В середине осени суд Фрунзенского района приступил к слушанию уголовного дела в отношении четырех бывших сотрудников импортера Fiat, Alfa Romeo и Lancia в РБ ООО "АвтоДинамо". Должностные лица и рядовые сотрудники обвиняются в уклонении от уплаты таможенных платежей на общую сумму Br1,4 млрд. Впервые суд рассматривает "серую" схему поставки новых автомобилей в Беларусь, в организации которой обвиняются сотрудники импортера.
"Серая" схема
Обвинение предъявлено директору "АвтоДинамо" Сергею Пуртову, директору сервис-центра автомобилей Fiat ИП "Италкар" Алексею Больдюсову, водителю Петру Гончару и менеджеру по продажам Кириллу Москвичеву. Эти четверо, как следует из обвинения, состояли в "устойчивой управляемой группе", созданной одним из учредителей и собственником импортера Андреем Малышевым.
Последнему, бизнесмену и помощнику депутата ПП НС, удалось скрыться вскоре после возбуждения уголовного дела. Следствию Департамента финансовых расследований (ДФР) КГК, которое направило уголовное дело в суд, пришлось довольствоваться заочным предъявлением обвинения Малышеву по той же статье УК, что и его подчиненным, и объявлением его в международный розыск. Поэтому в настоящее время подробности работы "серой" схемы суду объясняют четверо наемных сотрудников импортера, ни один из которых не признает своей вины.
Принцип уклонения от уплаты таможенных платежей, использованный ООО "АвтоДинамо" и описанный следствием, прост: на протяжении 2002-2003 гг. автомобили, которые концерн Fiat Auto S.P.A. направлял в адрес белорусского импортера, оформлялись на подставных физлиц, а затем попадали в комиссионный магазин "АвтоДинамо". Это позволяло существенно экономить на ввозных таможенных пошлинах, так как до декабря 2005 г. для физлиц и юрлиц действовали разные по размеру таможенные ставки при ввозе в страну автомобилей.
В соответствии с договором об импорте и продаже автомобилей, заключенным между итальянским концерном и белорусским импортером, автомобили поступали на территорию таможенного склада Autoverslas в Литве. За их дальнейшее сопровождение бралось предприятие Automainai, владельцем которого являлся Андрей Малышев. Вопреки условиям договора об импорте, это предприятие оформляло на себя все автомобили. Как отмечено в обвинении, на белорусско-литовской границе итальянские автомобили оформлялись на неких физлиц, среди которых были знакомые обвиняемых и сотрудники "АвтоДинамо". Эти люди не располагали денежными средствами для покупки новых автомобилей, получая за предоставление паспортных данных в среднем по $50. Позже часть налоговых деклараций на транспортные средства, поданных ими, следствие признало поддельными.
Оказавшись в минском шоу-руме "АвтоДинамо" как принятые на комиссию, автомобили находили новых хозяев, среди которых были и руководящие сотрудники различных ведомств. Сперва деньги покупателей поступали на расчетный счет "АвтоДинамо", а затем - на счета физлиц, фигурировавших в документах в качестве собственников автомобилей.
По мнению следствия, деньги обналичивались и обращались на дальнейшую деятельность "АвтоДинамо" - реального владельца автомобилей.
"Суды еще будут"
В ходе допроса обвиняемый Петр Гончар, перегонявший автомобили из Литвы в Беларусь, сообщил: по аналогичной схеме работали все белорусские автодилеры.
Почему спустя несколько лет после начала разбирательств сотрудники "АвтоДинамо" остаются на скамье подсудимых в одиночестве и насколько существенными могут быть доказательства их вины, корреспонденту "АБw" рассказал начальник оперативно-организационного отдела управления борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями ГТК Владимир ГАРИФОВ.
- Сколько автоимпортеров вы проверили?
- Достаточно много: "Юкола-Авто", "Юкола-Сервис", "Аншер-Авто", "Атлант-М", "АвтоДинамо", "РИМИ-Авто", "РМ-Маркет". Проверку по этим компаниям начинали сотрудники ГТК, инициируя возбуждение уголовных дел в отношении должностных лиц и сотрудников автоимпортеров по уклонению от уплаты таможенных платежей. В настоящее время это нарушение ушло в другую плоскость, поскольку ставки таможенных пошлин сравнялись с 2006 года. Активно взялся за работу Департамент финансовых расследований (ДФР) КГК - мы взаимодействуем по проблемам законности ввоза транспортных средств. В 2006-м сотрудниками ГТК передано в ДФР 94 материала с признаками правонарушений, отнесенных к их компетенции, 12 материалов передано в Министерство по налогам и сборам в отношении лиц, специализирующихся на незаконной предпринимательской деятельности. Речь в последнем случае идет уже не об автодилерах, а о перегонщиках.
- Проверки ГТК, о которых вы говорили, были плановыми?
- Нет. Имелась оперативная и аналитическая информация о "серых" схемах, следовательно, было очевидно, что проблема с ввозом транспортных средств существует. Разумеется, плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности нашим ведомством тоже проводятся.
- Какое управление ГТК занято проверками деятельности автодилеров?
- Если речь идет о финансово-хозяйственной деятельности, то проверки осуществляет таможенная инспекция - самостоятельный отдел в структуре ГТК.
- Что может стать неопровержимым доказательством вины сотрудников автодилера с точки зрения ГТК, если говорить об уклонении от уплаты таможенных платежей?
- Суд рассматривает представленные доказательства, определяя, насколько они достаточны для вынесения обвинительного или оправдательного приговора. Мы считаем, что доказательства, полученные нами во время проверок, в том числе показания подставных покупателей, достаточны для возбуждения уголовного дела. В ходе следствия могут всплыть и иные доказательства, оценка которых - прерогатива суда.
- Как часто в поле зрения проверяющих попадали "серые" схемы поставок новых автомобилей в Беларусь, используя которые, сотрудники автодилеров пытались сэкономить на уплате таможенных пошлин?
- До выравнивания ставок пошлин все автодилеры занимались "серыми" поставками - в них замешаны все перечисленные мной. Кто-то ввозил транспортные средства на подставных физлиц, кто-то использовал схемы, когда транспортные средства вообще не реализовывались на территории Беларуси, уходя в сопредельные государства. По нашим сведениям, в последнем случае учредители автодилеров одновременно являлись и учредителями зарубежных компаний, получающих автомобили. Деньги в нашу страну при этом не поступали, оплата происходила за пределами Беларуси. Парадоксальная ситуация: официальный дилер оказывает на территории страны услуги только по ремонту автомобилей, что не соответствует самому понятию дилерства. Один из субъектов хозяйствования за весь проверяемый период не совершил ни одной поставки автомобилей на территорию нашей страны.
- Работаете ли вы в связке с правоохранительными органами, которые возбуждают уголовные дела в отношении сотрудников автодилера?
- Конечно, практически по всем возбужденным делам были созданы совместные следственные группы, в состав которых входили сотрудники таможенных органов. В рамках закона об оперативно-розыскной деятельности в случае, когда имеется определенная информация, мы проводим первоначальные проверки.
- Какова формальная процедура проверки? Сколько сотрудников ГТК принимают в ней участие и какие документы должны представить сотрудники дилера?
- Процедура регламентирована Таможенным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях. В соответствии с ними мы имеем право затребовать всю документацию, которая касается внешнеэкономической деятельности импортера, а он обязан ее предоставить. В некоторых случаях весь объем документов может и не понадобиться - многое выясняется путем анализа баз данных таможенных органов. Когда идет проверка, опрашиваются все причастные к той или иной схеме. К примеру, в случае с автодилерами опрашивались лица, на которых ввозились транспортные средства, перегонщики, прямые покупатели, а также те, кто производил таможенное оформление.
- Когда начались проверки белорусских автодилеров?
- Достаточно давно - в 2003-2004 годах. Проверки начинались по мере получения и анализа определенной информации. Не скажу, что проверки были простыми: мы установили и опросили множество людей.
- Активизировались ли проверки с декабря 2005-го - времени унификации таможенных пошлин для физлиц и юрлиц?
- Нет, они и до этого времени шли довольно активно. Когда ясно, что преступление совершено, сам факт изменения законодательства в сфере унификации таможенных платежей не играет большой роли. Речь можно вести не столько о проверках, сколько о следствии и закреплении первоначально полученных доказательств вины.
- Как много нарушений в работе автодилеров удается выявить и какие это нарушения?
- Как правило, дилер заинтересован в экономии денег, пусть даже и незаконным путем. После выравнивания ставок пошлин отдельные дилеры перешли на новые схемы, причем некоторые из них свойственны уже не автодилерам, а криминальным группировкам. Например, ввоз автомобиля под белорусскими номерами, снятыми с машины такой же марки. В этом случае транспортное средство пересекает границу по фальшивым документам. В случае прохода по "зеленому коридору" доскональная проверка может и не проводиться. Кроме того, можно ввезти машину из России - таможенного оформления и контроля на границе с этим государством нет. После ввоза машины на нее также вешают белорусские номера. ГТК располагает информацией, что некоторые граждане пытаются работать по таким схемам.
- Обвиняемые по делу "АвтоДинамо" утверждают, что "серыми" схемами ввоза новых автомобилей пользовались все известные им автодилеры. Если это так, то почему не судят сотрудников иных импортеров?
- Не все дела возбуждались в одно время - проверить всех одновременно невозможно. Точно так же невозможно одновременно рассматривать несколько дел. Следствие - длительный процесс. Подождите - суды еще будут.
Беседовала Марта ЖУКОВА.
"До выравнивания ставок пошлин все автодилеры занимались "серыми" поставками"