не научился очень быстро решать такие задачи.

Я вовсе не призываю вообще к отмене тестовой форме экзаменов. Она имеет огром-ные достоинства: позволяет выявить и оценить уровень знаний по очень большому числу важнейших разделов предмета, сводит к минимуму субъективизм экзаменаторов и возможность всяческих нечистоплотных действий. Но тестирование имеет и свои не-гативные стороны. Кроме возможности лотерейного везения, это, конечно же, дефицит времени, а значит и необходимость решать задачи очень быстро. Это своеобразные быстрые шахматы, где даже легендарный Каспаров не всегда имел успех. Поэтому за бортом вузов могут остаться очень хорошо мыслящие люди, привыкшие рассуждать обстоятельно, без спешки. Их места могут занять посредственности, скоропалительно накачанные высокооплачиваемыми репетиторами.

Все это не может не влиять на всю систему преподавания физики в стране. Сегодня в школах ее преподают совсем не так, как 20 и даже 10 лет назад. Из программ всех уровней (базового, повышенного и углубленного) исчез завершающий физический практикум. В учебниках двух последних лет обучения почти отсутствуют описания опы-тов, которые учитель может реально провести в классе. Эти учебники более похожи на справочники по физике. Все меньше становится учителей, мастерски владеющих экс-периментом. А ведь именно такого учителя минской школы №42 Якова Борисовича Мильцерзона публично вспоминал с восхищением и благодарностью его ученик - но-белевский лауреат по физике Жорес Алферов.

Выдвигая аргументы против усложнения тестовых заданий, я вовсе не хочу сказать, что они должны быть очень легкими. Лично мне нравился уровень сложности, соблю-даемый еще три года назад, когда составителям задач официально ставилась планка: 55% заданий должны иметь сложность не выше третьего уровня (из пяти). При таких критериях значительно поднимается средний балл, практически отпадают варианты лотерейного везения и в то же время почти недостижимым остается получение за че-тыре учебных часа максимальной отметки в сто баллов, т.к. в задании есть задача чет-вертого и две задачи пятого уровня (практически олимпиадные). Повышается роль эк-заменационной оценки, не будет печальной (а может и позорной для всей системы об-разования!) картины экзаменов 2006 года, когда уже к началу четвертого часа в ауди-ториях оставалось всего по 2 - 3 человека.

Даже малоопытный преподаватель хорошо знает, что условие одной и той же задачи по физике можно отредактировать как в пользу решающего, так и наоборот, создав ему дополнительные трудности. Анализируя тексты заданий минувшего года, могу с полной уверенностью и ответственностью сказать, что в подавляющем большинстве заданий составителями был избран второй путь. А как хотелось бы быть правильно понятым и увидеть в новых экзаменационных заданиях незримую дружескую руку, протянутую абитуриенту корректным и благожелательным экзаменатором.


 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В этом убежден автор школьных учебников по физике
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика