Не только владеть ситуацией, а управлять еюВЛАСТЬ В ЛИЦАХ Выборы местных Советов депутатов 25-го созыва прошли на Витебщине в полном соответствии с избирательным законодательством и при высокой явке избирателей, которая составила в целом по области 90,4 процента. Это говорит о высоком авторитете местных органов представительной и исполнительной власти. Всего в области 241 местный Совет — областной, 4 городских (городов областного подчинения), 3 городских (городов районного подчинения), 12 поселковых и 200 сельских Советов. В их составе 3568 депутатов, почти половина избрана впервые. С председателем областного Совета депутатов Александром АТЯСОВЫМ беседует наш обозреватель.— Александр Егорович, какое направление в повседневной деятельности местных органов власти вы считаете важнейшим? — Это, конечно, решение актуальных проблем жизнеобеспечения населения, чего в первую очередь ждут от нас люди. Качественный показатель — внедрение социальных стандартов. В регионах области эта работа в целом завершена. Реализованы стандарты в здравоохранении, образовании, культуре, транспортном обслуживании, телефонизации, торговле. Стандарты обеспечиваются во всех городах, райцентрах, поселках, а самое главное — во всех сельских и поселковых Советах. Дошли до сельской глубинки, до каждой деревеньки. Сегодня уже мы говорим не о количественных, а о качественных параметрах внедрения социальных стандартов. Ибо проблемы пока существуют, особенно на уровне сельских и поселковых Советов депутатов. Это уличное освещение сельских населенных пунктов, обеспечение их питьевой водой, ликвидация несанкционированных свалок и обустройство мини-полигонов для бытовых отходов, многое другое, что надо сделать для повышения на селе культуры быта. — В конце 2005 года на сессии областного Совета депутатов принята областная программа возрождения и развития села на 2005—2010 годы. Какие ее основные задачи? — Реализация этой программы позволит обеспечить развитие всех отраслей сельскохозяйственного производства на высоком, качественно новом уровне, а главное — на практике решить комплекс социальных вопросов, реально повысить уровень жизни сельского населения. Важная составная часть этой программы — создание благоприятных условий для развития личных подсобных хозяйств граждан. Вот красноречивые цифры. На личных подворьях граждан производится 95 процентов картофеля, 93 процента овощей, 32 процента молока, 20 процентов мяса, 37 процентов яиц. И, заметьте, без значительных инвестиций, кредитов и бюджетных средств. Иногда от отдельных руководителей приходиться слышать, что в связи с интенсивным развитием общественного сектора сельскохозяйственного производства нет нужды заниматься частными подворьями. Считаю такие рассуждения глубоко неверными. Надо же еще учитывать, что личные хозяйства — важный источник повышения доходов наших сельчан. Вот почему задача органов власти на местах — оказывать им серьезную поддержку. Сейчас в области работают 67 механизированных звеньев, которые оказывают населению целый комплекс услуг. 42 из них созданы при сельских Советах, 4 имеют статус юридического лица. И люди благодарны, они на практике убеждаются, что власть заботится о них. 40 сельских и поселковых Советов взяли на себя сбор молока у населения. Планируем создать при каждом агрогородке коммунальное унитарное предприятие по оказанию услуг гражданам в ведении личных подсобных хозяйств. — Видимо, для более успешной реализации этой программы не обойтись без взаимодействия местных органов исполнительной и представительной власти? — Скажу сразу: оно у нас самое тесное. Ведь задача общая. И общая ответственность перед людьми. Вот, к примеру, как готовятся сессии Советов. Создаются рабочие группы, в состав которых, кроме депутатов, входят ответственные работники исполнительных комитетов. Вопросы детально изучаются, рассматриваются предварительно на заседаниях соответствующих постоянных комиссий Советов. Стали практиковаться выездные сессии, совместные заседания президиумов Советов и исполнительных комитетов, в том числе и выездные — на базе Советов первичного уровня. Хорошо зарекомендовала себя практика проведения ежегодных совещаний с председателями сельских и поселковых Советов депутатов. С 2001 года в соответствии с совместным решением президиума областного Совета депутатов и облисполкома проводится соревнование среди сельских и поселковых Советов депутатов по благоустройству и содержанию объектов социально-культурной сферы. Вручаются свидетельства и призы по 13 номинациям. Среди призов — тракторы, автобусы, компьютерные классы и компьютеры, автомобили. Улучшается материально-техническая база сельских и поселковых Советов. Все они обеспечены служебным авто- транспортом, а на 2007 год в бюджете заложено 400 миллионов рублей на приобретение автотранспорта для тех Советов, где старые машины уже выработали свой ресурс. Все председатели Советов снабжены мобильной связью. Принимаются масштабные меры по оснащению Советов компьютерами, другой необходимой оргтехникой. Совершенствуется программное обеспечение Советов. На примере одного из районов предполагается в этом году осуществить обмен информацией между сельисполкомами и отделами райисполкома с использованием единой электронной сети. — В области, как мне известно, существует развитая структура общественного территориального самоуправления. — Да, у нас на селе избрано на сходах граждан более 3500 старейшин. Это уважаемые, авторитетные люди. Действуют 283 сельских комитета. В 2005 году совместным решением президиума областного Совета и облисполкома принято новое Положение о старейшинах сельских населенных пунктов, где четко определены права и обязанности старейшин. Одновременно приняты условия ежеквартального премирования старейшин в зависимости от числа проживающих в населенном пункте, на что в бюджете области на 2007 год заложено около 500 миллионов рублей. — Наверняка такая «армия» помогает и в осуществлении благоустройства населенных пунктов? — Благоустройство — одна из насущных задач местных органов власти. В 2006 году приведены в порядок 335 машинных дворов, 1320 ферм и комплексов. В каждом районе утверждены региональные схемы сбора и вывоза отходов из населенных пунктов с учетом 100-процентного охвата планово-регулярной саночисткой территорий городов, горпоселков, сельских населенных пунктов, садоводческих товариществ, агрогородков. В ходе ежегодного республиканского смотра санитарного состояния и благоустройства населенных пунктов Республики Беларусь лучшими среди населенных пунктов признаны деревни Новка, Камень, Святошицы Витебского, Лепельского, Докшицкого районов, городской поселок Освея Верхнедвинского района. В 2006 году в целях исполнения Указа Президента Республики Беларусь от 3 февраля 2006 г. № 70 «О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности» созданы областная и, районные координационные рабочие группы, которые возглавили председатели Советов. За 2006 год снесено 2822 ветхих дома, или 40 процентов от их количества. Наиболее активно в этом направлении работают в Верхнедвинском, Витебском, Лиозненском, Полоцком и Поставском районах. Мы ставим задачу — до 1 января 2008 года полностью завершить работу по сносу ветхих домов с хозяйственными и иными постройками. — Перед органами власти поставлена задача поднять все малые города, подтянуть уровень жизни, условия труда и быта людей до уровня городских жителей... — К малым городским поселениям у нас отнесено 40 населенных пунктов, в том числе 24 городских поселка, 15 городов районного подчинения, деревня Бигосово. Утверждены программы социально-экономического развития этих населенных пунктов на 2006—2010 годы. Предстоит серьезная работа по снижению уровня безработицы, увеличению занятости, развитию предпринимательства, туризма, производственной и социальной сфер. Согласно расчетам, численность населения, занятого в экономике малых городских поселений, в 2010 году по сравнению с 2005 годом увеличится на 8,5 процента, будет создано дополнительно 16 тысяч новых рабочих мест, уровень безработицы к экономически активному населению снизится с 2,5 до 1 процента. — Для Витебщины особенно актуальна демографическая проблема... — Восстановить довоенную численность населения мы пока не смогли. И тем не менее, благодаря в первую очередь стабилизации экономики и связанному с этим росту уровня жизни людей, строительству доступного жилья, развитию системы здравоохранения и других социальных сфер, стала наблюдаться положительная тенденция. Например, в 2006 году по сравнению с 2005-м на 5,4 процента выросла рождаемость, на 2,1 процента снизилась младенческая смертность. Конечно же, демографическая проблема требует качественно новых подходов к ее решению на всех уровнях власти, консолидации усилий всего общества. Как предусмотрено планом работы на 2007 год, вопросы демографической ситуации будут рассмотрены на ближайших сессиях Совета, предполагается принять специальные программы. — В начале года вышел Указ Президента Республики Беларусь «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения». Уже началась работа по его реализации? — Как известно, глава государства неоднократно подчеркивал, что Советы являются одной из опор нашего гражданского общества. И вот впервые на уровне Президента приняты документы, в которых прописан комплексный механизм совершенствования первичного звена власти в нашей стране. Указ законодательно расширяет и закрепляет доходную часть бюджетов первичного звена местного управления и самоуправления, направлен на улучшение их материально-технического обеспечения, решает ряд других важных вопросов жизнедеятельности Советов. Указа мы ждали давно. И сразу приступили к его выполнению. Составлен областной план мероприятий, определены конкретные исполнители. На сессиях районных Советов приняты в соответствии с Указом доходные части бюджетов сельских Советов. Осуществляются и другие мероприятия, определенные Указом. В частности, ведется инвентаризация систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов, а также дорог сельских населенных пунктов и иных объектов недвижимости. Как известно, Указом утверждено Положение о председателе сельского, поселкового, городского (городов районного подчинения) исполнительного комитета. Он признан ключевой фигурой первичного уровня управления. Совмещая эту должность с должностью председателя местного Совета депутатов, он должен быть в курсе всего, что происходит на вверенной ему территории. И не просто владеть ситуацией, а эффективно ею управлять, существенно влиять на качество жизни людей и их настроение. Необходимо в комплексе решать насущные проблемы социально-экономического развития регионов, жизнеобеспечения населения, соблюдения законности и общественного правопорядка, исходя из общегосударственных интересов и интересов местного населения. Всех нас ожидает впереди очень ответственная работа, которую надо выполнять честно и добросовестно. Беседовал Александр ПУКШАНСКИЙ. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Выборы местных Советов депутатов 25-го созыва прошли на Витебщине в полном соответствии с избирательным законодательством и при высокой явке избирател
|
|